ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Загальна соціологія

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
По-видимому, каждый согласится с тем, что, вступая в социальный мир, человек вступает в мир вещей, процессов и явлений, сотворенных другими людьми, то есть созданных и создаваемых ими в процессе деятельности. Понятие «деятельность» употребляется в очень широком и не всегда в строго определенном смысле. Деятельность как специфически человеческий способ бытия охватывает и материально-практические, и интеллектуальные, духовные операции, поэтому работа мысли является деятельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность не в меньшей степени, чем процесс повседневного поведения. Когда деятельность рассматривают в социологическом контексте, то имеют в виду специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, свойственную только человеку как действующему существу. Именно в деятельности человек обретает и раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем в качестве существа общественного. Поэтому деятельность всегда общественно обусловлена, и именно общественная, социальная обусловленность человеческой деятельности составляет основной интерес социологии по отношению к рассматриваемому феномену.
Социальная деятельность представляет собой динамичную систему активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и сог\иачьпого мира. Именно в социальной деятельности осуществляется проявление активности личности и общности, их творческих качеств, установок, мотивов, поступков.
419
В процессе деятельности проявляется определенное противопоставление субъекта и объекта деятельностнои активности: личность или социальная общность противопоставляет себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.
С другой стороны, сам социальный процесс, т.е. бытие социума, невозможен вне и помимо разнообразных актов человеческой деятельности. Этот процесс не только складывается их различных видов деятельности, представляя из себя интегративпую их систему, но одновременно и постоянно распадается па огромное количество разнообразных и относительно обособленных друг от друга деятельностей (материальных, интеллектуальных и др.), которые характеризуются переходом друг в друга, дифференциацией и объединением, специфическим распределением во времени и пространстве. Более того, человеческая личность, выступающая субъектом социального процесса, представленного в многомерности своего бытия, может и должна быть понята сама как исторически развивающийся процесс деятельности (в своей динамике) и одновременно как результат этой деятельности (в своей статике, сиюминутности). Вследствие этого сам социальный процесс представляет собой полисубъективное образование, организованность, многомерность и целостность которого осуществляется совокупностью различных направлений, видов и форм человеческой деятельности, их различными сочетаниями, разделениями, комбинациями, являющимися по существу постоянной пульсацией живых и опредмеченных человеческих сил.
Деятельность отдельной личности, как минимум, есть четы-рехкомпонентный процесс. Она включает в себя: 1) отношение человека к предмету - ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых им и т.п.; 2) его отношение к другому человеку- к людям, их группам, обществу в целом; 3)его отношение к природе, всем ее процессам и явлениям, ко всему ее многообразию, и, наконец, 4) его отношение к самому себе. Каждая из этих граней, прямо или косвенно, включает все другие, образуя вместе с ними многогранную конфигурацию индивидуальной человеческой деятельности.
Однако в реальной действительности действуют не отдельные индивиды, а своеобразные общности людей - семейные, племенные, этнические, профессиональные, территориальные и т.п.,
420
взаимобусловленные реализацией своих сил и способностей в различных видах совместной деятельности. Только через совокупность разнообразных видов деятельности различных и многих индивидов реализуется и развивается социальное бытие как целостный, многогранный процесс. Но и для отдельного индивида, равно как и для любой группы, общности индивидов совместное бытие с другими людьми, т.е. включенность в многомерный и целостный социум, оказывается необходимой предпосылкой и способом становления и развертывания его индивидуального бытия, развития и саморазвития его индивидуальных жизненных сил.
Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности (производственной, политической, военной, спортивной и т.д.) и ее результат - произведенный продукт или победу на выборах, одержанную победу над врагом, спортивный результат. Именно социальная деятельность является исходным условием возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.
Если основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне сферы деятельности, за ее пределами - в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей, установок, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Поэтому в структуре социальной деятельности можно выделить три взаимосвязанных компонента:
осознанность деятельности (целеполагание);
общественно обусловленный характер деятельности;
продуктивность деятельности (целедостижение).
В зависимости от характера отношения человека к окружающему миру и взаимодействия его с другими людьми социальная деятельность подразделяется на несколько видов. Важнейшими из них являются:
материально-преобразовательная (ее результатами вы
ступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, зда
ния, сооружения и т.п.);
познавательная (ее результаты воплощаются в научных
концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);
ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в
существующей в обществе системе нравственных, политических и
иных ценностей; в понятиях долга, совести, чести, ответственно
сти; в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
421


