Технологическое и прочее обеспечение работы специалистов
Специалист, как и любой работник, не сможет эффективно и результативно работать, не имея необходимого для работы оборудования, инструментов и соответствующего обеспечения. Когда речь идет о специалистах, «соответствующее обеспечение» часто означает наличие в его распоряжении технического, конторского и прочего персонала, который вы- Глава 18. Повышение производительности труда... 481 полняет работу, не требующую профессиональных навыков и суждений. Все чаще и чаще необходимую профессионалу помощь обеспечивает современная техника. Применяющаяся в некоторых областях профессиональной деятельности современная техника зачастую дорого стоит, например, новое медицинское диагностическое оборудование, скажем, магнитно-резонансная томография. Такие высокотехнологичные методы позволяют диагностировать пациентов эффективней, с меньшими затратами, не причиняя им вреда. Однако высокая стоимость оборудования повышает общую стоимость медицинских услуг, так что его использование в больницах, его доступность практикующим врачам превращается в стратегическую проблему для общественного здравоохранения. Сегодня, благодаря использованию микроэлектронных технологий, современная техника открывает перед специалистами во многих областях профессиональной деятельности новые возможности, не требуя высоких капиталовложений. Если раньше, когда системы автоматизированного проектирования можно было реализовать только на базе больших, дорогостоящих компьютеров, они использовались специалистами лишь в крупных промышленных корпорациях. Сегодня, когда существуют пакеты таких систем для персональных компьютеров, ими пользуются практически все архитектурные и инженерные фирмы, включая муниципальные проектные организации. Еще дешевле работать с персональными компьютерами при сравнительно недорогом программном обеспечении, доступном любому специалисту, которому нужно вести расчеты или выполнять большой объем письменной работы. Когда появились первые поколения машин, специалистам, не знакомым с информатикой, часто приходилось учить машинные языки или обращаться за помощью к программистам и системным аналитикам для разработки систем, помогающих решать специфические аналитические задачи или проблемы из области принятия решений. С разработкой таких систем в соответствующей области существенно повысилась эффективность и производительность, но сложившийся процесс работы специалиста в большинстве случаев оставался неизменным. В то же время «персональный» характер компьютера позволяет специалисту работать с машиной так, как лучше всего соответствует его личным привычкам и рабочим задачам. Когда служащие одного и того же учреждения работают с машиной каждый по-своему, когда работа с машиной изменяет процесс труда и привычки работника, по этим признакам можно судить, благоприятствует ли организационная культура творческому подходу. Часто в учреждениях, перегруженных перепиской или письменными отчетами, с персональными компьютерами работает только конторский персонал, который перепечатывает и обрабатывает написанные от руки 16-966 482 Часть Ш. Человеческие ресурсы специалистами материалы. После этого специалисты и менеджеры просматривают распечатки, опять же от руки вносят правку и снова отдают операторам, чтобы те ввели корректуру в компьютер. Ясно, что если посадить за машины специалистов, чтобы они сами, научившись печатать, готовили отчеты и письма, можно существенно повысить производительность и эффективность. Однако согласно устоявшемуся в организационной культуре недалекому и косному представлению, перепечатка — дело секретарское и ничье больше. В таких конторах не понимают, что, в отличие от выполняющего машинописную работу оператора, специалист, вводя текст в компьютер, выполняет не секретарские обязанности, а творческую работу. Он может переделывать, править и перекомпоновывать текст, как ему заблагорассудится, и не ждать, пока оператор наберет то, что написали другие. Специалист сделает работу качественней, быстрее и с меньшими усилиями. Основная доля труда уйдет на творческое составление текста, меньше времени займет исправление чужих ошибок, не будет соперничества с коллегами за то, чтобы технический персонал в первую очередь выполнил именно твой заказ. Конечно, работа с текстами — не единственное, для чего специалисту нужен персональный компьютер. Но именно эта работа наглядно показывает, понимают ли менеджеры и сотрудники творческие возможности техники, знают ли они, что такая техника позволяет изменить трудовые процессы. Чем чаще специалисты самостоятельно работают на компьютерах или используют современные системы автоматизированного проектирования, тем успешнее они используют открываемые машинами возможности повышения эффективности и производительности своего труда. Еще одна компьютерная технология, повышающая производительность специалистов, — так называемые «экспертные системы», позволяющие кодифицировать или систематизировать сложные процессы принятия решений на основе свойственных «экспертам»-специалистам знаний и методов решения проблем. В сфере бизнеса большого успеха в использовании экспертных систем добились не только специалисты-производственники, но и работники близких государственным службам областей, занятые, например, кредитными операциями или материально-техническим снабжением [241].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Технологическое и прочее обеспечение работы специалистов» з дисципліни «Ефективність державного управління»