На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой культуры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, противоречат пристрастности и ярой нетерпимости в борьбе за религиозные начала. Поздний гуманизм в большей мере был связан с литературным (филологическим) творчеством, для которого свойственен углубленный психологический анализ достоинств человека (но не ученые знания) как живого существа, а не центрального звена космической иерархии. Наиболее яркими его представителями были Монтень, Сервантес, Шекспир и др. Путь, предлагаемый ими для достижения благой жизни, не самый короткий и прямой. Вначале, постепенно и па протяжении долгих лет, должно сформировать новых людей (ум, мораль, способности, личные качества), а затем с помощью особых методов, построить новое общество. Однако дух абстрактной морализующей неопределенности и увещевания как показной метод воздействия оказывает лишь поверхностное влияние на людей (пример с проповедями Савонаролы). Наоборот, реальный метод воздействия, использующий систему наказаний (страх) и поощрений (выгоды), действовал более значительно. Вера в возможность мгновенного улучшения была основана па нетерпении. Вожди и следующие за ними миряне фанатично верили, что все беды идут от инакомыслящих: стоит уничтожить данный источник зла и вес люди изменятся к лучшему, для всех и навсегда наступит счастливая жизнь. Придерживаясь такого воззрения, они желали войны, «которая положила бы коней всем войнам». На этапе позднего Возрождения натурфилософия (философия природы) становится определяющим движением философской мысли: космос и человек рассматриваются с точки зрения анатомии природы. Ее представители (Телезио, Бруно, Браге, Кеплер, Галилей и др.) действовали «изнут-ри» католицизма, не превращая натурфилософию в политической движение, но разделяя надежду на реформирование католицизма с помощью научных открытий и декретов соборов. Однако их научпо-мировоззренческие новации вели к свободному отношению к теолого-схоластической библейской традиции и догматам христианства, вступая с ними в конфликт. Поэтому и католическая, и протестантская церкви подавляют все, что наносит урон авторитету веры. 1 В ходе Контрреформации был создан специальный орган «Конгрегации пропаганды истинной «веры» как первое в мире пропагандистское агентство для распространения католической веры, и слово «пропаганда» было введено в широкий обиход.
Предметом инквизиционных расследований стала копврнианская теория, возродившая гелиоцентрическую концепцию пифагорийской школы и Аристарха Самосского ( III в. до н. э.). Вначале ее выдавали за математическое допущение, но не истину. Когда же копернианская система получила опытное подтверждение и была обнаружена ее радикальная альтернативность птоломеевско-аристотслевской геоцетрической концепции, которая освещалась как неоспоримая, церковь повела себя жестоко1. Это в частности проявилось на судьбе Д. Бруно и Г. Галилея. Д. Бруно считал естествознание занимательной наукой. Но он первый раскрыл мировоззренческий смысл копернианства, подрывающего церковные догмы и открывающего путь к пересмотру Библии (но не веры). Религию от рассматривал как необходимое орудие управления «грубыми народами», их стремлением к ликвидации неравенства (независимо от ложности ее предпосылок). Свою «религию разума» Бруно представляет как «философию рассвета», которая должна прийти на смену религиозному фанатизму. Радикальная система пантеизма (философия рассвета) привела его к непримиримому противоречию как с ортодоксально-католическим воззрением, так и с реформационным. Оно завершилось инквизиционным расследованием и бегством Бруно в кальвинийскую Женеву, а затем в Лондон, где он также встречал враждебное отношение к своим публичным выступлениям. Гонимый всеми, в 1592 г. Бруно вновь становится узником инквизиционной тюрьмы. Суд потребовал от него самоосуждения, раскаяния, отречения от своих идей и примирения с церковью. Для Бруно возникла дилемма «подчиниться или погибнуть», то есть «стоит ли умирать за истину?» Восьмилетнее пребывание в заключении не сломило его «героического энтузиазма», который он проповедовал как воплощение гуманистического принципа достоинства человека (И). Бруно проявил сверхчеловеческую твердость и готовность делать то, что представляется для робкого ума невозможным. Данная борьба завершилась традиционным для этой ситуации концом — отлучением от церкви и сожжением на костре. Ответив: «Смерть», — торжествующему насилию, Бруно преподал урок гражданского мужества — быть самим собой, к чему бы это ни привело, и в этом смысле человек богоподобен. Он также показал, что борьба за себя, за право быть человеком, и притом свободным, бывает трудна и трагична. Стремление церкви к могуществу, а ученого — к истине вновь приводят к столкновению пауки и нравственности, проявившемуся в «деле Галилея» (9). Он был прежде всего астрономом и математиком, не чуждым методологических проблем науки. Проповедь деизма хоть и отличается от пантеизма, но сохраняет подход к природе как к одушевленному объекту и приверженность к качественной физике, характерной для возрожденческой культуры. Тем не менее, с Галилея начинается опытное изучение законов движения с изменяющейся скоростью — динамики: направление движения, скорость и ускорение, зависящие от внешних воздействий.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Позднее возрождение» з дисципліни «Історія і теорія соціології»