или неосознанное действие. Вторым компонентом, составляющим ядро деятельности, выступает процесс действия, то есть система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия, совершаемые человеком, могут быть направлены не только на предметы, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения - поступком (когда они совершаются в соответствии с существующими в обществе нравственными, правовыми и другими нормами) или проступком (если противоречат им).
С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
Вследствие первостепенной значимости социальной деятельности углубленному исследованию ее уделяли большое внимание почти все известные социологи. Наибольший вклад в социологическое понимание и интерпретацию деятельности внесли К. Маркс, Э. Дюрктейм, М. Вебер, Т. Парсонс.
В своем материалистическом понимании исторического процесса К. Маркс выделял в качестве первенствующего фактора «общественный характер деятельности». Он подчеркивал, что реальные предпосылки правильного понимания исторического процесса - «это действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью» (4; 18).
С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создаюидеи человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, является активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой. За многокрасочным миром социального богатства, за имеющимися в распоряжении общества материальными и духовными ценностями, представляющими собой результаты труда, кроется активная созидательная деятельность человека, связанная с развитием его сознания, с выявлением и реализацией его дарований, его чувств и
423
разума, его знаний, умений и навыков. Только в процессе творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира- природного и социального, т.е. миропреобразугощей деятельности, человек вступает в сферу социального бытия, в мир истории и культуры.
В процессе такой деятельности создается специфически человеческий мир, который реализуется как культурно-исторически данная человеку объективная действительность, не только созерцаемая и познаваемая человеком, но и творимая материально и духовно, преобразуемая им. «Природа, - отмечал К. Маркс, - не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов и т.д. Все это - продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе» (5; 215).
Согласно Марксу, содержание деятельности составляют и материально-практические действия, и волевые акты, и целепола-гания, и деятельность сознания, определяющие собой способ и характер деятельностной активности человека. Если в материально-производственных действиях воплощается практическое самоопределение и самоутверждение человека, то в его сознании, целепо-лагании, волеизъявлении реализуется его теоретическое бытие как общественного существа. Поэтому именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, его способностей, его духовного мира.
Э. Дюркгейм в своем исследовании деятельности исходил из того, что человек имеет дело с особого рода реальностью, основу которой составляют социальные факты. Сами же социальные факты, по мысли Дюркгейма, «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются» (3; 31).
В структуре социальной деятельности Э. Дюркгейм выделил в качестве первостепенного явления разделение труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разделения он вычленял два типа общества: традиционное и современное. Традиционное, архаическое общество, полагал он, основывалось на неразвитости, сходстве составляющих общество людей и их деятельности. В таком обществе собственное «Я» существует только в «Мы», которое поглощает собой «Я» как индивидуальность. Здесь господ-
424
1
ствует механическая солидарность, а принуждение выражается в строгих репрессивных действиях, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения. В противоположность коллективному поглощению индивида, свойственного архаичному обществу, современное общество, согласно Дюркгейму, характеризуется органической солидарностью, которая порождается разделением общественного труда и основывается не на сходстве, а на различии индивидов. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества и господствующих в нем норм; раньше эта зависимость поддерживалась репрессивными мерами, а теперь представляет индивиду возможность выбора. В коллективном сознании такого общества происходит приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству его возможностей в различных видах деятельности. Все формы коллективного сознания в этом обществе - мораль, право, религия и т.п. имеют свою истинную функцию не в том, говорил Дюркгейм, чтобы заставлять нас думать, а в том, чтобы побуждать нас к действию, помогать нам жить.
Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». В противоположность Э. Дюркгейму он открещивался от всякого рода «коллективных субъектов» и считал, что только в том случае, если все виды и формы поведения людей: их социальные действия, социальные отношения, социальные стремления и смыслы будут редуцированы (сведены) к конкретным проявлениям деятельности конкретных индивидов в их взаимодействии с другими индивидами, социология сможет стать действительной наукой о социальной действительности, сможет стать «понимающей социологией». Для того, чтобы понять и объяснить социальную реальность, необходимо постигнуть смысловую связь, в которую входит доступное непосредственному пониманию социальное действие. Действие становится важнейшей категорией социологии, считал М. Вебер, только в том случае, «если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» (2; 603). А это означает, что действием, непосредственно наиболее понятным по своей смысловой структуре, является действие, ориентированное субъективно строго рационально в соответствии со
425
средствами, которые считаются адекватными для достижения однозначных и ясно осознаваемых целей. Таким образом, у Вебера наиболее понятным является действие осмысленное, т.е., во-первых, имеющее определенный существенный для действующего субъекта смысл, во-вторых, направленное на достижение ясно осознаваемых самими действующим индивидом целей; в-третьих, используемые для достижения этих целей средства признаются за адекватные самим действующим индивидом. А из этого вытекает, что понять смысл социального действия со стороны — это и значит понять в данном случае самого действующего субъекта. Но одновременно - понять правильно действующего индивида означает понять смысл совершаемого им действия.
Из приведенных рассуждений становится ясным, что именно считает М. Вебер признаками социального действия. Первым таким признаком является наличие действующего индивида, вторым - осмысленность предпринимаемого действия. Различие между осмысленным и неосмысленным действием Вебер поясняет следующим примером. Столкновение двух велосипедистов является не более, чем происшествием, подобным явлениям природы, и в этом смысле не может быть интерпретировано в качестве социального действия. Однако попытка одного из них избежать столкновения, равно как и последовавшая за столкновением перебранка, потасовка или мирное урегулирование конфликта, являются уже социальным действием. А это означает, что для приобретения статуса социального человеческое действие или его исходный компонент - поступок - должны так или иначе соотноситься с действиями других людей или ориентироваться на них. Итак, действие индивида или группы индивидов получает статус социального только в том случае, если оно социально осмысленно и социально ориентировано на других людей.

Gorund.ru – Компьютерные хитрости

720Cinema.ru Смотри фильмы, сериалы в HD-720 - БЕЗ регистрации и БЕЗ рекламы.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» з дисципліни «Загальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Маятник в воде
Аудит реалізації сільськогосподарської продукції
Когда «горизонтальная» линия не горизонтальна
ФОРМИ І ПРОЦЕДУРИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ
Період окупності


Категорія: Загальна соціологія | Додав: koljan (15.12.2012)
Переглядів: 2185 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП