ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія для юристів

Каналы вертикальной мобильности
Самое полное описание каналов вертикальной мобильности впервые было дано П. Сорокиным, он их называл «каналами вертикальной циркуляции». По его мнению, поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, постольку между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.
Особый интерес представляют социальные институты — армия, церковь, школа, семья — которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.
Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из нижних чинов. Солдаты прояви-
240
гаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.
Известно, что из 92 римских императоров 36 начинали с низших чинов, из 65 византийских 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и многие другие политики достигли самого высокого положения благодаря армии.
Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин установил, что из 144 римских католических пап 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей, поэтому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.
Помимо восходящего движения церковь была каналом и нисходящего. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них немало королей, герцогов, князей, дворян высоких рангов.
Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всему населению. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.
США и СССР — самые яркие примеры того, как можно добиться впечатляющих успехов, стать великими индустриальными державами мира, придерживаясь противоположных политических и идеологических ценностей, но в одинаковой степени обеспечив своим гражданам равные возможности получить образование.
Британия представляет другой полюс, на котором привилегированные школы доступны только высшим слоям населения. «Социальный лифт» здесь короткий: он движется только по верхним этажам социального здания.
Пример «длинного лифта» дает древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три
241

года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда попадали на высокие правительственные посты. Под влиянием Конфуция правительство мандаринов слыло правительством китайских интеллектуалов, возвеличенных благодаря школьному «механизму». Таким образом, китайская школа постоянно возвышала простых людей и препятствовала продвижению представителей высших слоев, если они не соответствовали требованиям. В результате служебные обязанности в правительстве выполнялись как надо, а должности занимались в соответствии с личными талантами.
Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование — самый быстрый и доступный канал вертикальной мобильности.
Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных слоев. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера, с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив каждый то, что хотел.
Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина.
Даже примитивные общества были заинтересованы в том, чтобы ими управляли самые одаренные. Но как обнаружить врожденные таланты, если нет специальных методов и техники? Древние нашли очень простой способ. Путем эмпирического наблюдения они установили, что у умных родителей чаще рождаются умные дети, и наоборот. Тезис о наследовании качеств родителей прочно утвердился в сознании наших предков. Именно он лежит в основе запрета межкастовых браков. Чем ниже социальное положение, тем меньше добродетелей имеют родители и наследуют их дети, и наоборот. Так постепенно возник институт наследования социального статуса родителей детьми: рожденный в семье с высоким социальным рангом заслуживает также высокого ранга.
Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родите-
ли заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Любому обществу нужны гарантии. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из механизмов распределения членов общества по стратам.
Древние общества в большей мере заботились о стабильности семьи, ибо она для них была одновременно и школой, и центром профессиональной подготовки, и производственным объединением, и многим другим. Когда семья стала терять свое значение, браки легко распадались, а разводы превратились в повседневное событие, обществу пришлось брать на себя все эти функции. Возникли школы вне семьи, производство вне семьи, обслуживание вне семьи.
Дети остаются в семье только пока они несовершеннолетние. Фактически же они растут вне семьи. Утратилось значение чистоты крови, унаследованных качеств. Людей все больше начинают оценивать не по их семейному происхождению, а по личным качествам.
Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой (групповой замкнутостью). Клаузула одновременно обозначает процесс и результат.
