Государственное регулирование профессиональной оценочной деятельности
Ведущая роль государства в регулировании оценочной деятельности в Россий- ской Федерации определяется соответствующим законодательством, которое включает: • Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; • принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные правовые акты федерального уровня и уровня субъектов РФ; • международные договоры Российской Федерации. Основным является принятый в 1998 г. Федеральный закон «Об оценочной деятель- ности в Российской Федерации» (далее — ФЗО), который закрепил ведущую роль го- сударства в регулировании оценочной деятельности, подтвердив тем самым традици- онную отечественную склонность к преимущественно централизованным схемам управления. Основные регулирующие функции в конечном счете были делегирова- ны уполномоченному представителю федеральной исполнительной власти - Ми- нимуществу России. В главе IIIФЗО определены его основные управленческие функции: • контроль за осуществлением оценочной деятельности; • регулирование оценочной деятельности; • взаимодействие с другими (связанными с недвижимостью) органами госу- дарственной власти по вопросам оценки и координация их деятельности; • согласование проектов стандартов оценки; • согласование требований к образовательным учреждениям и программам про- фессиональной подготовки оценщиков. В ФЗО установлено также важнейшее регулирующее требование об обязатель- ном централизованном лицензировании оценочной деятельности (ст. 23 и 24). В организационном плане принципиально, что ФЗО предусматривает для го- сударственных уполномоченных органов взаимодействие с негосударственными структурами — саморегулируемыми организациями (ст. 22), которые могут выпол- нять следующие функции: • защищать интересы оценщиков; • содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков; 249 IРаздел V. Оценка земельной и иной недвижимости • содействовать подготовке образовательных программ для профессионально- го обучения оценщиков; • разрабатывать собственные стандарты оценки; • применять собственные средства контроля качества оценочной деятельности. В плане эффективного управления недвижимостью исключительно важно ус- тановление областей обязательного проведения оценки объектов оценки (ст. 8). Так, все без исключения операции с государственной и муниципальной собствен- ностью требует обязательного оценивания вовлеченных в сделки объектов не- движимости. В числе таких операций: приватизация, передача в доверительное управление, сдача в аренду, использование в качестве предмета залога, продажа или иное отчуждение, передача объектов в качестве вклада в уставные фонды со- вместных предприятий, акционерных обществ и других типов объектов совмест- ной хозяйственной деятельности. Рис. 1 иллюстрирует основные направления и формы государственного регулирования оценочной деятельности. В субъектах РФ и муниципальных структурах оценочную деятельность регули- руют в соответствии с законодательством в рамках региональных и муниципаль- ных органов разветвленной системы Минимущества России. Следует отметить, что в развитых странах, как правило, отсутствует специаль- ный государственный закон, регулирующий оценочную деятельность. В большин- стве стран основные вопросы регулирования недвижимости сосредоточены в гражданских и земельных кодексах, законах о налогах. Тем не менее, есть зару- бежные примеры действующих правовых актов, связанных именно с оценочной деятельностью, например, в Германии (1988 г.). Государственное лицензирова- ние оценщиков также не является типичным требованием в зарубежной практи- ке регулирования оценочной деятельности. Чаще всего эту функцию передают негосударственным профессиональным сообществам, например, в США, Вели- кобритании и других странах Западной Европы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государственное регулирование профессиональной оценочной деятельности» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»