ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Історія і теорія соціології

Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, основоположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеальное есть ни что иное, как «...материальное, пересаженное в человеческую голову и переработанное в ней» (39, 23, 21), Таким образом, они выступили против гегелевского (объективного) идеализма, понимаемого современниками как спиритуализм.
Маркс и Энгельс также подвергали критике и позитивизм, часто понимаемый в то время как «подлинный материализм» (Э. Литре) или вид материализма, который выдвигает прогрессивные идеи (реализм) в естествознании2. Классики марксизма указывали на антисоциалистическую, антиреволюционную, реформистскую направленность позитивизма и его враждебность атеизму. В силу этого у них возникла необходимость отмежеваться от позитивизма и дать свое толкование положения первичности материального по отношению к идеальному.
В концепции марксизма независимая (онтологическая, то есть природная) материя составляет мир как предданное (предшествующее), являющееся основой человеческого бытия и мышления (сознания). «Не созна-
1 В Европе и Северной Америке в это время развиваются новые направления
философии — экзистенциально-феноменологическое, аналитика-позитивистское и
прагматическое, отбросившие тардиционную метафизическую проблематику на
периферию философского знания.
2 Необходимо отмстить, что сами позитивисты относятся к реальности, выража
емой понятием «материя», как метафизическому объекту.
183

ние определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (19, 3, 25). Отсюда формулируется снимающий проблему дуализма тезис, что мир един и единство его в материальности1. На этой основе представления о сотворении природы и человека рассматриваются как теолого-идеалистические и решительно отвергаются основоположниками марксизма.
Однако в споре монистов о первичности материального или идеального, кроме спекулятивных рассуждений и апелляций к здравому смыслу, ни одна из сторон не может представить верифицированные данные, подтверждающие их правоту. В силу этого новые философские направления снимают традиционную спекулятивно-метафизическую постановку вопросов, составляющих содержание основного вопроса философии в марксистской трактовке. Она создает лишь мнимые, бесплодные методологические проблемы, которые нет смысла обсуждать.
Ведь реальный мир можно представить как множественный и пронизанный человеческой субъективностью, то есть данный сквозь призму человеческой реальности. Это «со— бытие» (совместное бытие) заключает в себе неразрывное (коррелятивное) единство субъективного (со) и объективного (бытие), объединяющее материальное и идеальное. Оно выражает субъективно-деятельную компоненту, определяющую реальный мир как особого рода социально-психологическую реальность. Последняя проявляется в символическом общении, коммуникации, требующих смыслового постижения — понимания, так как предметом научного анализа является только то, что запечатлено в памяти и языке. Тогда реальность можно представить на разных уровнях: а) представляемая реальность — система экс-пектаций (ожиданий) индивидов и социальных групп; б) субъективная реальность — экспектации, которые приписывает самому себе человек с данным статусом; в) играемая реальность (ролевая игра) — наблюдаемое поведение человека с данным статусом по отношению к другому (с другим статусом).
Философский монизм заключает в себе предубеждение против плюралистического подхода к многообразной и разнокачественной действительности. Он закрывает возможность решения разноплановых проблем с помощью различных теоретико-методологических подходов и методов, проявляя к ним нетерпимость. В результате монистическая концепция формирует философское тоталитаристическое (антиплюралистическое) мировоззрение, которое от Гегеля перекочевало в марксизм. Все сущее сводится к единому и исключительному началу — материальному. Данная жесткая парадигма не позволяет адекватно схватывать гибко и вариабилъ-но изменяющуюся действительность и проявлять толерантность к инакомыслию.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Философский материализм» з дисципліни «Історія і теорія соціології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Розвиток В. І. Леніним марксистського економічного вчення
Оцінка умов розміщення об’єктів інвестування
СЕРЕДНЯ ЗАРОБІТНА ПЛАТА ПРАЦІВНИКІВ ТА АНАЛІЗ ЇЇ ДИНАМІКИ
Антикризовий фінансовий менеджмент
Вимоги до висновку за результатами перевірки нематеріальних актив...


Категорія: Історія і теорія соціології | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 565 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП