Как писал английский философ и экономист Дж. Милль 806—1873), наблюдение ставит задачей отыскать пригодный 37 для наших целей случай, а эксперимент — создать его при по мощи искусственного сочетания обстоятельств. Эксперимент — это изучение объекта в искусственно создан ных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение экс периментов в социологии и криминологии весьма затруднено. Ц не только вследствие сложности объектов исследования, трудно стей с контролированием и управлением социальными условия ми, но и по этическим соображениям. Социология изучает закономерности массового поведени; людей. Социологу было бы небезынтересно посмотреть, как поведет себя городское население, если, например, отключить на месяц воду, газ и канализацию? Или, скажем, что будет, если по радио объявить о ядерном нападении? Но общество не может позволить социологу искусственно создавать экстремальные условия, играть судьбами людей. Однако жизнь богаче всех выдумок социологов, она ежедневно и ежечасно ставит свои эксперименты. Когда натурный (естественный) эксперимент невозможен, можно использовать так называемый ретроспективный эксперимент (квазиэксперимент), т. е. когда какое-то реально произошедшее событие интерпретируется как экспериментальная ситуация. Главное при этом — возможность зафиксировать начальное и конечное состояние объекта и выделить независимый (воздействующий на объект исследования) и зависимые (проверяемые) факторы. Например, известную антиалкогольную кампанию в нашей стране можно рассмотреть в качестве экспериментальной ситуации: как снижение государственного производства алкоголя (независимый фактор) сказалось на его потреблении, уровне преступности, уровне смертности, количестве отравлений, росте са могоноварения и т. д. (зависимые факторы). Или известна;: катастрофа с электроснабжением г. Нью-Йорка, имевшая след ствием вакханалию грабежей и погромов, позволяет криминологу сделать определенные выводы о значении уличного освещения для предупреждения преступлений. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные. В полевом эксперименте воздействие экспериментального фактора происходит в реальной жизненной ситуации, объекты исследования функционируют в привычной среде и участники, как правило, не знают о проводимом эксперименте 38 Такой эксперимент может быть неконтролируемым (исследователь просто наблюдает за действием фактора) и контролируемым (исследователь сам вводит в действие экспериментальный фактор). В лабораторном эксперименте объект исследования наблюдается не в естественных условиях, а в лабораторной обстановке. Это позволяет более точно контролировать воздействие экспериментального фактора. Но поскольку участники знают о факте эксперимента, исследователю необходимо замаскировать его истинные цели и задачи. Для эксперимента важнейшим условием является установление его валидности, т. е. обоснованности и адекватности его результатов и выводов. Внутренняя валидность означает доказательство того, что именно экспериментальный фактор вызвал наблюдаемые изменения объекта. Внешняя валидность — установление того, что выявленная экспериментом закономерность может быть перенесена на естественную, неэкспериментальную ситуацию. Для полевого эксперимента особой проблемой является обеспечение внутренней валидности, для лабораторного — внешней.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эксперимент» з дисципліни «Соціологія для юристів»