Первый кружок по контролю за качеством был создан в Японии в 1962 г. в русле проводившейся в стране работы по совершенствованию управления2. С тех пор их число росло неуклонно и быстро. Японский Совет ученых и инженеров, разработавший модель кружков по контролю за качеством и начавший их регистрацию, сообщил о существовании сегодня более 250 тыс. кружков, насчитывавших 2 млн. членов. Если прибавить незарегистрированные кружки, окажется, что в Глава 25. Кружки качества... 621 них входит примерно каждый шестой работник, не считая других малых групп, таких как бригады с «нулевым браком» и прочие объединения, работающие над совершенствованием труда. Хотя о финансовых результатах деятельности кружков качества данных мало, утверждается, что движение менее чем за два десятилетия принесло японской экономике 25—30 млрд. долл. [70. — Р. 38; 528. — Р. 29]. В США еще со времен Великой депрессии существовали различные рабочие группы, но эта практика никогда не была широко распространенной и такие объединения, как правило, жили недолго. Самая известная программа по введению кружков качества началась в корпорации Локхид в 1974 г. Хотя первые успехи здесь и в других компаниях и государственных организациях привлекли к себе некоторое внимание , кружки качества не получили широкого применения. Большинство американцев были совершенно уверены, что они никогда не понадобятся и не приживутся. Однако давление конкуренции усиливалось и многие стали приписывать японский успех стилю управления. В ответ на это в начале 80-х годов многие государственные агентства и частные фирмы, опираясь на возникшее в Америке в 70-х годов движение по повышению качества трудовой жизни, стали вводить кружки качества, что в общем можно сделать быстро и без особых затруднений. Взрывной рост числа кружков качества, который изо всех сил подстегивали сотни консультантов по коммерческим вопросам, сделал невозможным какой-либо точный учет внедривших их организаций, количества самих кружков или их членов. Однако основные исследования 80-х годов свидетельствуют об их широком распространении3. Так, более 60% корпораций и государственных агентств организовали в той или иной сфере своей деятельности кружки качества. Короче говоря, ясно, что многие кружки качества смогли пережить экономические трудности, падение управляемости и переговоры об уступках. Имеющаяся информация показывает, что для большинства государственных департаментов и частных компаний отношение дохода к издержкам, связанным с кружками качества, составило за первый год их деятельности от 4:1 до 8:1 [294. — Р. 114].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КРУЖКИ КАЧЕСТВА В 80-х - 90-х ГОДАХ» з дисципліни «Ефективність державного управління»