В молодом быстро развивающемся обществе вертикальная мобильность идет очень интенсивно. Россия эпохи Петра I, Советская Россия в 20—ЗО-е годы и Россия эпохи перестройки (90-е годы XX в.) — примеры подобного общества. Выходцы из низших классов благодаря счастливым обстоятельствам, трудолюбию или изворотливости быстро продвигаются наверх, где для них уготовано множество вакансий.
Но вот все места заполняются, движение вверх замедляется. Новый класс богачей отгораживается от общества множеством социальных барьеров. Попасть в него теперь неимоверно сложно. Социальная группа закрылась.
В США и Японии в высший класс поднимается только 7— 10% рабочих. Дети бизнесменов, политиков, юристов имеют в 5—8 раз больше возможностей следовать за своими отцами, чем в открытом обществе. Чем выше социальный класс, тем труднее в него проникнуть. Богатые устраивают своих детей в привилегированные школы и университеты, которые стоят дорого, но дают прекрасное образование. Хорошее образование —
242
243
необходимое условие для того, чтобы получить высокопрестижную профессию или должность: дипломата, министра, банкира, профессора.
Социальный организм по мере своего развития становится все более неподвижным и закрытым для перемещений. Высшие должности, выборные на раннем этапе, на поздних становятся наследуемыми. В Древнем Египте только на поздних этапах появился строгий обычай наследования официальных постов. В Спарте на самых ранних этапах иностранцы допускались в ранг полноправных граждан, позднее это стало исключением. В 451 г. до н. э. Перикл ввел закон, по которому привилегия свободного гражданства предоставлялась лишь тем, у кого оба родителя были уроженцами Аттики и свободными (полными) гражданами.
В Венеции в 1296 г. слой аристократии был открытым, а с 1775 г., когда аристократия утратила былое значение, ранги становятся закрытыми. В конце существования Римской империи все социальные страты и группы стали совершенно закрытыми. Ранг королевской знати в раннефеодальной Европе был доступен многим, но впоследствии становится непроницаемым для новых людей. Тенденция к кастовой замкнутости стала проявляться среди буржуазии в Англии после XV в., а во Франции после - XVII в.
Таким образом, тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам. Она характеризует стабилизацию социальной жизни, переход от раннего к зрелому этапу развития, а также возрастание роли приписываемого статуса и снижение роли достигаемого.
Социальное закрытие высшего класса в современной России стало наблюдаться уже в 1993 г. До того, т.е. в период с 1989 по 1992 гг., возможности обогатиться и продвинуться наверх для всех россиян были открытыми, хотя и неравными. Известно, что емкость высшего класса объективно ограничена и составляет не более 3—5% численности населения. Легкость, с какой делались крупные капиталы в 1989—1992 гг., исчезла. Сегодня, чтобы получить доступ в элиту, необходимы капиталы и возможности, какими большинство людей не располагает. Происходит как бы закрытие высшего класса, создаются частные школы для привилегированных, сфера развлечений элиты тоже недоступна другим категориям. Она включает не только дорогие салоны, пансионаты, бары, клубы, но и отдых на мировых курортах.
244
Вместе с тем открыт доступ в сельский и городской средний класс. Прослойка фермеров крайне незначительна и не превышает 1%. Средние городские слои еще не сформировались. Их пополнение зависит от того, как скоро «новые русские» и руководство страны будут оплачивать квалифицированный умственный труд не по прожиточному минимуму, а по его рыночной цене.
В стабильных обществах — США, Англии, Франции, Германии и некоторых других — высший класс давно уже стал потомственным. Накопление богатств началось внутри родственных-кланов, создаваемых взаимными браками, несколько столетий назад. В США высший класс сохраняет преемственность во времени с XVIII в. и восходит корнями к первым переселенцам из Северной Ирландии. Воспитание детей в закрытых школах, а затем практика в родительских областях деятельности, корпорациях и компаниях обособляют высший класс от остального общества. У него формируются собственная система ценностей, социальных норм, этикет, правила поведения и стиль жизни. | Т. Веблен называл этот стиль демонстративно-расточительским.
В современном российском обществе у высшего класса есть i вторая черта — демонстративная роскошь, но нет первой — наследственности, хотя и она начинает активно формироваться благодаря закрытию высшей страты.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Каналы вертикальной мобильности» з дисципліни «Соціологія для юристів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Фонетична транскрипція
Что значит «преодолеть инерцию»
Індивідуальні та інституційні інвестори
Аудит дотримання нормативних вимог П(С)БО 1 «Загальні вимоги до ф...
Суть проблемних позичок та причини їх виникнення


Категорія: Соціологія для юристів | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 2060 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП