Стандарты оценочной деятельности в Российской Федерации
Принципы стандартизации оценочной деятельности в Российской Федерации заложены в законодательной базе и, в первую очередь, в Федеральном законе «Об оценочной деятельности». Именно в этом законе последовательно сформулирова- ны такие стандартообразующие положения, как: • договорные начала оценочной деятельности; • права и обязанности оценщика, определяющие понятие независимого оцен- щика, требования к его профессиональному образовательному уровню, про- фессиональной компетентности, ответственности, обязательному страхова- нию, права на доступ к информации, взаимодействие с коллегами смежных профессий, арбитражные аспекты и т.д.; • объекты и области использования результатов оценки, в том числе области обязательного проведения оценки; • содержание отчета об оценке; < • организация высшего профессионального образования оценщиков; Ф • функции саморегулируемых организаций оценщиков; н • организация и контроль оценочной деятельности; ' • лицензирование оценочной деятельности. Создание и развитие стандартов оценочной деятельности в Российской Фе- дерации должно следовать действующему федеральному законодательству по вопросам стандартизации, ориентирующемуся на систему государственных стандартов (ГОСТ). В эту систему входят наиболее общие, объективно необхо- димые, системообразующие стандарты, обязательные к всеобщему примене- нию и, таким образом, унифицирующие как профессиональную деятельность в различных отраслях хозяйства, так и согласованное взаимодействие отраслей в общегосударственном масштабе. Соответствующую ветвь государственных стандартов, отражающих государственную политику в области высшего обра- зования, должны дополнять стандарты образования оценщиков. Более деталь- ные и конкретные документы стандартизации профессиональной деятельнос- ти оценщиков формируют на соответствующем отраслевом уровне — во взаи- модействии уполномоченных органов исполнительной власти и саморегулиру- емых организаций оценщиков (например, Российского общества оценщиков — РОО). В настоящее время положения стандартов РОО корректируют в соответствии с положениями Федерального закона и динамикой реформ в области оценочной деятельности. Активное участие в этих процессах саморегулируемых организа- ций является определенной гарантией совместимости обновленных отечествен- ных стандартов с международными, взаимного профессионального признания и делового сотрудничества в условиях прогрессирующей глобализации бизнеса недвижимости. Используя зарубежный опыт, целесообразно активизировать работу по таким актуальным и еще недостаточно освоенным в отечественной практике направле- 254 Глава 1 ниям стандартов (рекомендаций, руководств, ведомственных нормативных поло- жений и правил), как: • конфликт интересов; • оценка недвижимости в целях включения в биржевые проспекты; • оценка для ситуаций поглощения и слияния фирм, для схем расширения биз- неса, совместных предприятий; • оценка недвижимости для специальных типов организаций типа страховых и пенсионных фондов, трастов, для благотворительных вложений; • оценка объектов незавершенного строительства и коммерческого резерва; • методическая информация для разработки руководств по оценке объектов государственной и муниципальной собственности; 1 • руководство по анализу арендных операции с коммерческой недвижимостью; • оценка конкретных типов коммерческой недвижимости, например, автозап- ,» равочные станции, рестораны и др.; • регулирование отношений оценщиков и аудиторов; • рекомендации по работе с памятниками архитектуры, культуры и истории, природоохранными зонами, необычными сооружениями. В этом отношении представляет интерес исследования, предпринятые Меж- дународным комитетом оценщиков (IVSC) в 2001-2002 гг. по проблеме особен- ностей оценки объектов земельной и иной недвижимости государственной соб- ственности. В опубликованных рекомендациях (комментариях к изданию стан- дартов IVSC 2002 г.) были систематизированы следующие положения, на кото- рые обращалось внимание оценщиков всего международного профессионально- го сообщества при оценках объектов государственной собственности: • возможность отклонения от всеобще принятой в качестве основного базиса рыночной стоимости; • допустимость использования при оценке затратных методов; • необходимость «очищать» объект оценки, устраняя из состава имущества ак- тивы, не относящиеся к основной деятельности объектов оценки; • готовность рассчитывать оценку стоимости объекта исходя из необходимос- ти сохранения направления его использования; • ориентация скорее на потенциал производства и услуг, нежели на достигну- тые(сложившиеся) к данному моменту результаты производственной деятель- ности объекта оценки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стандарты оценочной деятельности в Российской Федерации» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»