ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ВОЗЗРЕНИЯ Р. МЕРТОНА
Почти всю первую половину XX в. аномия не привлекала внимание ни европейских, ни американских социологов, ютясь где-то на задворках интеллектуальных диспутов. Только в 1950—1960-е гг., как отмечает Мэтью Дефлем15, аномия перемешается в центр теоретического дискурса и эмпирических исследований.
Причинами этого стали развитие структурного функционализма и творческий расцвет выдающегося американского социолога Роберта Мертона. Выясняя глубинную сущность социальных функций — приспособительных способностей социальной системы (общества, предприятия, университета), он обнаружил, что они бывают открытыми (явными) и скрытыми (латентными), что в социальной системе наряду с функциями существуют их антиподы — дисфункции. А всякое нарушение или сбой в функционировании социальной системы рано или поздно должен поставить вопрос о нарушениях не только в отдельно взятой организации или в учебном учреждении, а о неполадках во всем общественном организме. Тогда Мертону и пригодилось дюркгеймов-ское понятие аномии, к тому времени основательно забытое социологами.
Это понятие долгое время замалчивалось социологами из-за господства в американской социологии первой половины XX в., во-первых, символического интеракционизма, представители которого не рассматривали функции, а тем более ничего не знали о существовании дисфункций (и общество как социетальный порядок, где только и можно обнаружить аномию, их вообще не интересовало), и, во-вторых, Чикагской школы, занимавшейся преступностью, городским андерклассом, социальной экологией на весьма приземленном, эмпирическом уровне. У тех и других аномия не попадала и не могла попасть в поле зрения: первые замкнулись на субъективном мире человека, вторые — на социальной среде его обитания. Кроме того, между ними было больше сходства в теоретико-методологических позициях, чем различий. Только решительный разрыв с господствовавшей традицией и новый взгляд на вещи позволили Мертону иначе взглянуть на вещи.

Мертон Роберт Кинг (1910—2003) — один из величайших социологов-теоретиков XX в., почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (1957). Автор, соавтор и редактор более чем 20 монографий и 200 научных статей. Родился в Филадельфии в семье еврейских иммигрантов с Украины. Отец — небогатый торговец, мать — начитанная в философии и просвещенная женщина, приобщившая его к научным занятиям. Свое детство, о котором он вспоминал с особой теплотой, провел в трущобах южной Филадельфии16. Юношей он много времени проводил в Carnegie Library, Academy of Music и Philadelphia Museum of Art. Увлекшись магией, в 14-летнем возрасте сменил свое имя и фамилию
15 Deflem M. Review of «The Future of Anomie Theory» / N. Passas, R. Agnew (ed.) // Social Forces. 1999.Vol. 78(1). P. 364-366.
16 Роберт не был «маменькиным сыночком». Выросший в неблагополучном районе, он учился премудростям жизни в потасовках и поисках заработка. Позже он вспоминал, что даже состоял в уличной банде, которая в отличие от современных аналогов являлась скорее ритуальным братством,нежели клубом бандитов. Правда, обучив, как водится, за деньги, соседских ребят основам «магического искусства», Мертон чуть не попал в тюрьму, когда оказалось, что те едва не подавилисьвязальными спицами, которые якобы должен уметь глотать всякий «волшебник и маг» (Hunt M.A Biographical Profile of Robert К. Merton // The New Yorker. 1961. Vol. 28. P. 39-63).
