ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
В античности еще не сложилось понятия государства как некой силы, отчужденной от общества. Не появилось и идеи об автономной личности, противостоящей обществу и государству. Не случайно у Аристотеля, Платона и других философов древности мы находим представление об обществе как о некоем организме. Новое время расчленило это единство и противопоставило общество государству, индивида — обществу и государству. В политической теории Нового времени государство занимает подчиненное положение по отношению к индивиду и гражданскому обществу8.
Концепция гражданского общества и правового государства сформировалась в XVII-XVIII вв. Дж. Локк, Ш. Монтескье и другие философы пришли к выводу о том, что единую и абсолютную государственную власть целесообразно разделить на три незави-симые ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти должна быть относительно самостоятельной и уравнове шивать другие. И. Кант предложил установить первенство законодательной власти перед всеми другими властями, считая, что целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться.
Формальное равенство перед законом и представительная форма демократии при ограничении доступа широких масс к политическому процессу — исторически первый тип гражданского общества на европейском континенте.
8 Мигранян А. Государство и общество // Знание—сила. 1988. № 12. С. 1-7.
749
Как и все в науке, что наполнено богатым внутренним содержанием, понятие «гражданское общество» не удается втиснуть в жесткие рамки точного определения. Оно многозначно. Выделим два главных: 1) гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания; 2) гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей. В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Это очень просто. Вычтем из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов те, что относятся только к политической сфере. Оставшаяся часть, а это очень много, называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав общества, формы общения, людей и т.д. — все то, что неподконтрольно государству.
На Западе под гражданским обществом понимают сеть добровольных и независимых гражданских ассоциаций, которые обеспечивают стабильность и эффективность демократических государств. Гражданское общество представляет собой горизонтальную сеть ассоциаций граждан вне сферы политики, воспитывающих в своих участниках толерантность, дух сотрудничества и гражданскую активность: поэтому оно служит основой демократического

государства. Политические партии выступают в роли посредников между обществом и властью.
Нетрудно увидеть, что гражданское общество в действительности описывается предметом социологии. Поэтому выражение «предмет социологии — гражданское общество» правильное. Но только в первом значении слова. Нередко предмет социологии определяют по «остаточному» принципу — как сумму всех неполитических отношений.
У понятия «гражданское общество» есть второе значение, и оно существенно отличается от первого. В качестве социологической категории «гражданское общество» констатирует, что есть реальность, описываемая ею: совокупность неполитических отношений. В качестве идеологического понятия «гражданское общество» указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взоры прогрессивно мыслящих людей. Речь идет о неком идеале или лозунге. И как идеал «гражданское общество» олицетворяет идеальное общество — общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности: создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане этот идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духов-
750
ном — идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания. Короче говоря, идеал демократического общества. Под такими лозунгами происходила перестройка в середине 1980-х гг. в СССР и мирная революция 1991 г. в России, разворачивалась борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Переход от социализма к капитализму в нашей стране осуществлялся именно под лозунгом утверждения ценностей гражданского общества.
В дореволюционной России отсутствовали как свободный индивид с его неотчуждаемыми правами, так и развитое гражданское общество. Считается,

