Стоимость услуг в государственном и частном секторах
Государственный чиновник должен провести сравнительный анализ стоимости рассматриваемых товаров и услуг с помощью организаций государственного и частного секторов. «Действительная» оценка стоимости общественных служб должна учитывать не только данные обнародованных финансовых отчетов соответствующих организаций, но и капитальные затраты на приобретение зданий, транспорта и оборудования, проценты на капитальные затраты, издержки, которые могут быть отнесены на счет поддерживающих организаций, стоимость льгот работникам (включая пенсионные), расходы на оплату труда работников других организаций, стоимость обучения, эксплуатационные расходы и такие накладные расходы, как оплата труда административного и вспомогательного персонала [779. — Р. 259; 274. — Р. 101]. При оценке стоимости работы частных служб не следует забывать о существовании ряда расходных статей помимо непосредственной оплаты предоставляемых услуг (включая накладные расходы). Сюда можно отнести расходы на юридическое обеспечение подготовки контрактов, административные издержки в процессе организации торгов, расходы на оценку предложений подрядчиков и заключение контракта. Создание собственной системы контроля за ходом реализации контракта обычно составляет 2—7% его стоимости [779. — Р. 260]. Следует также предусмотреть расходы на восстановление государственной структуры в случае, если приватизация не удастся или если подрядчик откажется от исполнения возложенных на него обязанностей, расходы, связанные с поиском альтернативных рабочих мест для служащих, выплатой выходных пособий и т.п. [274. — Р. 101]. При сравнительной стоимостной оценке многие из этих факторов можно не заметить; тогда возможна неверная оценка в пользу частного сектора. Неучет расходов, «спрятанных» в различных бюджетных отчетах, также может повлиять на решение в пользу государственного сектора. Несмотря на утверждения, будто ориентированная на прибыль работа по контракту обычно рентабельнее бесприбыльной работы общественных служб, не следует делать скоропалительных выводов, что приватизация данной государственной функции повысит ее эффективность. Вопрос не только в том, что переход к частному производству услуг, а также его регулированию, может потребовать ряда непредвиденных расходов, но и в том, будет ли сохранено качество услуг. Более того, необходимо принимать во внимание непростые юридические и политические вопросы, а также проблемы, которые могут возникнуть в связи с распределением услуг. В то же время тщательно проведенное сравнение преимуществ и недостат- 170 Часть I. Масштабы проблемы ков частных и государственных служб может обнаружить неэффективное размещение средств или неадекватное управление. Существенно важен периодический анализ эффективности и качества деятельности государственных структур, особенно, если есть частные альтернативы. Такой анализ способствовал бы появлению «конкуренции и мотивации к более качественной и рентабельной работе, особенно у служб, которые выполняют ее вне зависимости от того, представляют они государственный сектор или частный» [388. — Р. 95—96]. Если существующая система оказывается нерентабельной или неэффективной, то лучше попытаться ее исправить, чем делать скоропалительный вывод о том, что желаемого результата можно добиться на рискованном пути создания новой системы с весьма туманными перспективами [388. — Р. 96]. VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Государственный чиновник, желающий повысить производительность в конкретной области деятельности, не должен считать перенос ее в частный сектор безусловной панацеей. Приведенный обзор литературы по проблемам приватизации, показывает, что выполнение соответствующих услуг частными компаниями может привести к повышению экономичности, т.е. сокращению расходов, однако все, что касается повышения производительности (т.е. рентабельности и эффективности), остается проблематичным. Приватизация скорее всего способна повысить производительность в сферах, доступных простому измерению и мониторингу, но в более сложных областях, таких как гуманитарные услуги и образование, чаша весов колеблется или склоняется в противоположную сторону. Тем не менее государственные чиновники могут почерпнуть немало знаний из литературы и дискуссий, посвященных приватизации. Подходы, используемые частными и некоммерческими организациями, могут оказаться полезными и в рамках государственного сектора. Свобода выбора и конкуренция в сфере образования или измерение предоставляемых услуг в сфере муниципальной уборки твердых отходов, могут быть введены и в рамках государственного сектора. Кроме того, частные альтернативы могут оказаться привлекательными, когда правительство желает расширить свою службу или увеличить количество исполняемых ею функций, особенно в сферах, где оно не имеет опыта работы. Опытный государственный чиновник, стремящийся повысить продуктивность подчиненных ему служб, должен рассматривать приватизационные альтернативы в контексте текущих местных обстоятельств, а также потенциала, осуществимости и затрат, связанных с приватизацией.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стоимость услуг в государственном и частном секторах» з дисципліни «Ефективність державного управління»