128
Мейер Школьник на Роберта Мерлина. Однако друзья убедили его в необходимости американизировать суррогатное имя. Так появился Роберт Мер-тон. После окончания в 1931 г. Университета Темпл со степенью бакалавра по философии и истории науки поступил в аспирантуру Гарвардского университета на только что открытый там социологический факультет, где становится аспирантом и помощником тогдашнего декана факультета П. Сорокина. Страстная влюбленность в социологию сподвигла талантливого юношу получить М.А. и Ph.D. в престижном Гарварде. Отталкиваясь от идеи М. Вебера о решающей роли религиозных ценностей в развитии европейского капитализма, Мертон в монографии «Наука, техника и общество Англии XVII в.» (1938), носившей историко-социологиче-ский характер, показал, что ценности пуританской морали (полезность, рационализм, индивидуализм) оказали решающее влияние на научные открытия. По аналогии с веберовским «духом капитализма» он создал концепцию «этоса науки». В 1936—1940 гг. им были опубликованы первые крупные работы по теории социальной структуры, функционализму, аномии, социальному времени, которые позднее вошли в книгу «Социальная теория и социальная структура» (1949) — социологическую библию XX в. С 1941 г. в течение 50 лет, т.е. до конца жизни Мертон преподавал в Колумбийском университете. В 1940-х гг. Мертон активно занимался прикладными социальными исследованиями в области средств массовой коммуникации. В 1942—1971 гг. вместе со своим другом П. Лазарсфельдом, с которым познакомился еще в студенческие годы, возглавлял Бюро прикладных социальных исследований при Колумбийском университете. Разработал методологию фокусированного интервью и технологию организации фокус-групп, без которых сегодня не обходятся бизнес и маркетинг. Большую популярность принесла ему программа создания теорий среднего уровня, которую он выдвинул в 1948 г. в противовес пропагандируемой Т. Парсонсом стратегии построения «большой теории». В 1950—1960-е гг. под руководством и при непосредственном участии Мертона осуществляется ряд крупных исследовательских проектов в области социологии науки, изучения массовых коммуникаций, социальной стратификации, бюрократии, социологии профессий, социологии медицины, социальных проблем, различных аспектов теории и методологии. Мертон стал первым социологом, кому в 1994 г. в Белом доме вручена Национальная медаль за науку.
Мертон внес фундаментальный вклад в разработку и формирование основных областей академической социологии: теории и методологии, социологии науки, изучения социальной структуры, бюрократии, социальной дезорганизации и аномии. В США высокую оценку получил его вклад в изучение средств массовой коммуникации — телевидения, кино, прессы, радио.
Влияние Мертона на становление российской социологии было огромным. Он повлиял на интеллектуальное взросление «шестидесятников», оказывал реальную помощь многим ныне здравствующим российским социологам. Его небольшая квартира на Риверсайд-драйв близ Колумбийского университета в Нью-Йорке всегда была открыта для «русских социологов», с которыми он беседовал, переписывался, присылал научную литературу. У Р. Мертона прекрасная семья. Жена Херриет Цукерман — тоже социолог, изучает стратификацию научной элиты на примере нобелевских лауреатов17. Сын Роберт С. Мертон (р. 1944) —экономист и математик, удостоенный в 1997 г. (совместное М. Скоулзом) Нобелевской премии
|ис&7тяая Я. etal. The Outer Circle: Wbmen in the Scientific Community. N.Y.: WW. Norton & Company, 1991; скегтап Н. Scientific Elite: Nobel Laureates in the United States, 2nd ed. Transaction Publishers, 1996.
129
по экономике, профессор Гарварда. Его работы посвящены финансовым рынкам, экономике неопределенности и информации, инвестициям, методам оценки рисков, ценообразованию опционов. Автор нового метода определения стоимости ценных бумаг и автор обобщенной «формулы Блэка—Скоулза»18. Кроме того, у Мертона две дочери, девять внуков и девять правнуков.
По мнению некоторых биографов, в частности Маргарет Эванс, среди многочисленных работ и научных открытий самым популярным и самым значительным является теория аномии19. Впервые она была опубликована в его статье «Социальная структура и аномия» (1938) и с тех пор входит в научный багаж как социологии, так и криминологии20.
