ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Економічний механізм природокористування та охорони навколишнього середовища

Платежи за пользование лесными ресурсами
Особое место среди природно-ресурсных платежей занимают платежи за пользование лесными ресурсами, определение и взимание которых характеризуются выраженной спецификой. Возможные финансовые обязательства по поводу лесопользования возникают при получении права пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, регламентированных в Лесном кодексе Российской Федерации от 22.01.97 г. № 22-ФЗ исходя из современных экологических, социальных и экономических условий, которые должны осуществляться на основе многофункционального значения лесов, т.е. одновременного использования разными лицами и в разных целях. Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации соответствующего договора аренды или концессии участка лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда или подписания протокола о результатах лесного аукциона.
По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда за плату на срок от одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Добытые в соответствии с договором аренды лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора. По договору концессии предоставление участка лесного фонда осуществляется примерно на тех же условиях, что и при аренде, однако, как правило, в неосвоенных лесных массивах без сложившейся инфраструктуры и требующих значительных средств для их вовлечения в эксплуатацию. По договору безвозмездного пользования участки лесного фонда предоставляются на срок до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования бесплатно, по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Участки лесного фонда могут предоставляться также в краткосрочное пользование на срок до 1 года (по результатам проведения аукциона или на основе решения органов власти субъектов Российской Федерации).
Осуществление лесопользования допускается только при наличии определенных документов (лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов), основанием для выдачи которых являются указанные выше договора, протоколы о результатах лесных аукционов или решения органов государственной власти субъекта Федерации. Лесорубочный билет является документом, предоставляющим право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов и выдаваемым лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством. Лесной билет предоставляет право на осуществление побочного лесопользования и выдается лесничеством.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 22.01.97 г. № 22-ФЗ платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы (ст. 103). Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата, определяемая на основе ставок лесных податей, – при долгосрочной аренде участков лесного фонда. Лесные подати взимаются при заготовке древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, а также при побочном лесопользовании (сенокошение, заготовка недревесного растительного сырья и т.п.). Лесные подати могут взиматься при пользовании участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, туристических и спортивных целей. Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю, которая составляет 5% размера минимальной ставки.
Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами управления лесным хозяйством или определяются по результатам лесных аукционов. Основой установления конкретных ставок лесных податей и соответственно арендной платы являются «Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.01 г. № 127. Эти ставки дифференцированы по лесотаксовым районам для основных (лесообразующих) пород и по лесотаксовым поясам для неосновных лесных пород (самшит, тис, эвкалипт, ива, акация, дикорастущие фруктовые деревья), отпускаемых на корню.
Дифференциация минимальных ставок платы за древесину на корню в разрезе лесотаксовых районов и лесотаксовых поясов установлена по так называемым нормообразующим факторам, традиционно применяющимся в прейскурантах лесных такс в Российской Федерации, с учетом лесистости, породного состава лесов, категории крупности деловой древесины (крупная, средняя, мелкая) или возможности использования древесины только на дрова, запаса древесины на 1 гектар лесосеки, а также расстояния вывозки древесины с лесосеки к транспортным путям (от 10 до 100 км и более). Фактически минимальные ставки отпуска древесины на корню могут различаться в десятки раз. Такие различия очевидны при сравнении, например, средних минимальных ставок отпуска древесины на корню в Северной Осетии, где преобладают буковые леса с высоким бонитетом в непосредственной близости от транспортных путей, и в Якутии с ее лиственничным редколесьем.
Однако указанные пропорции нарушаются при использовании конкретных ставок платы за отпуск древесины на корню, устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Федерации, которые во многих регионах остаются на уровне минимальных ставок, но, как правило, превышают минимальные ставки в 2–3 раза. Например, значительное превышение средней конкретной ставки платы за отпуск древесины на корню над минимальной характерно для малолесного приполярного Ямало-Ненецкого АО, где обеспечивается очень высокий платежеспособный спрос (в том числе и на древесину), связанный с интенсивным развитием нефтегазового комплекса. При этом указанные пропорции весьма неустойчивы и значительно изменяются по годам.
Дополнительным фактором дифференциации реальной цены отпуска леса на корню является неравномерное и с различной интенсивностью введение новых организационных форм лесопользования, в частности, проведение лесных аукционов, которые способствуют существенному повышению отпускаемых цен на древесину. В целом по России средние аукционные цены в 2–3 раза превышают средние ставки оплаты за древесину, отпускаемую на корню (табл. 11).

