Сторонники минимального государства исходят из утопии о рынке как универсальном лекарстве для всех социальных болезней. Либералы упорно сокращали государство, беспрестанно урезали его функции, продавали задешево государственную собственность олигархам, что сделало его недееспособным и беспомощным. Очень ярко это проявилось в отказе от решительной борьбы с преступностью. Да и сами реформы происходят в неподходящий исторический момент: Россия только еще входит в круг капиталистических стран, между тем как наиболее развитые страны покидают классическую фазу, переходя на более высокий этап. Эпоха первоначального накопления с присущими ей признаками социального варварства — массовым мошенничеством, попранием социальных норм и духовных идеалов, беззастенчивой алчностью и стремлением к наживе — давно уже, приблизительно 100—120 лет назад, пройдена Англией, США, Францией, Германией, Голландией, Бельгией и др. Но Россия еще только познает ее объективные законы, усугубившиеся рядом крупных субъективных просчетов. Сто лет назад мы уже вступили на этот путь, но не прошли его до конца, испугавшись последствий — поляризации общества на бедных и богатых, роста преступности и нищеты, отставания от передовых стран Запада. Тогда нашли радикальное средство — социалистическую революцию 1917 г., которая обернулась невиданной по массовой гибели людей Гражданской войной. Построенное позже советское общество — историческая альтернатива мировому капитализму — оказалось почти в изоляции от других стран, если не считать стран-сателлитов, во многом живших за счет советской помощи. Страна под названием СССР достигла очень крупных экономических, научных и культурных успехов. Однако функционирование в условиях изоляции, когда все приходилось 44 Изменяющаяся Россия: вызовы и возможности. Т. 1. М., 2003. С. 219. 43 Реформирование России: реальность и перспективы. М., 2002. С. 96. 36 добывать, производить и продавать самим себе, оказалось губительным: советское государство все больше отставало от США и других стран по экономическим, а затем и социальным показателям. Построение коммунизма в отдельно взятой стране провалилось. Сегодня, как нам кажется, мы — в общем строю, но идем как-то не в ногу со всеми. Толи мы сильно опоздали, прилагая нечеловеческие усилия к тому, чтобы догнать общий строй, то ли не понимаем, что следует идти собственным путем для того, чтобы оказаться впереди. В любом случае нам приходится проходить стадию первоначального накопления (у нас ее называют стадией первоначального разграбления, всеобщей «прихватизацией») в неподходящий для нас самих и для развитых стран момент — в период глобализа ции и открытости государственных границ. Благодаря глобализации преступность на постсоветском пространстве, достигшая невиданных размеров после развала СССР, моментально распространилась по всему миру и сегодня «русская мафия» наряду с итальянской делит пальму мирового лидерства. Из страны «мирового зла» (как именовали СССР в эпоху холодной войны) мы превратились в центр мирового криминала. Мы распространяем свои болезни на весь мир, но и болезни развитого западного общества беспрепятственно проникают в незрелое и рахитичное тело российского общества: индивидуализм, разрушая традиционные ценности коллективизма, оборачивается у нас крайними формами цинизма и эгоизма; этика протестантского утилитаризма, никак не совместимая с этикой православного нестяжательства, прорастает на отечественной почве ростками алчности, лицемерия и казнокрадства. «Вестернизация», «американизация», «макдонализация» — подобные термины стали возможными только в эпоху глобализации, когда у научной, культурной и экономической информации нет ни государственных, ни технических границ. Американские ценности, распространившись по всему миру, стали мировой духовной валютой. Однако проникая, скажем, в развитую Норвегию, эти ценности вовсе не заменяют и не вытесняют национальные традиции, но функционируют наряду с ними, учитываются как побочный или дополнительный фактор развития. Иное дело слаборазвитая страна, где собственные традиции разрушены, а молодежь, не получая от старшего поколения нужных ориентиров, перенимает чужие ценности и традиции. Российская молодежь, оказавшаяся в духовном вакууме, вынуждена использовать интернет, радио и телевидение как единственный или преобладающий источник необходимой информации, в результате чего ее