Сведения о несохранности груза выявляются, как правило, при выгрузке или в ходе выдачи материальных ценностей на железнодорожных станциях либо подъездных путях клиентских организаций, а также й процессе перегрузки либо проверки груза в пути следования. Каждый случай несохранной перевозки груза, в соответствии с «Инструкцией ПО актово-претензионной работе»,1 должен быть оформлен коммерческим актом. Коммерческий акт является юридическим документом, подтверждающим факт нанесения ущерба грузу, а следовательно, и основанием возникновения требования о возмещении ущерба. 1 Инструкция по актово-претензионной работе на железных дорогах государств — участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики. — М: Издательская группа МВП «ИНСОФТ», 1994. транспортирование товаров 333 Коммерческие акты составляются для удостоверения следующих обстоятельств: • несоответствия между фактическим наименованием, массой или количеством мест груза и данными, указанными в перевозочном документе; • порчи и повреждения перевозимых товарно-материальных ценностей; • обнаружения груза без документа или документа без груза; • непередачи железной дорогой на железнодорожный подъездной путь груза в течение 24 часов после оформления в товарной конторе (кассе) выдачи груза по документам. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию получателя. Коммерческие акты должны составляться в следующие сроки: • при выгрузке груза в местах обычной разгрузки — в день разгрузки, а в определенных случаях — в день выдачи груза получателю; • при выгрузке в иных местах — в день выгрузки груза, при этом проверка должна производиться в процессе выгрузки или непосредственно после выгрузки; • в пути следования груза — в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. Если невозможно составить коммерческие акты в указанные выше сроки, то они должны быть составлены во всех случаях не позднее, чем через сутки. Уполномоченные работники железной дороги обязаны составить коммерческий акт при обнаружении любого из перечисленных выше обстоятельств или когда на наличие хотя бы одного из них было указано получателем либо отправителем груза. Для установления причин недостачи и суммы ущерба железная дорога по требованию грузополучателя может привлечь экспертов бюро товарных экспертиз, инспекции по качеству, ветеринарно-санитарно-го надзора и т. д. Экспертиза должна проводиться в присутствии начальника станции, его заместителя или заведующего грузовым двором. В случае обнаружения недостачи товара после его приема от перевозчика за исправными пломбами рекомендуется проведение криминологической экспертизы подвижного состава или пломб. Претензии к железным дорогам на основании коммерческих актов могут быть предъявлены в течение 6-месячного срока, который исчисляется: • по фактам порчи, повреждения или недостачи груза или багажа — со дня выдачи груза или багажа; • по претензиям, возникающим в связи с просрочкой в доставке груза или багажа — со дня выдачи груза или багажа; • по фактам утраты груза — по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки; по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении — по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке; • по претензиям, связанным с требованием возмещения за утрату багажа — по истечении 10 суток со дня окончания срока доставки; • со дня наступления события, являющегося основанием для предъявления претензии во всех остальных случаях. Претензионные сроки не входят в сроки исковой давности. Железная дорога обязана рассмотреть полученную претензию и уведомить заявителя о ее удовлетворении или отклонении в тридцатидневный срок. В случае если железная дорога отказалась удовлетворить претензию, возможно предъявление ей иска о возмещении ущерба.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Порядок предъявления претензий» з дисципліни «Товарознавство»