Хотя сообщения о прошлых успехах кружков качества стали реже встречаться на страницах деловой прессы, организации по всей стране обращаются к созданию специальных проблемных групп, так что известия о достижениях продолжают поступать, набираются свидетельства об определенном повышении качества продукции и услуг. Однако нет достаточных оснований считать это культурной трансформацией, а не серией разрозненных экспериментов, проводимых некоторыми частными компаниями и правительственными агентствами. Нельзя сказать также, что экспериментальные «программы» создания кружков качества пустили глубокие корни в организационную философию и повседневную трудовую жизнь, как в Японии. П. Аткинсон и Дж. Наден оценивают перспективы обеих стран рассказывая, как член одной из делегаций спросил менеджера «Тойоты», через сколько лет США догонят их. Тот ответил: «Мы считаем, что лет через двадцать, если считать от той точки, на которой мы находимся сегодня, но ведь к тому времени мы продвинемся дальше. В философии качества мы уже ушли от выявления дефектов на уровень приемлемого качества; сегодня случаев брака у нас 5—6 на миллион. Наша продукция в последний раз была возвращена в 1969 г., когда мы только начинали вводить метод, известный вам как управление качеством» [33. — Р. 10]. Подлинная революция в американских организациях начнется только тогда, когда менеджмент настолько осознает свою ответственность за качество, настолько он сейчас сознает свою финансовую ответственность [174. —Р. 30]. Менеджеры частного и государственного секторов за последние годы испробовали разные методы повышения производительности, но, как ясно из вышеприведенной цитаты, возможности совершенствования остаются. Анализ способов привлечения работников к управлению может пролить свет на будущее американского менеджмента. Здесь возможны три сценария. 1 Глава 25. Кружки качества... 631 Первый предсказывает упадок кружков качества. В прессе продолжают появляться самодостаточные пророчества, основанные на детерминит стеком, устаревшем и неподтвердившемся представлении о «жизненных циклах». Те самые черты, что сделали кружки качества столь привлекательными — их структура, параллельная организационной, несвязанность твердыми обязанностями и обычной управленческой практикой, — на деле ускоряют их развал. Возможные последствия отказа от кружков качества всерьез не учитываются, и рабочие группы либо остывают, либо переходят на привычные формы организации работы и рабочего контроля. Кружки тихо умирают,'и все идет как прежде, по крайне мере, до рождения нового бесполезного модного увлечения. По второму сценарию кружки продолжают работать примерно на том же уровне в течение обозримого будущего. Сами по себе они становятся составной частью организационной стратегии, пригодной для решения определенных специфических проблем, и только их. Это выглядит убедительно, однако никакой культурной трансформации американский менеджмент не обещает. Распространенность кружков качества в прошлом считается преувеличенной, а программы их создания — ошибочными. Некоторые компании, конкурирующие с японскими, и некоторые государственные агентства, особо заинтересованные в качестве и производительности, столкнутся с запутанными проблемами. Третий сценарий: кружки качества будут расти и, возможно, трансформироваться. Подобно японским, они обеспечат основу конкурентоспособности и управления качеством там, где станут неотъемлемой частью «качественной инфраструктуры» в целостной организационной структуре. По мере зрелости кружки превратятся в рационализаторские бригады, специальные проблемные группы, самоуправляемые коллективы, или полуавтономные рабочие группы. Эти два механизма—последнее слово в концепции коллективного управления — сохраняют и развивают подход кружков качества к решению проблем и совершенствованию коллективной деятельности, подразумевая ответственность членов команды за многие управленческие функции среднего звена, в том числе составление графика работ, распределение заданий, наставничество и постановку целей. Итак, кружки будут не только сами разрастаться и трансформироваться, но и помогут сделать это всей организации в ее бесконечном стремлении к повышению качества. Описанные сценарии не обязательно взаимно исключают друг друга в ближайшей перспективе. По японским меркам, американское движение кружков качества делает лишь первые шаги и предсказывать его скорый провал или успех слишком рано. Скорее всего, кружки качества не исчезнут, а накопив опыт, смогут стать полноправными участниками процесса принятия решений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «БУДУЩЕЕ КРУЖКОВ КАЧЕСТВА» з дисципліни «Ефективність державного управління»