солидаризация с западными сверстниками выше, чем с собственными отцами. Мы вступили в мировое сообщество не как лидеры или равноправные партнеры, а как потребители интеллектуальных отходов, произведенных другими странами. Но ныне — не эпоха капитализма свободной конкуренции и «невидимая рука» Адама Смита уже не в силах обеспечить оптимальный общественный прогресс и социальный порядок. Во всех развитых странах роль государства огромна: оно распоряжается значительной собственностью, властно регули- 37 рует экономические процессы, перераспределяет богатство в соответствии со стратегическими интересами общества, организует социальную сферу, обеспечивает развитие науки и культуры, заботится о морали своих граждан. Без активного и мощного государства с рациональной и эффективной бюрократией немыслимо современное цивилизованное и динамично развивающееся общество. Необходимость сильного государства, способного консолидировать нацию на собственной основе, объясняется не только духовными факторами. Огромная территория, самые протяженные в мире и зачастую неспокойные границы, географические условия северной страны с неблагоприятным климатом предопределяют необходимость сильного государства, активно влияющего на все социальные процессы. Либеральные реформы чуть не лишили страну ее Вооруженных Сил. Призванная защищать целостность и безопасность страны российская армия находится на грани развала. В войска практически не поступают современные вооружения, катастрофически низки материальное обеспечение и денежное содержание военнослужащих. Морально-психологическое состояние в коллективах Вооруженных Сил стало удручающим, о чем свидетельствует эпидемия убийств, самоубийств военнослужащих, частые побеги солдат. Пресловутая дедовщина искажает и извращает социально-психологические отношения между военнослужащими, превращает девиантность в повседневную норму межпоколенческих взаимоотношений. Молодежь не хочет служить в армии, считая ее концентрированно ненормальной криминогенной средой. Современные Вооруженные Силы представляют большую опасность для самих себя и для всего общества, чем для внешнего врага. Серьезной общественной проблемой стала тотальная коррупция государственного аппарата. Ежегодный рынок взяток достигает, как утверждают авторитетные исследователи, десятков миллиардов долларов. Коррозия государственного аппарата несет еще более серьезную угрозу обществу, чем разложение армии, поскольку его влияние распространяется не на локализованную социальную группу, но на все общество. Место доверительных отношений между населением и правительством заняли грязные политтехнологи, компромат, продажный пиар. Во властных эшелонах к населению относятся зачастую как к объекту манипуляции и осознанного обмана. С мнением народа не считаются, демонстративно игнорируют его в процессе принятия важных общественных и политических вопросов. Да и немудрено, поскольку общественное мнение представлено не мощной протестной силой, а конгломератом карликовых партий, якобы выражающих волю своего электората. На самом деле российская многопартийность представляет собой всего лишь карикатуру политической борьбы. Она лишь формально отражает присутствие демократии в нашем обществе. Это театр политического абсурда. Мельтешение на сцене десятков партий, большинство из которых известны только в пределах центра Москвы и созданы лишь на период подготовки к выборам, подрывает доверие народа к политическим институтам общества и зарубежных граждан к нашей стране, превращает политическую жизнь России в ярмарку тщеславия и политическую клоунаду. Как следствие, растет разочарование населения в политике, в политиках, в институтах демократии вообще. Как показывают социологические иссле- 38 дования, индекс недоверия федеральным властям со стороны российских граждан с мая 2000 г. по декабрь 2001 г. вырос с отметки 20,7 до уровня в 23,546. О тотальном разочаровании в политической элите свидетельствуют и результаты недавних выборов в ряде субъектов Российской Федерации: люди голосуют за кандидата «против всех» или просто не приходят на выборы. Массовая аполитизация населения в свою очередь влечет за собой опасность узурпации политики безответственными и своекорыстными авантюристами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государство: безответственность, слабость, атрофия» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»