Понятие социальной мобильности ввел в социологию П. Сорокин. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью. Существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа -вертикальная и горизонтальная. Они в свою очередь распадаются на подвиды и подтипы, тесно связанные друг с другом. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером. Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни 232 несколько раз меняет социальные позиции. Она называется гакже социальной карьерой. Пример: токарь становится инжене-юм, а затем начальником цеха, директором завода, министром юшиностроительной отрасли. Первый вид мобильности относится к долговременным, .горой — к кратковременным процессам. В первом случае со-шологов больше интересует межклассовая мобильность, во 5тором — перемещение из сферы физического труда в сферу умственного. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из вдной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости >т направления перемещения существуют восходящая мобиль-юсть (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (со-щальный спуск, движение вниз). Повышение в должности — пример восходящей мобильно-ги, увольнение, разжалование — пример нисходящей. Между восхождением и нисхождением существует известная симметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться lo социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление убровольное, а нисхождение — принудительное. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индиви- из одной социальной группы в другую в пределах одного и »го же уровня. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из ■рдной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь юбразованную), из одной профессии в другую. Подобные движе-|ния происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Разновидностью горизонтальной мобильности служит гео-Щрафическая мобильность, подразумевающая не изменение стату-|са или группы, а перемещение из одного места в другое при со-[хранении прежнего статуса. Примером может служить международный и межрегиональ-■иый туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с I одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то гео-ррафическая мобильность превращается в миграцию. Если дере-I венский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, 1то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства, то это уже миграция. 233 Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают формы мобильности: • индивидуальную мобильность — перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и • групповую мобильность — перемещения происходят коллективно, например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. Индивидуальная и групповая мобильности определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Кроме названных выше основных видов, типов и форм социальной мобильности, иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т. п.; к недобровольной организованной мобильности — депортацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма. От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50—70-е годы в СССР проводилось сокращение числа малых деревень и их укрупнение. Виды (типы, формы) мобильности могут быть главные и неглавные. Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы. Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим. (Приведите конкретные примеры в доказательство данного тезиса). Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности существуют в трех основных сферах общества — экономической, политической, профессиональной. Мобильность не происходит в демографической сфере и достаточно ограничена в религиоз- 234
ной. Действительно, «мигрировать» из мужчины в женщину невозможно (почти), а взросление (перемещение из детского возраста в юношеский) не относится к мобильности. Добровольное или насильственное изменение религии в человеческой истории происходило неоднократно. Достаточно вспомнить крещение Руси, обращение в христианскую веру индейцев после открытия Колумбом Америки. Однако такие события происходят нерегулярно. Они представляют интерес скорее для историков, нежели для социологов. Социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей. Дистанция мобильности — количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция — неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию. Под объемом мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном ; направлении за определенный промежуток времени. Объем, исчисляемый количеством переместившихся индивидов, называется абсолютным, а отношением этого количества по [Всему населению — относительным объемом и указывается в процентах. Совокупный объем, или масштаб мобильности, определяет [количество перемещений по всем стратам вместе, а дифферен-'. цированный — по отдельным стратам, слоям, классам. Тот факт, [что в индустриальном обществе две трети населения мобильны, относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших [ служащими, — к дифференцированному. Масштаб социальной мобильности определяется как про-[ центная доля тех, кто сменил в сравнении с отцами свой соци-[, альный статус. Когда Венгрия была капиталистической (в 30-е I годы), масштаб мобильности равнялся 50%. В социалистической :. Венгрии (60-е годы) он вырос до 64%, а в 1983 г. — до 72%. В j результате социалистических преобразований венгерское общество стало почти таким же открытым, как и в развитых капиталистических странах. С полным основанием этот вывод применим к СССР. За-i падноевропейские и американские ученые, проводившие срав- 235 нительные исследования, установили, что в восточноевропейских странах мобильность выше, чем в развитых капиталистических странах. Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями: коэффициентом мобильности выхода из социального слоя и коэффициентом мобильности входа в него. Первый свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллигентами или крестьянами, второй — о том, из каких слоев пополняется, например, слой интеллигентов, он показывает социальное происхождение людей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация мобильности» з дисципліни «Соціологія для юристів»