Расово-антропологическое течение (Ж. Гобино (1816-1882), О. Аммон (1842-1916), X. Чемберлен (1855-1927) и др.) акцентировало внимание на влиянии наследственно-биологических особенностей людей на социальную жизнь. Последняя рассматривается как продукт расово-антропологических 224
факторов, природных физических черт рас, определяющих культурные и нравственные различия обществ. Необходимо отметить, что социология изначально занималась изучением индустриально развитой части мира. Антропология же занимается исследованием исчезающего культурного мира. Она связана с колониальным опытом (Англия, США, а затем Франция) и уходящим разнообразием форм дописьмснной человеческой культуры. Антропология также характеризуется проявлением интереса к экзотическим нравам и обычаям со стороны «своего» (высшего) к «чужому» (низшему). Опираясь на полевые антропометрические измерения, антропологи изучают расовые, национальные, половозрастные и т. п. особенности, влияние естественно-биологических предпосылок на стили человеческого существования и социальное поведение человека. Представители расово-антропологического течения исходят из тезиса, что в главном, существенном природа человека определяется его расовой принадлежностью и передается через биологическое наследство. Она обеспечивает «модельную образцовость» человеческого общения, поведения (чувства, мышление) и жизненных ориентации. Человеческая деятельность является культуропопагающим преобразованием природы в жизненную среду, адекватную расовой принадлежности человека, включая социальные порядки, институты и т. п. Расы (множества людей) объединяются физио-антропологическими признаками и являются субъектами исторического процесса. Они не равны между собой биологически, интеллектуально, творчески, культурно, и эти различия непреодолимы (Гобино). Неравенство, связанное с расовыми различиями, и вытекающая из него борьба рас являются движущей силой развития народов. Спонтанные вариации и естественный отбор в процессе эволюции образуют «психическую лестницу», на которой примитивные расы занимают низшие ступени. В частности, Гобино обосновывает иерархию рас, различая их в умственной жизни и культурном положении: черная (чувственная), желтая (утилитарная) и белая (историческая раса). Последняя занимает главенствующее место, так как в полной мере обладает способностью к развитию разума (рациональность) и культуре. У остальных данная способность либо отсутствует, либо слабо развита. Главный фактор цивилизации — «чистота расы». «Этнические смеси» вредны для социокультурного развития, ибо ведут к вырождению человека (декадансу) и разрушению цивилизации: появлению демократии как худшей формы государственного устройства. В работах Аммона, Чемберлсна, в рамках обоснования превосходства белой расы, формируется идея особой роли «семейства арийцев» (расы владык). Именно оно создает «арийский дух» как высшее достижение человечества в европейской истории. В условиях подъема немецкого национального самосознания их работы выполняют идеологическую функцию и формируют идею «пангерманизма», превосходства «тевтонской» культуры.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Расово-антропологическое течение» з дисципліни «Історія і теорія соціології»