Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образцы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования духовного облика своих приверженцев, принесшие плоды в Старом и Новом свете. На рубеже XVI—XVII веков радикальные английские протестанты вступили в конфликт с основным течением протестантской церкви в Англии — англиканством, сохранившим основы церковного институциализ-ма, некоторые католические обряды и абсолютизм. Радикальные протестанты выражали интересы созревавшей торгово-промышленной буржуазии и молодой капиталистической экономики. Поэтому в их воззрениях переплетались богословие, экономика и политика. В частности, в их политических взглядах выражается стремление к республиканскому строю, законность и необходимость которого обосновывается с помощью теории естественного права. Сепаратистско-конгрегационные настроения радикальных протестантов вызывали ожесточенное преследование и их эмиграцию в Германию, Голландию, Швейцарию. Там они восприняли радикальные идеи кальвиниз-| 84
FT"
ма, что дало их вере название «пуританизм» (чистый, истинный). В его основе лежат следующее положения: 1) не существует внешнего авторитета в вопросах вероисповедания (все решается общиной); 2) каждая община (церковь — конгрегация) независима от других и не имеет никаких вышестоящих институтов; 3) каждый член общины имеет право принимать участие в управлении общим делом. В конечном счете среди эмигрантов сформировалась идея переезда в Америку — Новый свет — и основания там английских колоний, жизнь в которых строилась бы согласно кальвинистским канонам («Город па холме»). Это открывало простор для реализации их социокультурных устремлений — религиозного мессианства, экономической и хозяйственной деятельности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Английский пуританизм» з дисципліни «Історія і теорія соціології»