Родители по-разному руководят действиями подростков. Существует четыре основных метода воспитания: автократический, авторитетный, но в то же время демократический, либеральный и хаотический. Автократический —все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители. Авторитетный — решения принимаются совместно родителями и детьми. Либеральный — решающее слово, как правило, остается за подростком. Хаотический — управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально. При автократическом управлении подростки во всем слушаются родителей, выполняют их требования, не задавая вопросов и не совершая попыток принять решение самостоятельно. В такой среде подростки часто настроены более враждебно по отношению к родителям, они недовольны подавлением их воли. Авторитарный стиль воспитания осуществляется в двух формах: утверждение силы — утверждение дисциплины силовыми методами, угрозами; командный стиль — категорические требования, но без применения наказаний и угроз. Утверждение силы может принять такие экстремальные формы, как физическое насилие и жестокое обращение с детьми. Жестокое обращение с ребенком со стороны родителей или других взрослых воспитателей может происходить в одной из следующих форм или в их сочетаниях: 1) физическое унижение; 2) половые злоупотребления; 3) пренебрежение физическими нуждами, здоровьем и безопасностью ребенка; 4) отвержение, постоянное лишение любви, унижение и психологическое давление. Когда удается преодолеть власть взрослых, подростки становятся мятежными, агрессивными и даже враждебными. Особенно если дисциплина насаждалась родителями в жесткой и несправедливой форме. В одних случаях дети вырастают очень робкими и остаются зависимыми на всю жизнь. В других они становятся своевольными и агрессивными. У тех и других нередко возникают нарушения психики. Мятежники покидают родительский дом, как только могут это себе позволить; некоторые из них становятся правонарушителями. Кроме того, велика вероятность, что подростки, выросшие в семьях, где родители практиковали грубые физические наказания, будут воспроизводить это в своей дальнейшей жизни. Насилие порождает еще большее насилие. 192 Таким образом, попытки использовать карательные или репрессивные методы управления, как правило, приводят к самым плачевным результатам.
Другой крайностью является сверхлиберальный метод, когда подростки практически не знают запретов и ограничений со стороны родителей, должным образом не направляются и всегда принимают решения самостоятельно. Подростки в таких семьях увереннее в себе, но при этом меньше интересуются школой, недисциплинированны и чаще употребляют наркотики. Там, где родители пренебрегают детьми, они чаще всего обнаруживают эмоциональное неблагополучие и нарушение норм поведения.
Если подростки избалованны, то они вряд ли смогут правильно ориентироваться во взрослой жизни. Встреча с ней приведет к разочарованиям, а также к неожиданным ограничениям и возникновению ответственности и, как следствие, к неспособности учитывать интересы других людей. Повзрослев, они начинают осуждать родителей зато, что те вовремя не научили, не предупредили, не направили. Такие подростки нередко становятся эгоистичными, эгоцентричными, конфликтуют с теми, кто не потакает им так, как делали это их родители. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально: • родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; • власть используется лишь в меру необходимости; • в ребенке ценится как послушание, так и независимость; • родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; • он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний. Авторитетный, или демократический стиль, руководства оказывает на подростков наиболее благоприятное воздействие. Родители в таких семьях пользуются властью, но проявляют свою заботу и дают добрые советы. 193 Обычной мерой дисциплинарного воздействия является разговор с подростком. Родители поощряют ответственность и самостоятельность детей. Подростки участвуют в принятии решений в семейных советах, их выслушивают, они обсуждают серьезные проблемы. Родители обмениваются с подростками мнениями, мыслями и просто информацией, их своевременно готовят к самостоятельной жизни. Родители заботятся о том, чтобы по всем
вопросам подросток умел делать самостоятельный выбор, поэтому рассказывают ему о всевозможных выгодах или невыгодах того или иного поведения. Родители прибегают к религиозным или этическим мотивам, напоминают подростку о личных обязательствах и том, насколько важно оставаться привлекательным для других. В форме совета они предлагают ребенку наиболее результативный и простой способ решить стоящую перед ним задачу. При этом они призывают своих детей брать пример с отца и матери и всегда надеяться на родительскую поддержку. В результате в семье устанавливается атмосфера доверия, уважения и тепла. Хаотичное руководство, как и полное его отсутствие, оказывает на подростков очень сильное влияние. Родители, которые не могут прийти к согласию в вопросах воспитания, дают детям самые противоречивые советы, а потом жалуются коллегам на то, что их дети становятся непослушными. Когда нет ясно выраженных требований, дети начинают путаться и испытывают неуверенность. Иногда они вступают на путь антиобщественного поведения, чаще совершают правонарушения и бунтуют против родителей. Отцы, как правило, относятся к сыновьям более строго, чем матери; а матери более строго относятся к дочерям, чем к сыновьям. И это вполне допустимо до тех пор, пока отец и мать не начинают открыто спорить друг с другом. Встречаются и такие родители, которые проявляют полное отсутствие гибкости. Они не склонны менять свои взгляды и формы поведения, не готовы обсуждать проблему с разных точек зрения. Негибкие родители часто проявляют максимализм, критикуя все, что делают их дети. Они не терпят несогласия с собой, а потому они и их подросшие дети никогда не смогут понять друг друга. Такие родители будут требовать, чтобы поведение детей укладывалось в узкие, жесткие рамки. Результатом этого является снижение самооценки подростков, развитие у них нетерпимости и стресса. Подростки из таких семей растут в постоянном страхе, что они все делают неправильно. Почему так живучи авторитарные методы? Во-первых, такова традиция. Став взрослыми, люди часто воспроизводят то, что с ними самими проделывали родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось. Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-административный стиль, укоренившийся на 194 производстве и в общественной жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные неприятности, раздражение, возникающее в очередях, переполненном транспорте и т.п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций — сила. На вооружении у родителей немало стратегий и практик социализации детей в духе того общества, в котором им вместе приходится жить. Основная цель — приспособить, адаптировать, наконец, помочь усвоить юным гражданам ценности и нормы своего общества. Без этого подрастающему поколению не выжить.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОДЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КОНТРОЛЯ И РУКОВОДСТВА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»