Первые уголовные дела по неуставным отношениям появились в 1963— 1965 гг., но это были единичные факты. В 1970-е гг. происходит постепенное превращение единичных случаев неуставных отношений в социально-негативные проявления. В Советской Армии начиная с конца 1970-х гг. структуры внутриармей-ского насилия разрослись и постепенно подчинили себе нижние этажи формальной армейской организации. Армия извне представляла собой государственный институт со всей надлежащей атрибутикой и семантикой, а для призываемых на срочную службу людей оказывалась реальностью совершенно другого рода. Они попадали под ничем не ограниченную власть солдат, призванных на год раньше. Помимо полагающегося обучения, работ и прочего, предусмотренного уставами и правилами службы, они год несли ярмо рабов, выполняющих любые прихоти «дедов» — солдат старшего призыва. На следующий год они сами оказывались «дедами» и, поддерживая адскую механику дедовщины, превращались из рабов в господ, из жертв в палачей. В СССР повсеместно скрывались факты дедовщины, и делали это офицеры, командовавшие ротами и батальонами. Высшее командование армии возлагало ответственность за каждое происшествие непосредственно на офицера. Не желая ухудшать общие показатели подразделения (а в те годы постоянно проводились социалистические соревнования) из-за какого-то негодяя или закрывать себе путь к служебной карьере, офицеры стремились разобраться в проблеме самостоятельно. Солдаты-правонарушители понимали, что об их проступках вышестоящему начальству не будут докладывать. Сокрытие реальных фактов создавало обстановку безнаказанности и стимулировало еще большие беспорядки. В 1985—1988 гг. в советской прессе прошла мощная кампания по поводу дедовщины. Появились статьи, разрушающие миф об армейском благополучии, книги, ярко описывающие армейскую действительность. Среди них можно назвать повесть Ю. Полякова «Сто дней до приказа» (1987), где впервые откровенно рассказывалось об издевательствах старослужащих над солдатами-первогодками. В июле 1988 г. разразился громкий скандал. «Комсомольская правда» дерзнула напечатать статью М. Мельника «Случай в спецвагоне» о том, как первогодок, доведенный издевательствами старослужащих до исступления, за- 688 стрелил их (убито 8 человек). Только в открытой печати сообщалось о дюжине подобных трагических случаев за эти годы.
В повести С. Каледина «Стройбат» (журнал «Новый мир», 1989) армия изображалась как тюремная зона. Если повесть «Сто дней до приказа» Полякова считалась наивной, в задачу которой входило всего лишь пробить дорогу реалистической армейской прозе, то произведение С. Каледина38 многих возмутило, поскольку армия показана автором как сборище негодяев. Правда, автор по ходу повествования несколько раз напоминает, что это особый батальон — стройбат, скорее штрафбат, сформированный из криминогенного контингента строительных военных отрядов. В годы перестройки ленинградский режиссер А. Рогожкин снял фильм «Караул» о неуставных взаимоотношениях в армии, где талантливо рассказал, как ломается молодая душа солдата, охраняющего заключенных на этапе. По его утверждению, показуха присуща всей армии, а дедовщина выгодна офицерам, поскольку позволяет им меньше работать с солдатами.
В последующие годы, особенно после распада СССР, средства массовой информации продолжали вскрывать условия службы в армии, в том числе голод и отсутствие нормального медицинского обслуживания, что в ряде случаев приводило к смерти или инвалидности военнослужащих. Журналисты подробно писали об отчаянии призывников, слишком часто выливавшемся в самоубийство, о множестве случаев дезертирства и о том, как дезертиры расстреливали сослуживцев или стрелялись сами, чтобы не попасть обратно в свою часть. По мере того как молодые люди призывного возраста и их родители стали все с большей настороженностью относиться к перспективе военной службы, многие стали искать средства «откосить от армии» — и законные, и незаконные. По всей России возникли комитеты солдатских матерей, поставивших перед собой цель помогать призывникам и их родителям находить законные способы избежать призыва. За более чем 10 лет эти комитеты — одна из наиболее массовых и эффективных форм самоорганизации граждан в России — спасли от призывного произвола тысячи молодых людей, имевших законные основания не служить. Они также оказывают правозащитную помощь многим из тех, кто оставил Повесть «Стройбат» Сергей Каледин написал в 1987 г. «Новый мир» сразу поставил повесть в номер, но она была напечатана только летом 1989 г. В настоящее время «Стройбат» издан в 9 странах, а спектакль «Гаудеамус», поставленный по мотивам «Стройбата», могли посмотреть зрители 21 страны. 689 часть из-за дедовщины, голода и других нарушений. Общественное недовольство обращением с призывниками еще более усилилось в 1990-х гг., когда российское военное руководство стало отправлять необученных солдат в Чечню.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДЕДОВЩИНА В СССР» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»