Исследование начал и причин привели Аристотеля к телеологии: пониманию целесообразности (цели) в природе, состоящей в реализации «формы», таящейся в самих вещах, то есть цель, существующая в них как возможность. Так, рождение человека можно рассматривать как осуществление понятия о человеке. Это понятие коренится, в качестве возможности, в «материи», или в веществе, из которого состоит человек. У Аристотеля телеология впервые становится последовательно объективной, так как в природе целесообразность не носит сознательного (субъективного) характера, она осуществляется бессознательно. Весь мировой процесс направляется к единой цели вечного существования мира, которая задается вечной причиной и первым двигателем (псрводвигателем) мира. Последний, согласно мысли Аристотеля, есть бог — «первый Гончар». Таким образом, его телеология сливается с теологией (богословием).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Телеология» з дисципліни «Історія і теорія соціології»