С методологической точки зрения разработка гипотезы предполагает выдвижение максимально возможного количества следствий. Но сколько их именно, никто не знает, поэтому на практике часто ограничиваются несколькими следствиями. Принципиальным моментом является не столько количество следствий, хотя и это немаловажно, сколько само их наличие. Количество свидетельствует о качестве теории. Ограничившись одной-единствен-ной, социолог рискует построить не теорию, а псевдотеорию. Предположим, вы решили проверить гипотезу о том, что мужчины предпочитают жениться на девушках с более низким, чем у них самих, уровнем образования. Причины, побуждающие их так поступать, могут быть самими разными, к примеру желание доминировать в решении семейных вопросов. Полевое исследование, в том числе анализ статистики, позаимствованной из загса, подтвердил выдвинутое предположение. Но мы не учли влияние такого фактора, как различие возраста вступающих в брак супругов. Обычно мужчины предпочитают жениться на женщинах, которые моложе их на 3,5 и более лет. Разница в возрасте автоматически означает разницу в образовании: более молодые партнеры часто имеют более низкое образование. В таком случае о предпочтениях, т.е. сознательном выборе и намерениях, мужчин говорить нельзя. Выбирая молодую супругу, они автоматически получают и менее образованную. В методологическом плане это означает, что за переменной «образование» скрывалась еще одна переменная — «возраст», которая не была учтена в совокупности выдвинутых гипотез. Необходимо учитывать также влияние переменной «жизненный цикл». Известно, что уровень образования у юношей в возрасте 17—25 лет в среднем ниже, чем у девушек в том же возрасте, поскольку многим приходится служить в армии. Но известно и другое: со временем уровень образования может выравняться, а мужчины могут достигнуть большего, поскольку некоторые женщины, выйдя замуж и родив детей, бросают учебу. Так, ограничивая себя в количестве выдвигаемых гипотез, социолог автоматически проигрывает в качестве исследования. В методологии поощряется не только выдвижение всевозможных следствий из одной гипотезы, но также и создание альтернативных гипотез. Выдвинув предположение о том, что уровень образования у мужчин, вступающих в брак, в целом выше, чем у женщин, социолог может сформулировать противоположную гипотезу: в семьях, где возраст каждого из супругов не превышает 25 лет, их образование одинаково. Проверить данную гипотезу легко. Можно даже не проводить самостоятельного исследования, а запросить в банке данных сведения по подвыборке семей, где возраст мужа и жены не превышает 25 лет. Если эта гипотеза подтвердилась, то первая гипотеза, выступавшая базовой, опровергается, но только для тех случаев, когда речь идет о категории молодых семей. Однако на этом дело не кончается. Перейдя от группы молодых семей к группе семей со стажем, со- 588 циолог строит специальную подвыборку тех, кому за 25, и выясняет, как распределяется образование между супругами в тот период, когда один отслужил в армии, отучился в вузе, а теперь делает блестящую профессиональную карьеру, параллельно повышая образование, а другая, закончив вуз, ушла в декрет или занялась исключительно домашним хозяйством. «Здесь начинается отрыв образования мужей от образования жен. Нетрудно построить таблицу для подвыборки семей с большим стажем и посмотреть на частотное распределение. И в том, и в другом случаях мы «очистили» научный вывод от влияния возраста. Базовая гипотеза не опровергнута целиком, но зато область ее подтверждения существенно ограничена»2. Вслед за возрастом научный вывод «очищается» от влияния и других переменных, для чего социолог задает себе вопросы такого рода — не влияет ли на разность в образовании мужа и жены (базовая гипотеза): а) количество детей; б) количество повторных браков и т.д. Сравнив подвыборку одиноких и замужних женщин, социолог может установить, что одиночки потому и одиноки, что предпочли экономическую независимость и профессиональную карьеру семейному счастью и материальной заботе мужа. Если наиболее активные женщины, подверженные влиянию ценностей современного феминизма, уходят из семьи в науку или коммерцию, получая порой более высокое образование, чем мужчины, то кто тогда «выпадает в осадок»? Кто остается в семье — менее образованные, более покладистые, предпочитающие ущемить собственные карьерные устремления ради успехов мужа? Если это так, то первая гипотеза получает дополнительное подтверждение. Более того, она усиливается, ибо теперь уже очевидно, что мужчины сознательно предпочитают выбирать в супруги женщин, ориентированных на семью, а не на карьеру. Нет ничего страшного в том, что в своей программе социолог выдвигает множество самых разных гипотез и каждой дает альтернативу. Часто социологи засчитывают себе чуть ли не поражение, когда не подтверждаются их гипотезы. Они думают, что не состоялись как профессионалы или что никуда не годится сформулированная теория. Потому в своей программе им приходится выдвигать только те гипотезы, которые подтвердятся наверняка. Это самообман, если не сказать ловушка. На самом деле плохо, когда все до одной гипотезы подтвердились. Значит, им не были подготовлены альтернативы и гипотезы-следствия. Профессионализм заключается не в выдвижении заведомо правильных гипотез, а в создании как можно большего их числа. Выдвинуть множество гипотез означает поставить перед реальностью множество интересных, часто интригующих вопросов, а уж как она ответит на них, вас не должно тревожить. Ведь всегда нужно помнить, что отрицательный результат не менее важен для науки, чем положительный. Обработав результаты исследования, социолог получает довольно полную картину социальной реальности и надежно работающую теорию. Она выросла из древа гипотез, одни из которых родились в самом начале, а другие появились позже, по мере роста научного знания и продвижения в глубь проблемы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОЛИЧЕСТВО ГИПОТЕЗ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»