Возможности реформирования налогообложения земельных участков
В 2003 году подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и ст. 21 Федерального зако- на «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о призна- нии утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федера- ции о налогах и сборах», согласно которому вводится в действие гл. 32 «Земель- ный налог» части второй Налогового кодекса РФ (далее - Глаза). Согласно Главе земельный налог устанавливают и вводят в действие в соответствии Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами законодательных (представи- тельных) органов местного самоуправления и он обязателен к уплате на террито- рии соответствующих муниципальных образований. Налогоплательщиками на- лога признаются организации и физические лица, обладающие земельными уча- стками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, за исключением организаций и физических лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмез- дного срочного пользования или переданны им по договору аренды. Важно иметь в виду, что поскольку налог является местным, средства от его уплаты за все расположенные в границах муниципального образования земель- ные участки в полном объеме зачисляют в соответствующий местный бюджет. При этом средства от земельного налога за находящиеся в государственной соб- ственности земельные участки перечисляют в местные бюджеты независимо от установленного в процессе разграничения государственной собственности на зем- лю права собственности Российской Федерации либо ее субъектов. Так, напри- мер, в местные бюджеты должны зачислять средства от земельного налога, взи- маемого с федеральных государственных учреждений, за которыми земельные участки закреплены на праве постоянного бессрочного пользования. Не являются объектом налогообложения: земельные участки, изъятые из обо- рота в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также огра- ниченные в обороте земельные участки в соответствии с законодательством Рос- сийской Федерации, использование которых обеспечивает государственные нуж- ды, в том числе занятые особо ценными объектами культурного наследия наро- дов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, истори- ко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предо- ставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; в пре- делах лесного фонда; занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участ- ков занятых обособленными водными объектами. Главой установлены налоговые льготы в виде полного освобождения от уплаты земельного налога для отдельных категорий юридических лиц, перечень которых 330 21* 331 Раздел VI. Налогообложение недвижимости и арендная плата за землю по сравнению с Федеральным законом «О плате за землю» значительно сужен. Освобождены от налога учреждения уголовно-исполнительной системы Мини- стерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, а также органи- зации в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения. Кроме того, для отдельных категорий налого- плательщиков, являющихся физическими лицами (например, героев и ветера- нов войны и труда, инвалидов) налоговая база уменьшена на определенную нео- благаемую налогом сумму. В проекте Главы установлен верхний предел налоговых ставок для двух групп категорий земель (по аналогии с делением категорий земель в соответствии с дей- ствующим Федеральным законом «О плате за землю»): 1) земли сельскохозяй- ственного назначения и земли сельскохозяйственного использования в границах поселений и 2) иные категории и виды использования земель. Соответственно законодательные (представительные) органы местного самоуправления (городов Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установ- ленных Главой, а также предписывают порядок и сроки уплаты налога. При этом возможны дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка. Указан- ные акты также могут предусматривать дополнительные налоговые льготы и ос- нования для их использования налогоплательщиками. Поскольку в качестве налоговой базы по земельному налогу в соответствии с земельным и налоговым законодательством Российской Федерации признается кадастровая стоимость земельных участков, ставки земельного налога устанавли- вают как адвалорные — в процентах к кадастровой стоимости земли. Предполага- ется, что, устанавливая ставки земельного налога, органы местного самоуправле- ния будут самостоятельно регулировать налоговую нагрузку и уровень доходов от использования земельных участков, расположенных в границах муниципального образования. Это позволит повысить финансовую самостоятельность местных бюджетов и ответственность органов местного самоуправления за налоговую по- литику муниципалитета. Вместе с тем при установлении верхнего предела ставок земельного налога на законодательном уровне, а также конкретных ставок налога на территории муниципального образования необходимо не увеличивать (а в даль- нейшем постепенного снижать) общий уровень налоговой нагрузки на населе- ние, поскольку он в значительной степени зависит от методов исчисления нало- говой базы и выбранной налоговой ставки, которые базируются на кадастровой стоимости земли и результатах ее государственной кадастровой оценки. Однако, в настоящее время завершена только государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения и земель поселений. Причем результаты государственной кадастровой оценки земель поселений утверждены далеко не во всех субъектах РФ. Поэтому пока не представляется возможным прогнозировать размеры ставок земельного налога. 351 Глава 4 В проекте Главы предложено устанавливать кадастровую стоимость земельно- го участка в размере 100 % его рыночной стоимости при установлении рыночной стоимости земельного участка в результате совершения с ним сделки. Данное предложение можно толковать двояко, в том числе и не в пользу налогоплатель- щиков. Так, при вовлечении в сделку одного земельного участка кадастровая сто- имость данного земельного участка будет приравнена к его рыночной стоимости либо изменена кадастровая стоимость всей совокупности однородных земель- ных участков, для которых установлен один показатель удельной кадастровой стоимости. В первом случае указанная норма устанавливает заведомо не равные условия налогообложения для всех правообладателей земельных участков одно- го вида использования. Во втором случае неясен механизм реализации данной нормы проекта Главы, то есть отсутствует процедура корректировки кадастровой стоимости земельного участка, с которым была совершена сделка, определяю- щая порядок изменения налоговой базы по земельному налогу. Несмотря на некоторые недостатки, несомненным положительным результа- том перехода к налогообложению земельных участков исходя из их кадастровой стоимости будет стабильность налоговой базы и ее зависимость исключительно от стоимости земельных участков различных категорий и видов использования, определяемых с учетом тенденций развития земельного рынка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возможности реформирования налогообложения земельных участков» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»