Если Дюркгейм тесно увязывал аномию с суицидом, то Мертон — с де-виантным поведением (что по большому счету одно и то же). Впервые опубликовав новую теорию в 1938 г., Мертон позже пересматривал и расширял ее. В 1949 г. в сборнике «The Family» вышла пересмотренная и расширенная версия первоначальной статьи Мертона «Социальная структура и аномия»21. Об этом автор предупредил читателя в первой же сноске, где уточнил, что название статьи, суть которой не изменилась, осталось прежним. Сохраняя методологию, Мертон развил несколько принципиальных положений, ранее намеченных лишь вчерне. Признавшись в том, что термин «аномия» он позаимствовал у Дюркгейма, Мертон одновременно дал анализ его исторического происхождения, увидев его корни в XVI в. В новом варианте автор более подробно останавливается на историческом контексте аномии в США, уточняет определения и расширяет анализ пяти способов адаптации к аномии, составляющих его знаменитую типологию.
В первоначальной версии своей теории Мертон пытался объяснить де-виантное поведение на основе биологических факторов, но вскоре обнаружил, что они на 90% не способны объяснить различия, которые существуют между странами в отношении уровня и причин девиантного поведения. Если бы действовали главным образом биологические факторы, то во всех странах они могли обусловить приблизительно один и тот же уровень отклоняющегося поведения, однако, по свидетельству статистики, в разных странах он сильно варьируется. Существенно различаются по этому показателю и социальные группы внутри одного общества. Оставалось одно — предположить, что виной всему выступают факторы культуры.
Отныне целью Мертона стало выяснить социальные и культурные истоки девиантного поведения, установить, каким образом социальная структура оказывает давление на индивида, побуждая его к нонкоформистскому поведению. Если говорить более конкретно, то Мертон пытался понять, суще-
18 Среди трудов Мертона: Пол Самуэльсон и современная экономическая теория (Paul Samuelsonand modern economic theory, 1983); Финансирование на постоянной основе (Continuous-time finance,1990); Ситуации финансового инжиниринга: прикладные исследования финансовых инноваций(Cases in financial engineering: Applied studies of financial innovation, 1995); Глобальная финансоваясистема: функциональная перспектива (The global financial system: A functional perspective, 1995);Финансы (Finance, 1998) и др. Часть из них переведена на русский язык.
19 Хотя известно, что ближе всего его сердцу была социология науки.
20 Merton R.K. Social Structure and Anomie // American Sociological Review. 1938. Vol. 3. P. 672-682; HuntM. A Biographical Profile of Robert K. Merton // The New Yorker. 1961. Vol. 28. P. 39-63.
21 Merton R.K. Social Structure and Anomie: Revisions and Extensions // The Family / Ed. by R. Anshen.N.Y., 1949. P. 226-257.
130
ствуетли согласие, расхождение или противоречие между двумя фундаментальными элементами социокультурной структуры: провозглашаемыми обществом духовными ценностями (или целями), к которым должны были бы стремиться люди, и теми средствами, которые общество предоставляет людям для их достижения. В стабильном обществе между ними существует равновесие, в нестабильном — конфликт.
Если общество, создав разветвленную систему норм и законов, предписало каждому индивиду играть определенную роль, то сам индивид должен испытывать внутреннее удовлетворение от того, что за правильное исполнение его роли общество предоставляет ему внешнее вознаграждение. Оно может принимать самые разные формы, и не обязательно это должна быть заработная плата. Главное вознаграждение заключается в другом: общество награждает людей за исполнение ими социальных ролей, а не повышение производительности труда, красоту стиля одежды, умение выигрывать на скачках и т.п. Если, разумеется, речь идет об обществе. Пожалуй, это самое главное и самое трудное — распределить социальные роли и суметь поощрить за правильное выполнение. Общество беспокоит только выполнение социальных ролей, которые создало оно само и выполнение которых обеспечивает его стабильность и процветание.
