Основные разделы системы показателей социально-экономической статистики
До недавнею прошлого российская система учета и статистики формировалась в условиях командно-административных методов управления, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования, ими определялся и круг статистических показателей, которыми оперировала статистика. С началом реформирования общественно-политической жизни в стране во всех сферах экономики (производстве, распределении, финансово-кредитных отношениях, социальных областях, внешнеэкономических связях) произошли существенные изменения. В России формируется многоукладная рыночная экономика и соответствующий механизм ее функционирования. В ходе этой перестройки вся хозяйственная деятельность в стране испытывает воздействие колебания спроса со стороны рынка, ограничения бюджетного финансирования, демонополизации производства, перераспределения функций управления между федеральными и региональными органами, усиления роли процессов интегрирования российской экономики в мировую. Все это не могло не вызвать необходимость существенного изменения системы показателей статистики. В ранее действовавшей системе по существу отсутствовали некоторые показатели, характеризующие финансовое состояние государства, денежное обращение и кредит, не говоря уже о показателях, отражающих функционирование вновь создающихся структур предпринимательской и посреднической деятельности. Это в значительной мере осложняло анализ осуществляемых в стране экономических преобразований и затрудняло эффективное регулирование хозяйственных процессов и проведение целенаправленной социальной политики. Эти же сложности и недостатки присущи и применявшимся ранее макроэкономической модели прогнозирования и развития экономики и балансу народного хозяйства (БНХ). Составляющие этой модели — баланс общественного продукта, баланс национального дохода, баланс трудовых ресурсов, баланс основных фондов, межотраслевой баланс производства и распределения продукции — не являлись единой интегрированной системой с жесткой увязкой показателей. Связь между балансами достигалась в специально разрабатываемой таблице на заключительном этапе и не по всем показателям. В результате трудно было проследить, как влияли изменения показателей в данном балансе на те или иные показатели в другом. Кроме того, система БНХ была ориентирована в основном на отражение производственной структуры общественного воспроизводства, меньше внимания в ней уделялось социальным вопросам, вопросам жизненного уровня различных групп населения. В настоящее время во многих странах мира получила широкое распространение система национальных счетов (СНС) — интегрированная система внутренне связанных и совместимых макроэкономических показателей. Унифицированные схемы СНС разработаны в рамках ООН и других международных организаций. Основу этой системы составляет блок наиболее общих макроэкономических показателей, который включает ряд подсистем, причем каждая из них характеризует те или иные аспекты социально-экономического процесса. СНС и ее подсистемы связаны с другими блоками социально-экономической статистики, что позволяет проводить глубокий анализ по различным направлениям. На рис. 5.1 представлена примерная схема такой иерархической системы показателей социально-экономической статистики*. * См.: Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1998. В источнике схема названа схемой основных показателей экономической статистики, но точнее, по нашему мнению, ее следовало бы назвать схемой показателей социально-экономической статистики.
Схема основных показателей (блоков) социально-экономической статистики*
Рис. 5.1 * Источник: Экономическая статистика/Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 22. ** В источнике указаны только товары, но надо учитывать, что современная экономическая наука относит к товарам не только результаты труда или природной деятельности, имеющие вещественно-предметную форму, но и нематериальную форму, в том числе услуги (подробнее см. гл. 39).
Система национальных счетов — это вид балансовых построений в виде счетов, балансов и таблиц, которые разработаны на основе понятий, определений, классификаций и правил бухгалтерского учета. Эта комплексная система дает возможность составлять и предоставлять данные в форме, обеспечивающей проведение социально-экономического анализа для принятия решений и формулирования социально-экономической политики. Счета отражают подобные сведения о социально-экономической деятельности, осуществляемой в стране, о взаимодействии между различными хозяйствующими субъектами и группами таких субъектов. СНС содержит информацию не только о хозяйственной деятельности, но и о размерах производственных фондов страны и уровне благосостояния ее жителей в определенные периоды, о внешнеэкономических связях данной страны с другими странами мира. В СНС определяются некоторые важные агрегированные обобщающие статистические показатели, например валовой внутренний продукт (ВВП). Динамика и структура ВВП, его пропорции отражают наиболее крупные сдвиги в сферах производства, распределения и использования создаваемых в экономике товаров и услуг. Внедрение национальных счетов в статистическую практику позволяет проанализировать (хоть и не в полной мере — из-за отсутствия расчетов по секторам) изменения, происходящие в социально-экономическом положении страны. В настоящее время государственная российская статистика оперирует макроэкономическими показателями двух видов: экономическими и социальными индикаторами. Экономическими индикаторами являются: валовой внутренний продукт; объем промышленной продукции, в том числе потребительские товары; капитальные вложения за счет всех источников финансирования: объем подрядных работ; розничный товарооборот (с учетом определяемых на основе экспертных оценок объемов неорганизованного ввоза и продажи населению товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках); объем платных услуг (с учетом объемов услуг, предоставляемых физическими лицами, определяемых на основе экспертных оценок); грузооборот предприятий транспорта (с учетом оценки объемов перевозок грузов предпринимателями — физическими лицами, занимающимися коммерческими грузовыми автоперевозками, и малыми автотранспортными предприятиями); экспорт товаров в страны дальнего зарубежья. К социальным индикаторам относятся: реальные располагаемые денежные доходы; номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника; индекс потребительских цен на товары и услуги; общая численность безработных (на конец периода) — рассчитывается в соответствии с методологией МОТ, в том числе официально зарегистрированные безработные; численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в млн человек и в % ко всему населению); ввод в действие жилых домов. Все эти показатели могут быть рассчитаны для разных периодов (месяц, полугодие, год), что позволяет выявлять основные тенденции, направления главных изменений в социальной и экономической сферах. Однако на каждый из этих показателей в большей или меньшей степени оказывают влияние самые разнообразные факторы. Поэтому дать реальную картину состояния и выработать эффективную систему мер для достижения намечаемых результатов можно только на базе детального анализа этих показателей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные разделы системы показателей социально-экономической статистики» з дисципліни «Курс соціально-економічної статистики»