Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) — негосударственное высшее учебное заведение по послевузовской подготовке специалистов (аспирантура) в области общественных и гуманитарных наук. Идея создания негосударственного высшего заведения, дающего фундаментальное послевузовское образование по гуманитарным наукам, была выдвинута в 1991 г. академиками Ж. Алферовым и А. Фурсенко, писателем Д. Граниным, ректором Санкт-Петербургского университета С .Меркурьевым, мэром города А. Собчаком. Проект создания и концепции ЕУСПб разрабатывался при финансовой и организационной поддержке Международного фонда «Культурная инициатива», а также Фонда Форда, Программы поддержки высшего образования и Фонда Макартуров. ЕУСПб официально открылся в 1994 г.29 Учредителями Европейского университета стали Комитет по культуре и Комитет по управлению городским имуществом Мэрии (ныне — Администрации) Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский Экономико-математический институт РАН, Санкт-Петербургский филиал Института социологии РАН, Санкт-Петербургский союз ученых. Ректором университета является известный российский социолог проф. Б.М. Фирсов. Пробивал свое детище Б. Фирсов с большим трудом: надоедал городским властям, выбивал финансирование, разослал свою концепцию в 200 университетов мира — и получил, казалось, лишь виртуальную поддержку. Но когда на стадии распределения грантов международные фонды — Форда, Макартуров, Сороса — запросили ведущих зарубежных экспертов, выяснилось: те знают и всячески рекомендуют идею Европейского университета именно в Петербурге. Для фондов было важно: будет ли новый университет продвигать в России стандарты открытости, интернационализации образования, приглашать зарубежных светил. Большим плюсом стало то, что университет ориентирует своих аспирантов на то, чтобы они ощущали себя членами мирового научного сообщества. Университет ведет образовательную и научную деятельность на внебюджетные средства, которые сам же и ищет, а город обеспечивает здание и средства на его содержание. Одна из целей Европейского университета: используя мировой опыт, содействовать обновлению российского образования. Миссию университета его создатели видят в содействии обновлению российской науки и образования на основе сочетания лучших отечественных традиций и мирового опыта, приближению к высоким международным стандартам, т.е. программам международного класса в таких областях знаний, как экономика, история, этнология, право, политические науки в содружестве с социологией. Именно социология, ее подход и видение мира стали ключевыми в подаче знаний по другим дисциплинам. Университет состоит из пяти факультетов (истории, этнологии, истории искусств, экономики, политических наук и социологии) и нескольких как факультетских, так и междисциплинарных центров: Архивный тренинговый центр (АТЦ), Центр Устной истории, Центр политических исследований 29 На каждый вложенный городом рубль Фонд Форда, Фонд Макартуров и Фонд Сороса выделяют университету десять. 792 (ЦПИ ПНиС), Центр полевой этнологии (ЦПЭ), Центр информатики (ЦИ), Языковой центр. Деятельность университета началась с создания аспирантского колледжа. Аспиранты, отобранные на конкурсной основе, получали универсальное
образование, включающее основательные знания о человеке и современной цивилизации и навыки исследовательской деятельности. За прошедшие с момента образования ЕУСПб годы в нем было налажено обучение слушателей по трехлетней аспирантской программе. В течение первого года происходит интенсивное обучение, переучивание и доучивание. Таким образом, люди с непрофильным высшим образованием превращаются в специалистов-гуманитариев. У экономистов — это преимущественно экономическое моделирование с очень сильной математической базой. На историческом факультете — упор на источниковедческие дисциплины, историографию. По социологии и политическим наукам ориентация происходит на западную социологию. Этнология — уникальный для России факультет. Его аспиранты получают образование, соединяющее этнографию, фольклористику, лингвистику, культурологию и прочие дисциплины, которые необходимы для современного этнолога (социального антрополога). Основными целями университета являются: ♦ утверждение и поддержка новых форм негосударственного образования, развитие гибких моделей обучения, учитывающих опыт и достижения мировой университетской практики; ♦ преодоление разрыва между высшим образованием и академической наукой, содействие формированию единой интеллектуальной среды, в которой научные исследования и обучение плодотворно дополняют друг друга. В число приоритетных задач ЕУСПб можно включить также восстановление связей с учеными и преподавателями, уехавшими в 70—90-е гг. на Запад, поиск и активную поддержку будущих интеллектуальных лидеров, т.е. подготовку научной и культурной элиты. Под элитой в данном случае подразумеваются ученые и высокопрофессиональные специалисты, отличающиеся высокими творческими достижениями и обладающие глубокими знаниями, исследовательским и экзистенциальным опытом для того, чтобы выступить в роли наставников последующих поколений. Многие аспиранты, студенты старших курсов, сотрудники учреждений культуры прошли обучение на вечерних открытых курсах. Продолжая реализацию программы углубленной послевузовской подготовки, университет приступил к реализации ряда инновационных проектов. Наиболее масштабный из них связан с повышением вклада университета в развитие высшего образования в российских регионах. Это направление совпадает с долгосрочными целями мегапроекта «Развитие образования в России» института «От- 793 крытое Общество» (г. Москва) и осуществляется благодаря его поддержке с весны 1999 г. Факультет политических наук и социологии, факультет истории и факультет экономики ЕУСПб выступают в качестве ресурсных центров по оказанию поддержки кафедрам региональных университетов, соответственно, кафедре социологии, политологии и управления Самарского государственного университета, кафедре истории дореволюционной России Петрозаводского государственного университета и кафедре прикладной экономики Новгородского государственного университета. В рамках проекта организуются стажировки преподавателей, аспирантов и студентов кафедр-партнеров в ЕУСПб, лекционные поездки его преподавателей; совместная подготовка и издание учебной и учебно-методической литературы; совместное создание и поддержание Интернет-ресурсов; реализация совместных исследовательских проектов. Уже в 1999 г. университет принял на первый курс 24 иногородних слушателя из различных регионов России и стран СНГ, что составляет 30% от общего числа первокурсников. В перспективе до половины аспирантов будут иногородними. Это соответствует задачам Стратегического плана развития Санкт-Петербурга: привлечение молодых людей из других городов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Европейский университет в Санкт-Петербурге» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»