Таблица 11

Динамика средних аукционных цен и средних ставок платы
за отпуск древесины на корню, руб./куб. м

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Средняя аукционная цена 20 40 60 76
Средняя ставка отпуска древесины на корню 10 12 30 39

Вместе с тем, фактическая структура платы за использование лесных ресурсов, ее место в общей структуре природно-ресурсных платежей, удельные показатели лесной платы на единицу вывозки древесины резко различаются по регионам, но в целом характеризуются крайне низким уровнем.
При этом далеко не вся отпущенная древесина оплачивается, что обусловлено рядом причин. Значительная часть древесины заготовляется и вывозится на безвозмездной основе: всеми лесхозами – по лесному законодательству, сельскохозяйственными предприятиями – по Постановлению Правительства Российской Федерации, другими организациями и частными лицами – по решению органов исполнительной власти субъектов Федерации. Кроме того, несвоевременно и неполностью вносятся платежи за пользование лесным фондом предприятиями и организациями, на которые распространяется порядок платного лесопользования.
За последние годы общая сумма платежей, выплачиваемых предприятиями и организациями за пользование лесным фондом, существенно увеличилась, но ее удельный вес в общей сумме природно-ресурсных налогов и платежей по-прежнему не превышает 1% их общей суммы, а относительно объема производства лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности России в 2000–2001 гг. составляла 1,2–1,3%.
В соответствии с Лесным кодексом (ст. 106) часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, должна поступать в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации в соотношении 40 : 60, а в субъектах Федерации с размером расчетной лесосеки по рубкам главного пользования до 1 млн куб. м – полностью в бюджеты субъектов Федерации. Из этих средств определенные суммы должны направляться территориальным органам лесного хозяйства на воспроизводство лесов. Платежи в части, превышающей минимальные ставки, должны поступать в лесхозы, приравниваться к бюджетным средствам и использоваться для нужд лесного хозяйства.
Фактически для формирования консолидированного бюджета России в целом значимость платежей за пользование лесным фондом в настоящее время крайне незначительна. На долю их общей суммы в консолидированном бюджете России в 2000–2001 гг. приходилось всего 0,10–0,11% общих доходов, а на долю платежей, поступающих в федеральный бюджет, – 0,07% его доходов. По существу платежи за пользование лесным фондом могут играть сколько-нибудь заметную роль при формировании бюджетов лишь отдельных субъектов Федерации. По Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2003 г.» от 24.12.02 г. № 176-ФЗ отчисления от лесных податей на уровне минимальных ставок, установленных Правительством РФ, не поступают в федеральный бюджет.
В то же время законом предусмотрено участие в 2003 г. федерального бюджета в получении доходов от использования лесного фонда в части средств, поступающих за счет отчислений 50% от лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, платы за другие виды лесопользования, а также платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда (см. раздел 2.3). При этом такие доходы федерального бюджета рассматриваются как неналоговые доходы (код бюджетной классификации – 2010616), поступление которых запланировано в 2003 г. в размере 2026 млн руб. Тем не менее, это не покрывает и 1/3 запланированных на 2003 г. расходов федерального бюджета по статье «Лесные ресурсы» (6325,8 млн руб.), т.е. обслуживание лесного фонда его собственником – государством остается убыточным.
Исходя из того, что лес является традиционным предметом экспорта России, и наблюдается неуклонный рост экспорта древесины и продуктов ее переработки, при котором стоимость экспорта только лесоматериалов и только в страны вне СНГ уже в 2000 г. превысила 2 млрд долл. США и продолжает возрастать [20], очевидна необходимость срочного и радикального реформирования системы финансово-экономических отношений в сфере лесопользования.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Платежи за пользование лесными ресурсами» з дисципліни «Економічний механізм природокористування та охорони навколишнього середовища»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЗАГАЛЬНІ ПЕРЕДУМОВИ ТА ЕКОНОМІЧНІ ЧИННИКИ, ЩО ОБУМОВЛЮЮТЬ НЕОБХІД...
Методика розрахунку витрат
ІНДИКАТИВНЕ ПЛАНУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙ
Стандартизація в галузі безпеки телекомунікаційних систем
Індивідуальні та інституційні інвестори


Категорія: Економічний механізм природокористування та охорони навколишнього середовища | Додав: koljan (16.08.2012)
Переглядів: 1133 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП