Вторая философия рассматривает изменчивые, подвижные чувственные сущности — «посюсторонние» явления, постигаемые посредством рассудочно-практической деятельности. Работы, посвященные проблематике природы (фюзис), были собраны в «Физике». В них Аристотель не только возрождает древнегреческую традицию натурфилософии, но и сам выступает основателем биологии (прежде всего зоологии), наблюдателем и исследователем живых организмов. Учение о природе, будучи второй философией, является умозрительным, то есть качественной физикой, раскрывающей смысл мироздания. В рамках своего времени Аристотель опровергает фантастические гипотезы атомистических материалистов и идеалистов. Однако и его идеи сыграли противоречивую роль в развитии науки. Аристотелевская физика учитывает реальность качественных различий и соответствующих качественных (а не количественных) превращений вещей. В частности, чувственное восприятие показывает, что в результате изменения элементов («корней вещей») образуются новые качества, которые не могут возникнуть в результате перемещений частиц в пространстве. Данные зачатки идеи эволюции соединяются с идеей круговорота (все повторяется). В учении о движении Аристотель исследует самый совершенный из всех видов — круговое движение как непрерывное, вечное и повторяющееся. 39
Находясь в таком движении, целое одновременно может оставаться и неподвижным. В частности, шаровидная Вселенная движется вечным круговым движением (образ вращения колеса) около своего центра — шаровидной Земли1. Данное равномерное и бесконечное движение сохраняет пространство, занимаемое одним и тем же миром.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Физика» з дисципліни «Історія і теорія соціології»