Реализация программы основана на следующих экономических принципах: • самофинансирование, т.е. предприятия и основной потребитель их специфической продукции - государство, являющиеся основным источником негативного воздействия на природную среду, несут значительную часть затрат по их нейтрализации в рамках программы; • территориальность, т.е. наибольшую часть затрат берет на себя областной и городские бюджеты; • экономическую ответственность, связанную с системой санкций за нарушение сроков и качества выполнения мероприятий программы. Дополнительным источником средств для реализации программы могут быть страховые фонды, создание которых разрешено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. №661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли": • разрешить организациям, начиная с 1 января 1996 г., создавать страховые фонды (резервы) для финансирования расходов, связанных со страховыми рисками (как-то: предупреждение и ликвидация последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий, экологических катастроф и др. чрезвычайных ситуаций); • установить, что размер отчислений на указанные цели, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 1% объема реализуемой продукции. Источником средств для реализации программы может быть также предоставление предприятиям, расположенным на территории области, инвестиционного налогового кредита в пределах сумм, зачисляемых в федеральный бюджет. Предоставление указанного инвестиционного налогового кредита осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ "Об инвестиционном налоговом кредите" (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, №12, ст.603; №34, ст. 1976). Для увеличения поступлений средств необходима системная организационная и методическая работа облкомэкологии с природопользователями. Так, введение экономического механизма природопользования в Самарской области уже сейчас дает положительные результаты. Этот механизм регулируется постановлениями и решениями органов представительной и исполнительной власти. Данными постановлениями предусматривается утверждение коэффициентов экологической ситуации в области и отдельных городах, вводятся льготы для различных категорий природопользователей, определяется порядок внесения платежей. В настоящее время число природопользователей, имеющих источники загрязнения природной среды, в области увеличилось с 700 до 14000, что соответствует почти 100%-ному охвату природопользователей и позволяет увеличить взимание платы в 25 раз с момента внедрения экономического механизма природопользования. Суммы платежей в экологические фонды Самарской области отдельных городов и районов области приведены в табл. 15.3. Таким образом, практически все возможности и резервы финансирования настоящей программы со стороны области, городов и предприятий использованы. Проведение программных мероприятий требует значительных инвестиций из различных источников финансирования, включая бюджеты — федеральный, областной, районные (городские), экологические фонды, кредиты и займы, средства предприятий. Общий объем финансирования Программы экологической реабилитации территории и населения Самарской области - 16403,07 млрд руб., причем доля федерального бюджета составляет 10,49%. Из федерального бюджета финансируются капитальные затраты, а затраты на НИОКР и прочие текущие финансируются из местных источников - областного, районных и городских бюджетов, средств предприятий и областного экологического фонда.
Таблица 15.3. Объем поступлений платежей в экологические фонды Самарской области за 1995 г. (млн. руб.)
Объем платежей за выбросы, сбросы, № Наименование городов и размешение отходов п/п районов области в местные в областной в федеральный
фонды (60%) фонд (30%) фонд ( 10%) 1 г.Самара 2551 1275,5 425 2 г. Тольятти 2489,5 1244,8 414,9 3 г.Сызрань 516,4 258,2 86,1 4 г.Новокуйбышевск 1193,1 596,6 198,8 5 г.Чапаевск 107.7 53.8 11.9 6 г. Отрадный 180.7 90.3 30,1 7 г.Жигучевск 405,5 202,8 67,6 8 г.Октябрьск 44,4 22,2 7,4 9 г. Кинель 75,5 37,8 12,6 10 г.Похвистнево 32,3 16,1 5,4 ИТОГО по городам 7596,1 3798,1 1265,8 11 Алексеевский р-н 5,6 2,8 0,9 12 Безенчукский р-н 216,5 108,3 36,1 13 Богатовский р-н 59,5 29,8 9,9 14 Больше-Глушицкий р-н 6,4 3,2 1,1 15 Больше-Черниговский р-н 2,1 1,0 0,4 16 Борский р-н 24,9 12,4 4.2 17 Волжский р-н 161,9 81,0 27,0 18 Елховский р-н 8,3 4,2 1,4 19 Исаклинский р-н 50,7 25,4 8,4 20 Камышинский р-н 7,9 4.0 1,3 21 Кинельский р-н 139,4 69,7 23,2 22 Кинель-Черкасский р-н 109,0 54,5 18,2 23 Клявлинский р-н 37,5 18,7 6,3 24 Кошкинский р-н 25,1 12,6 4,2 25 Красноармейский р-н 17,9 9,0 3,0 26 Красноярский р-н 214,8 107,4 35,8 27 Нефтегорский р-н 284,2 142,1 47,3 28 Пестравский р-н 9,6 4,8 1,6 29 Похвистневский р-н 13,8 6,9 2,3 30 Приволжский р-н 44,9 22,4 7,5 31 Сергиевский р-н 270,5 135,2 45,1 32 Ставропольский р-н 356,9 178,4 59,5 33 Сызранский р-н 39,3 29,6 9,9 34 Хворостянский р-н 1,5 0,8 0,2 35 Челновершинский р-н 6,0 3,0 1,0 36 Шенталинский р-н 8,7 4,3 1,5 37 Шитонский р-н 47,0 23,5 7,9 ИТОГО по районам 2189,9 1095,0 365,2 ВСЕГО 9786,0 4893,1 1631,0
Затраты на Программу Затраты на этап 1 1997-2000 гг.) Затраты на этап 2 (2001-2005 гг.) Затраты на этап 3 (2006-2010 гг.)
Для взаимоувязки сформированной Программы с необходимыми для ее реализации финансовыми ресурсами рассчитана таблица потребления ресурсов по этапам в разрезе источников финансирования и статей затрат (табл. 15.4). Мероприятия, начинающиеся в 1997 г., финансируются исключительно за счет местных источников. Финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета начинается с 1998 г.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Финансирование природоохранной программы» з дисципліни «Екологія і економіка природокористування»