Карл Барт (1886-1968) — швейцарский протестантский теолог, основатель «диалектической теологии». Получил теологическое образование в университетах Берна, Берлина, Тюбингена, Марбурга. Учился у А. Гарна-ка. Был пастором реформатской церкви, профессором богословия. С 1922 по 1933 г. издавал журнал по диалектической теологии. Начиная с 1927 г. принимал активное участие в экуменическом движении. В 1935 г. после отказа присягнуть Гитлеру был выслан нацистами из Германии. В начале 1970-х гг. в Западной Германии, а затем в США возникло «Общество Карла Барта». • 326*
Основные сочинения: «Послание к римлянам» (1919); «Церковная догматика» (т. 1—13. 1932—1965). Барт в своих сочинениях опирался прежде всего на доктрины Лютера и Кальвина. На формирование его воззрений оказали влияние Кьеркегор и Достоевский и в первую очередь их идеи об иррациональности человеческой природы и социальной жизни, приводящие к отчуждению людей от Бога, к глубоким кризисам духа. Согласно Барту, Бог не вмещается в пространство человеческой культуры. Никакие духовные ценности, ни искусство, ни литература, ни философия не в состоянии спасти человека. Самое большое, что они могут в экзистенциальном плане — это инициировать внутренний кризис, указать на духовную несостоятельность мировоззренческой позиции личности и тем самым подготовить его к восприятию Божьей благодати. Голос Бога, взывающий к человеку, может прозвучать откуда угодно. Человек не располагает собственными достаточными средствами спасения; инициатива исходит всегда от Бога. Через кризис личность приходит к самоотрицанию, а за самоотрицанием следует утверждение себя в своем собственном сознании как творения Божьего. За самоуничижением приходят вера и надежда на спасение, за духовным умиранием наступает духовное воскресение. В этих перепадах отрицаний и утверждений, тезисов и антитезисов и состоит суть диалектической теологии Барта. Важное место в трудах Барта занимает проблема христологического обоснования государства. В центре этой концепции — задача нового, т. е. учитывающего трагический опыт XX в., осмысления христианского учения о государстве. В свете данной задачи, которая крайне важна для практической социальной жизни миллионов христиан, совершается переход от естественно-правового понимания государства к христологическому. В течение четырех столетий протестанты руководствовались предписанием апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению: а противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13, 1-2). Однако в условиях засилья кровавых, • 327 •
тоталитарных режимов эта позиция требует пересмотра. Путь, избранный теологами-реформаторами, подчиняется базовой норме, требующей «omnia instaurare in Christo» («все заново основать на Христе»). Следование этим путем предполагает, что встреча Иисуса с государственным чиновником Пилатом связала государство с крестом Христа, включила государство в разряд орудий божественного плана спасения. Бог в своем деянии искупления использовал государство как средство. Поэтому с государственной властью следует считаться, ее необходимо признавать, даже если она творит несправедливость. Далее, служение государству требует от граждан «жизни тихой и безмятежной» (1 Тим. 2, 2). Чтобы такая жизнь с ее свободами и правами была повседневной реальностью, чтобы Церковь имела свободу возвещать Слово Божье, христиане должны молиться за государство. Оппоненты Барта возражали ему: из того обстоятельства, что Бог ставит себе на службу неправедно действующее, «демонизированное» государство, никоим образом не следует вывод о необходимости оказывать этому последнему честь, равно как Пилат так же мало достоин почитания, как и участвовавший в истории спасения Иуда. Обоснованием отношения христианина к государству служит не одна лишь история спасения, а целостное учение Нового Завета.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «К. БАРТ: ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ» з дисципліни «Історія західної соціології»