Для России все XX столетие было насыщено кровавыми конфликтами и войнами. В начале века происходили революции, русско-японская и Первая мировая война, массовые мятежи, бунты, репрессии и т.д., в середине столетия — опустошительная Великая Отечественная война. Коней столетия, как и его начало, вновь отмечено переходом от одного социально-экономического строя к другому. Если в начале века Россия переходила от капитализма к социализму, то в конце века вернулась от социализма к капитализму. Такие переходы во всех странах сопровождаются нестабильностью и ростом числа конфликтов. В эпоху «перестройки» — вторая половина 1980-х — начало 1990-х гг. — социологи писали о таких специфических для нашего общества конфликтах, как «конфликты дележа общенародного состояния», «конфликты конверсии», «конфликт возврата награбленного», «конфликты приватизации». В середине 1990-х гг. в России выявлены новые противоречия и конфликты. Экономические. Самый массовый конфликт — невыплаты заработной платы в государственном секторе. Дирекция предприятия на 3—8 месяцев задерживала заработную плату по трем причинам: а) не переведены деньги из госбюджета, б) деньги переведены, но «крутятся» коммерческими банками, выполняющими посредническую роль, в) деньги переведены и банки их не крутят, но дирекция разворовала их. Передел сфер влияния в частном теневом и нетеневом бизнесе. Например, два воротилы игорного бизнеса не могут путем переговоров поделить между собой центральную, наиболее прибыльную часть города. Один подсылает к другому наемного убийцу. Пересмотр результатов приватизации. Мэр Москвы Ю. Лужков выступил против формы приватизации нежилого фонда столицы, который ранее был распродан частным лицам почти за бесценок. Казна города недополучила огромные средства. Экономический конфликт между двумя ветвями и уровнями власти получил политическую окраску. Политические. Конфликт между элитами в верхних эшелонах представительной и исполнительной власти принимал следующие формы. Конфликт между Президентом и парламентом в 1993 г. завершился силовым путем, в 1995 г. — мирным. Парламент постоянно выражал недоверие Президенту, а Президент грозил роспуском Государственной Думы. Обе стороны конфликта блокировали решения друг друга. Конфликт между правительством и парламентом по двум пунктам: по составу правительства, членов которого Госдума не может назначать либо менять по своему усмотрению (это прерогатива Президента); очередному государственному бюджету, в котором правительство старается уменьшить статьи расхода, а парламент — их расширить. При этом правительство со- 218 гласно идти на непопулярные меры типа ограничения социальных выплат, а парламент, целиком зависящий от поддержки избирателей, нет.
Конфликт между демократическим и коммунистическим блоками (противостояние правых и левых) в законодательной ветви власти. Он был малозаметным в начале 1990-х гг., когда ликвидировали монополию КПСС, а новая компартия еще не пользовалась широкой поддержкой, и стал настоящимбедствием для страны во второй половине 1990-х гг., когда общество, что показывает статистика выборных кампаний, раскололось фактически пополам:по 40% голосовали за Б. Ельцина и Г. Зюганова. В результате эффективностьдействий правительства и парламента резко снизилась: 70% времени и сил уходило на взаимную полемику, а не на решение общегосударственных проблем ивыведение страны из кризиса. Конфликт между обществом и государством выразился в недоверии народа всем политическим институтам. В 1994 г. политическим партиям доверяли 4—6% россиян, парламенту — 10—12%, президенту— 14—18% (Социс. 1995. № 2. С. 5). Результатом падения уровня доверия властных институтов стал рост «реставрационных» настроений: в середине 1990-х гг. за возвращение к коммунистическому строю выступали 25%, к монархическому — 18% (там же).
Экономико-политические. Недоверие между бизнесом и государством выразилось: а) в массовых уклонениях от выплаты налогов со стороны богатых и зажиточных слоев, теневого бизнеса, крупных госмонополий; б) в замене патроната милиции в качестве охранного института частного бизнеса частными детективами, охранниками, телохранителями, киллерами и т.д.; в) в расширении и агрессивности групп давления (лобби), понявших, что из правительства деньги можно не выпросить, а выбить (агросектор, военно-промышленный комплекс, «силовики»); г) в том, что наиболее острые и частные конфликты стали происходить не между конкурирующими предпринимателями, а между государственными чиновниками, стремящимися разбогатеть за счет поборов и взяток, и бизнесменами, готовыми к быстрым и маневренным действиям в силу неопределенности, двусмысленности самого законодательства о бизнесе. Этнические. Конфликты между титульными и нетитульными нациями (русские в Казахстане и Украине). Конфликты между коренным и пришлым населением (проблемабеженцев). Конфликты между национальным большинством и национальным меньшинством (русские в Прибалтике). Конфликты между репрессированными народами, получившими право возвратиться на родную землю, и населением, проживающим в данный момент на этой территории (проблема крымских татар). Конфликты между нациями, требующими самостоятельности и права выхода из состава федерации, и федеральным правительством, препятствующим такому выходу (проблема Чечни и Татарстана). 219 Противоречие между стремлением малых наций отделиться и экономико-политической невозможностью существовать самостоятельно. Противоречие между ростом интереса к национальной культуре у малых народов и узостью культурного пространства, где можно реализовать этот интерес. Противоречие между ростом количества национальных школ и невозможностью их выпускников продолжить образование, прежде всего в вузе, на родном языке. Противоречие между ростом национального самосознания и тяготением к родной культуре и сокращением литературы, издаваемой на языках малых народов в РФ.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОНФЛИКТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»