что в России основы гражданского общества были заложены отменой крепостного права, земской, военной, судебной, образовательной реформами. Активная просветительская деятельность ученых, писателей, публицистов и прогрессивно мыслящих политиков создала в XIX в. условия для просвещения народа и формирования светской культуры. Становление гражданского общества, как и развитие его экономического фундамента — капитализма, продолжалось всего 56 лет. После революции 1917 г. его дальнейшее развитие фактически сворачивается. В. Ленин надеялся, что можно достигнуть идеала, когда стало бы отмирать государство, а вместе с ним «бюрократические извращения». Однако реальность оказалась иной. Усиление государства и бюрократии привело к дальнейшему сужению гражданского общества, свело неполитическую сферу общества к нулю. Таким образом, при социализме государство берет на себя не только собственные функции, но и функции гражданского общества. Результат очевиден: государство снова как бы поглощает и общество, и индивида, оно само формулирует их задачи и требует беспрекословной реализации своих решений9.
Сейчас можно говорить о новом этапе, второй попытке построить гражданское общество. Дорогу к нему проложила вначале горбачевская перестройка, а затем ельцинские реформы. Однако до сих пор среди ученых нет единого мнения относительно того, построено в нашей стране гражданское общество или нет. По мере укрепления гражданского общества «опекунская» сторона деятельности государства должна постепенно сводиться к минимуму, а самому ему предстоит занять отведенное теорией место — стать функцией общества под надежным контролем последнего.
В истории нашей страны был период, когда могли возникнуть предпосылки для развития гражданского общества. Это — время нэпа. Однако большевики выбрали иной путь, он привел к ужесточению социальной жизни и ее регламентации. И вот итог: демократический принцип «Все, что не запрещено, то разрешено» у нас сменился другим, прямо противоположным: «Все,
Мигранян А. Указ. соч.
751
что не разрешено, то запрещено». По мнению Р. Роуза к), Россия напоминает общество песочных часов:
Такое общество чем-то похоже на гражданское общество, так как государство допускает существование некоторых неофициальных, а иногда и официальных институтов и даже узаконивает их. И тем не менее и результате получается... общество песочных часов в силу того, что связи между верхами и низами весьма ограничены... Если институты, на которые люди опираются в своей повседневной жизни, свободны от контроля со стороны государства, но одновременно практически не в состоянии влиять на него, то можно сказать, что граждане... как бы защищены от претензий недемократического и потенциально деспотического режима. Государство же может мириться с существованием подобных институтов до тех пор, пока их деятельность ограничивается мелкими проблемами отдельных людей и не затрагивает интересы государства.
Во многом его слова справедливы. Действительно, на протяжении долгой истории административный аппарат в стране был страшно раздут, и, как ни боролись с бюрократией царское, советское и постсоветское правительства, она только множилась в числе. На другом полюсе, опять же несмотря на усилия правительств в области социальной политики, концентрировались массы бедняков. Средний класс всегда оставался в меньшинстве, он ненадолго прибавил в весе в 1960—80-е гг., после чего больше половины интеллигенции превратилось в «новых бедных».

Итак, в понятии «гражданское общество» четко различаются два иногда противоборствующих значения, два смысла — социологический и идеологический (а есть еще юридический). В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было у первобытных охотников и собирателей. Только 5—6 тыс. лет назад возникло государство.

Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы заметим, что государство — лишь один из признаков общества, а именно: система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно — главный институт этой системы. Отличительная черта государства — суверенность (верховная власть плюс независимость), которая выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, суды, тюрьмы и т.д.), способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества. Как мы уже выяснили, исторически общество первично, государство — вторично. Оно возникает на определенной стадии развития общества для
"' Роуз Р. Россия как общество песочных часов: Конституция без граждан // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1995. № 3(12). С. 3.
752
защиты интересов граждан, т.е. выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже гражданам приходиться защищаться от него. Отношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.
Гражданское общество является также сферой противостояния простых людей и властных структур. К спектру гражданских прав относятся право на выбор товара (услуги), право быть выслушанным, право на удовлетворение основных потребностей. Защита прав потребителей широко освещается в средствах массовой информации (в России это передача «Впрок» на телевидении, рубрики в газетах «Известия», «Московская правда», «Сегодня», журналы «Спрос» и «Впрок», издаваемые Конфедерацией обществ потребителей, региональные периодические издания, например газета «Качество и рынок» Омского центра стандартизации, метрологии и сертификации и др.). Здесь большая роль отводится также общественным организациям, которые без отвлечения ограниченных бюджетных средств помогают потребителям в решении их проблем. Общества защиты прав потребителей оказывают существенную помощь в досудебном урегулировании споров, представляют интересы истца в суде.

Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При этом личность имеет приоритет над обществом. Правовое государство — тип государства с конституционным правлением, господством закона во всех сферах жизни, развитой правовой системой, разделением власти, широкими демократическими правами граждан, развитым социальным контролем политики и власти. Создание такого государства — длительный процесс развития общества. Правовым называется государство, отвечающее следующим требованиям:
♦ господство закона во всех сферах общественной жизни;
♦ подчинение законам государства и его органов;
♦ судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.
Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями, а философское обоснование получила у немецкого философа И. Канта. Правовое государство — неотъемлемый элемент демократии. При нем компетенция верховной власти ограничена с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа. Правовое государство — реаль-
753
ное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью мелочной опеки со стороны органов власти, гарантия индивидуальной свободы и основополагающих прав личности. Оно призвано защищать свободу, безопасность и достоинство личности. Для того чтобы народ мог контролировать государство и оно не превратилось в чудовище, господствующее над обществом, вводится институт разделения властей — появляются законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Независимый с\д призван защищать приоритет права, в равной мере привлекая к ответственности министра и рядового гражданина.
Человечество долго шло к идее и практике правового государства. О власти закона, одинакового для всех граждан, говорил еще в VI в. до н.э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникло разделение властей. Концепция правового государства сложилась только в XVII—XIX вв., а реализовалась она только в наше время и то в немногих странах. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.
Тоталитарное государство представляет собой полную противоположность гражданскому обществу и соответствующей ему политической форме,

которую называют правовым государством. Личность и гражданские свободы здесь подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.
Термином «тоталитаризм» описываются формы единоличного правления, при которых государство контролирует все стороны жизни граждан. Впервые тоталитарные формы правления появились после Первой мировом войны и имеют две современные разновидности — социалистическое государство и фашистское.
На протяжении всей истории человечества, как только появилось государство, характер отношений между ним и обществом постоянно колебался от одного полюса к другому. В Древней Греции гражданское общество и государство почти совпадали, покоясь на прочном фундаменте демократи11. В Древнем Египте, напротив, государство подавляло общество. Они являлись антагонистами. Восточная деспотия — разновидность тоталитарного государства.
Не случайно А. Грамши рассматривал гражданское общество как противовес государству в условиях авторитарных режимов, когда политические организации, призванные представлять социальные интересы, оказываются бесправными. Напротив, для Г.В.Ф. Гегеля гражданское общество выступало как система всесторонней зависимости, а государство — как осуществление свободы, абсолютная цель разума, органическая жизнь народного духа и, более того, как путь Божий в мире.
754
Сегодня принято думать, будто гражданское общество олицетворяет все то, что противостоит тоталитарному государству и подавляется им. Они антагонисты. Тоталитарное государство характеризуют такие черты:
♦ аппарат подавления;
♦ преследование инакомыслящих;
♦ жесткая цензура и отмена свободы слова;
♦ диктатура одной политической партии;
♦ монополия государственной собственности;
♦ геноцид против собственного народа;
♦ подавление личности, отчуждение ее от государства.
Итак, отношения между обществом и государством строятся по двум линиям — в одном случае государство подавляет общество, тогда мы говорим о тоталитарном государстве, в другом — никто никого не подавляет, тогда мы говорим о правовом государстве и гражданском обществе (а можно ли обществом подавлять государство?).
Тоталитаризм и демократия по-разному относятся к такому явлению, как гражданство. В одном случае права граждан нарушаются, в другом — поддерживаются. Гражданство определяется правовым режимом страны, а тот в свою очередь зависит от политического режима общества. В таком случае под гражданским обществом мы должны понимать такую его организацию, при которой реализуются основные права и соответствующие им обязанности граждан, а государство выступает гарантом этих прав. Гражданское общество имеет три измерения — правовое (равенство перед законом), политическое (всеобщее избирательное право) и социально-экономическое (например, право на социальное обеспечение) ".

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Посередницькі, гарантійні, консультаційні та інформаційні послуги
Технічні засоби для об’єднання локальних мереж: мости, комутатори...
Роторно-поршневий двигун
Операції по залученню вкладів і депозитів. Міжбанківський кредит
Что значит «преодолеть инерцию»


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 1188 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП