Когда пассионарии заражают «гармоничников», происходит явление. похожее на самонаведение индукции в электрофизике. Собственно так его Гумилев и называет — пассионарной индукцией, когда настроение и поведение обычных людей изменяется в присутствии пассионариев. А где есть индукция, там должно существовать и поле. Гумилев вводит понятие пассионарного поля. Биосоциальная энергия, которой наделены выдающиеся люди, ученый называет пассионарностью. «Пассионарность — это биологический при- 33 Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993. С. 41. 34 Рубин С. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева: современный взгляд. 35 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 276. 36 Коваленко М.И. Указ. соч. 556 знак... Пассионарии самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами, без увлекающей их цели... Пассионарность отдельного человека сопрягается с любыми способностями: высокими, малыми, средними; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного человека; она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие»37. Пассионарность обладает и рядом других свойств, к примеру, будучи биологическим свойством человека, она передается по наследству. Пассионарность напоминает электрический ток, который можно передать другому источнику, но прежде надо выработать самому. Поэтому пассионарность является: а) врожденной способностью особой категории людей — пассионариев (аналог источников электрического тока); б) состоянием поля вокруг источника, такой биоэнергетической субстанцией, которая может источаться и восприниматься, т.е. своего рода магнетизмом. Пассионарная личность создает вокруг себя особое напряжение, которое можно назвать «энергетическим полем или сочетанием полей», писал Гумилев в книге «География этноса в исторический период». Пассионарии заражают окружающих своей неуемной энергией, у них появляются последователи, поклонники, сочувствующие и противодействующие их начинаниям. Так брошенный в воду камень распространяет вокруг себя волновые круги. Новые идеи, овладевая чужими умами и душами, вдохновляют последователей на великие свершения. Строительство Днепрогэса и Магнитки, строительство Комсомольска-на-Амуре, неслыханные темпы индустриализации и коллективизации — все это примеры героического подвижничества советских людей в 1930-е гг. Благодаря Корчагиным и Стахановым в российском обществе сформировалось особое пассионарное поле. Его потенциал был столь велик, что его хватило и на то, чтобы выиграть в 1940-е гг. Великую Отечественную войну, а в 1960-е ударными темпами строить коммунизм. Социальная энергия пассионарности стала сходить на нет в 1970-е гг., а в 1980-е, когда наступил глобальный кризис социализма, и вовсе исчезла. Для нового пассионарного толчка потребовалось резко изменить историческую ориентацию общества — перейти от социализма к капитализму. Взаимодействуя между собой, пассионарные поля объединяют их носителей (пассионариев) в социальные институты — общины, философские школы, дружины, партии, шайки и т.д. В отечественных войнах 1812 и 1942 гг. сражались воины-пассионарии, но в остальные периоды в армии служили самые обычные люди, совсем не обязательно способные на сверхусилия. Поколение молодежи последней трети XIX в. — пассионарии будущей революции. Пассионарными были и два последующих поколения, но в 1930-е гг. наступила эпоха инертности. Именно пассионарии организуют далекие походы против соседей либо, наоборот, обороняют свою страну от завоевателей; создают новые научные теории, шедевры литературы и искусства. Пассионариями были варяги Рюрика, казаки Ермака, покорившие Сибирь, мореплаватели и первооткрыватели.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПАССИОНАРНОЕ ПОЛЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»