Инвентаризацию земель проводят для уточнения или установления местопо- ложения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель. Инвентаризацию земель можно проводить на территории Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и других административно-территориальных образований, на зем- лях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угроза Глава 1 возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние зе- мель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках. Основной задачей инвентаризации земель является получение обновленной информации о количественном, качественном состоянии и использовании зе- мель, необходимой для разработки землеустроительной документации, ведения Государственного земельного кадастра, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на землю, а также определение и опознание на местности положения границ зе- мельных участков и их площадей. При проведении инвентаризации земель выполняют комплекс землеустрои- тельных работ по уточнению или установлению границ административных райо- нов, поселений, других муниципальных образований, местоположения земель- ных участков, их юридических и фактически сложившихся границ (без закреп- ления на местности), размеров, правового статуса земельных участков, по выяв- лению неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земельных участков, получению других необходимых ко- личественных и качественных характеристик земель, отражаемых в Государствен- ном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на зем- лю, а также иных сведений, необходимых для принятия органами государствен- ной власти и органами местного самоуправления решений об управлении земель- ными ресурсами, решения спорных вопросов по границам и площадям земель- ных участков. В зависимости от поставленных целей проводят полную или целевую инвента- ризацию земель. Полную инвентаризацию земель проводят на всей территории Российской Федерации и на землях всех категорий, независимо от форм соб- ственности на землю. Целевую инвентаризацию земель проводят на территориях субъектов РФ, административных районов и других муниципальных образова- ний, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, где существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на со- стояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных зе- мельных участках. Инвентаризацию земель проводят на основании решений Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправле- ния или по ходатайству о проведении инвентаризации земель правообладателей земельных участков. В процессе земельной реформы произошел массовый передел земель, измене- ние и разукрупнение земельных массивов колхозов и совхозов, превращение их в предприятия других организационно-правовых форм, появление (часто - фор- мальное) большого количества новых земельных участков (земельных долей), возникновение фермерских хозяйств, укрупнение приусадебных участков, зна- чительный рост числа дачных (садовых) участков и т.п. Резко изменилась струк- тура земельного фонда России (табл.1). 122 113 « Раздел III. Государственный учет, планирование и контроль за использованием земельных уесурсов Распределение сельскохозяйственных угодий России по землепользователям, % Таблица 1 Глава 1 Виды предприятий и хозяйств 1991 г. 1996 г. 2002 г. Земли сельскохозяйственных предприятий и организаций - всего, 98,1 81,7 78,7 в том числе колхозов и совхозов 94,5 23,2 19,5 предприятий новых организационно-правовых форм 0,1 58,5 59,2 Земли хозяйств населения, включая коллективные сады и огороды 1,8 4,7 6,1 Земли крестьянских (фермерских) хозяйств 0,1 5 8,1 Земли в ведении других землепользователей 0,1 8,6 1Л В связи с беспорядочным перераспределением земель в процессе земельной реформы были допущены массовые нарушения земельного законодательства. Происходило самовольное занятие земельных участков, передача (продажа) в собственность сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд без изменения в установленном порядке целевого использования земель и т.п. В результате этих изменений при резком увеличении числа землепользователей (землевладельцев) землеустроительная картографическая основа (планы земель- ных участков) во многих случаях оказалась практически полностью устаревшей, не отражающей современное расположение и площади земельных участков. Су- щественно изменились на большинстве земельных территорий и юридические формы владения землей. Поэтому одной из важнейших задач инвентаризации земель является создание достоверной, отвечающей современным условиям планово-картографической основы (планов земельных участков), сопровождаемой достоверными сведения- ми о фактическом и юридически установленном использовании земли. При про- ведении инвентаризации земель выявляют: • соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на зем- лю, фактически используемым земельным участкам; • неиспользуемые, нерационально используемые либо используемые не по це- левому назначению земельные участки; • нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации; • земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригород- ных зеленых зон и других особо охраняемых территорий. В ходе инвентаризации земель устанавливают и уточняют их местоположе- ние, границы, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состо- яния земель. На основании проведенных работ разрабатывают предложения 122 по дальнейшему использованию выявленных в ходе инвентаризации земель. При этом устанавливают возможности и условия: • использования земель гражданами для индивидуального жилищного строи- тельства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяй- ства, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйствен- ных кооперативов и других целей; • восстановления мелиоративно неустроенных, нарушенных и деградирован- ных земель; • обмена в установленном порядке пригодных для сельскохозяйственного ис- пользования, но не используемых в этих целях земель промышленности, транс- порта, связи, обороны, лесного фонда и иного несельскохозяйственного на- п значения на менее продуктивные или с нарушенным почвенным покровом земли сельскохозяйственного назначения; • передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса. При инвентаризации земель приводят также сведения о земельных участках, кадастровый учет которых проводили до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре». Отражение сведений о ранее учтен- ных земельных участках в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте является подготовительной работой к кадаст- ровому учету вновь образованных земельных участков и проводится с целью про- верки представленных документов о межевании на соответствие данным госу- дарственного земельного кадастра и обеспечения уникальности кадастровых но- меров, присваиваемых земельным участкам при их кадастровом учете. Подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в госу- дарственный реестр земель кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из Государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала (инвентаризационная опись). Для создания инвентаризационного плана земельных участков в квартале ис- пользуют документы, которые содержат графическое описание земельного уча- стка. Если графические описания земельного участка содержатся в нескольких документах, установлена следующая последовательность приоритетности при- менения документов: правоудостоверяющие документы, правоустанавливаю- щие документы, дежурная кадастровая карта (план) (в бумажном или элект- ронном виде), межевые дела, землеустроительные дела, материалы изысканий и обследований. Инвентаризационный план земельного участка воспроизводят в масштабе, позволяющем понять взаимное расположение и конфигурацию участков. В ка- честве картографической основы для изготовления инвентаризационного плана (нанесение границ земельных участков, отраженных на планах, приложенных 123 t Раздел III. Государственный учет, планирование и контроль за использованием земельных ресурсов к правоудостоверяющим документам) используют: топографическую основу со- ответствующего масштаба; картографический материал (адресную схему кварта- ла), изготовленный для Всероссийской переписи населения 2002 года; чистый лист бумаги. Земельные участки на инвентаризационном плане идентифициру- ют посредством инвентаризационных номеров. Весь цикл работ по инвентаризации земель может конкретизироваться (с уче- том местных условий) органами исполнительной власти субъектов РФ, которые устанавливают также очередность работ по инвентаризации земель.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Инвентаризация земель» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»