Выполняя свою социальную роль, играя по правилам, каждый человек хочет быть уверенным в том, что и другие тщательно исполняют свой долг и играют по правилам. В этом честном соревновании кто-то забегает вперед, а кто-то отстает. Опередивший других — это человек, добившийся делового успеха честными приемами, соблюдение которых гарантируется всеми институтами общества, а не только полицией и правосудием. У лидера оказалось больше сил и таланта. Отставшие оказались за чертой лишь в силу собственной лени, невнимательности, бесталанности. В этом каждому члену общества хочется быть уверенным. Только на таких основаниях они согласны соблюдать правила игры. В честной борьбе нельзя прибегать к нечестным приемам. Стабильность общества базируется на равновесии культурно приемлемых целей и легитимных средств их достижения.

Рис 20. В стабильном обществе чаши весов находятся в равновесии
Посмотрим на рис. 20 и попытаемся интерпретировать изображенное с позиций теории Мертона. Согласно Мертону, весы должны находиться в равновесии настолько долго, насколько индивид уверен, что одобряемые
131
обществом цели он и все другие люди достигают одобряемыми средствами. Если полиция перестает ловить мошенников и казнокрадов, а суды наказывать нечистых на руку людей, равновесие нарушается, и все большее число людей переходит в теневой сектор экономики22. Если достижение одобряемых целей не обеспечивается одобряемыми средствами, тогда люди начинают достигать одобряемые цели неодобряемыми (нелегитимными) способами. А это прямой путь к криминалу, т.е. теория аномии у Мертона тесно связана с его пониманием преступного поведения. В концепции аномиче-ского поведения Мертон23 трактует (1968) преступное поведение как особую форму адаптации к обществу. У Мертона аномия — ощущение отсутствия норм, возникающее в обществе, членов которого не только убедили быть законопослушными, но и воспитали такими, однако не позаботились создать для этого необходимые условия, прежде всего законодательные24.
Итак, культурно одобряемые цели и институционализированные (признаваемые легитимными) средства их достижения — те социологические переменные, которые составили ядро мертоновской теории аномии. Состояние, при котором расхождение между целями и средствами порождает нестабильность общества, Мертон назвал аномией25. Она связана с такими понятиями, как деморализация, деинституционализация средств, диссоциация между культурными целями и институциональными нормами.
О социетальном уровне аномии Мертон высказался следующим образом:
Нет общества, которое ни руководствовалось бы в своих действиях нормами. Правда, человеческие общества сильно различаются в зависимости от того, в какой степени обычаи, нравы и механизмы институционального контроля соответствуют тем целям, которые стоят на высшей ступеньке иерархии культурных ценностей. В одних случаях культура помогает индивидам сдерживать свои эмоции, согласовывая их с провозглашенными целями и ценностями, в других случаях она оказывает им гораздо меньшую эмоциональную поддержку для того, чтобы люди избирали предписанные законом методы достижения своих личных целей. Поскольку общества настолько сильно отличаются друг от друга, когда побуждают людей достигать свои цели институционально предписанным путем, последние могут утратить законную силу в глазах большинства населения, так что оно считает их всего лишь техническими требованиями. В связи с чем возникает очень важный вопрос: какие процедуры из тех, чем располагает общество, лучше всего подходят для того, чтобы люди соблюдали провозглашенные этим обществом культурные ценности? Может случиться так, что наиболее удобные и технически достижимые процедуры, не важно, легитимные они с позиций культурных ценностей или нет, станут наиболее массовыми формами и способами решения личных задач и получат институциональную поддержку. Если процесс ослабления роли культурных ценностей заходит слишком далеко, общество теряет свою стабильность и впадает в то состояние, которое Дюркгейм называл аномией (или отсутствием норм)26.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВОЗЗРЕНИЯ Р. МЕРТОНА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Формування звітних фінансових документів
СУТНІСТЬ ТА ВИДИ ГРОШОВИХ РЕФОРМ
СУТНІСТЬ ВАЛЮТИ ТА ВАЛЮТНИХ ВІДНОСИН. КОНВЕРТОВАНІСТЬ ВАЛЮТИ
Технічні засоби для організації локальних мереж типу ETHERNET. Пр...
Вартість власного капіталу


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 836 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП