ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ СУММЫ КАПИТАЛИЗИРУЕМОЙ ПРИБЫЛИ
Одной из форм планирования пропорций использования прибыли в предстоящем периоде, т.е. планирование ее распределения методом "от обратного", является формирование целевой суммы прибыли планового периода. Целевая сумма прибыли представляет собой плановую потребность в финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли предприятия, обеспечивающую реализацию целей его развития в предстоящем периоде. Расчет целевой суммы прибыли ведется по каждому элементу этой потребности. Главная роль в процессе планирования целевой суммы прибыли отводится определению потребности в капитализируемой ее части, т.е. необходимого объема финансовых средств для реализации инвестиционных возможностей предприятия. Эта потребность рассчитывается в разрезе следующих основных элементов (рис. 20.1.).
Рисунок 20.1. Состав основных элементов расчета плановой суммы капитализируемой прибыли. 1. Прирост производственных основных средств планируется по следующим основным этапам: На первом этапе определяется общая потребность в приросте производственных основных средств предприятия в процессе расширенного их воспроизводства по всем формам реального инвестирования. Эта потребность определяется по следующей формуле:
где АОФ — общая потребность в приросте производственных основных средств в планируемом периоде; ОФк — планируемая общая потребность в производственных основных средствах на конец планового периода исходя из объема производства продукции (этот показатель определяется путем умножения планового объема валового производства продукции на показатель ее фондоемкости); ОФн —наличие производственных основных средств на начало планируемого периода; Вф—предполагаемое выбытие производственных основных средств в планируемом периоде в связи с их физическим износом; Вм—предполагаемое выбытие производственных основных средств в планируемом периоде в связи с их моральным износом. Потребность в приросте производственных основных средств предприятия рассчитывается в стоимостных показателях. На втором этапе определяются формы удовлетворения потребности в приросте производственных основных средств. Основными из этих форм являются: а) приобретение новых видов основных средств в собственность предприятия; б)аренда(лизинг) необходимых предприятию основных средств. Финансирования за счет прибыли требует только приобретение основных средств в собственность предприятия, так как расходы по аренде относятся на себестоимость продукции. Решая дилемму аренды или приобретения отдельных видов основных средств, следует исходит из преимуществ и недостатков арендных операций. Основными преимуществами аренды являются: а) увеличение рыночной стоимости предприятия засчет получения дополнительной прибыли без приобретения основных фондов в собственность; б) увеличение объема и расширение диверсификации операционной деятельности предприятия без существенного увеличения объема финансирования; в) существенная экономия финансовых ресурсов напервоначальном этапе использования арендуемых основных средств; г) снижение риска финансовой устойчивости, таккак аренда не ведет к росту балансовых финансовыхобязательств (сумме пассива баланса), а представляет собой так называемое внебалансовое финансирование основных средств; д) снижение номинального объема активов предприятия, так как арендуемые виды основных средствнаходятся на балансе арендодателя. В условиях налогообложения имущества это позволяет снизить сумму налоговых платежей; е) снижение базы налогообложения прибыли предприятия. В соответствии с действующим законодательством арендная плата включается в состав себестоимостипродукции (издержек), что снижает размер балансовойприбыли предприятия. В условиях высокого налогообложения прибыли это позволяет получить существенныйэффект "налогового щита"; ж) освобождение арендатора от продолжительногоиспользования капитала в незавершенных формах капиталовложений при самостоятельном формированииосновных средств (проектно-конструкторских работ,строительно-монтажных работ, пуско-наладочных работ и т.п.); з) снижение операционных рисков, связанных сморальным старением и необходимостью ускоренногообновления отдельных видов основных средств (приоперативном лизинге). Основными недостатками аренды являются: а) удорожание себестоимости продукции в связи с тем, что размер арендной платы обычно намного выше, чем размер амортизационных отчислений. Это может осла- бить позиции предприятия в ценовой конкуренции или снизить уровень рентабельности операционных затрат; б) осуществление ускоренной амортизации активной части производственных основных средств можетбыть произведено лишь с согласия арендодателя, чтоограничивает самостоятельность предприятия в проведении необходимой амортизационной политики; в) невозможность осуществления радикальной модернизации используемых основных средств без согласияарендодателя, что ограничивает скорость их обновленияв целях увеличения рентабельности использования; г) более высокая стоимость в отдельных случаях всравнении с банковским кредитом (особенно при арендев форме финансового или возвратного лизинга); д) недополучение дохода в форме реализованнойликвидационной стоимости имущества при оперативномлизинге, если срок аренды совпадает со сроком полнойамортизации основных средств; е) риск непродления аренды при оперативном лизинге в период благоприятной хозяйственной конъюнктуры, когда арендуемые основные средства используютсянаиболее эффективно (это связано со срочным характером оперативной аренды). Критерием принятия управленческих решений о приобретении или аренде отдельных видов основных средств, наряду с оценкой вышеизложенных преимуществ и недостатков аренды и их значимостью для данного предприятия, является также сравнение эффективности денежных потоков по этим двум операциям. С учетом принятых управленческих решений прирост собственных производственных основных средств, финансируемый предприятием, определяется по следующей формуле:
где ДОФс—необходимый прирост собственных производственных основных средств в плановом периоде; ДОФ — общая потребность в приросте производственных основных средств в плановом периоде; 0Фа — потребность в приросте производственных основных средств, удовлетворяемая за счет аренды (лизинга). На третьем этапе составляется капитальный бюджет прироста собственных основных средств, в котором необходимый прирост собственных основных средств увязывается с динамикой объема незавершенного строительства на начало и конец планового периода. Разработанный бюджет капитальных затрат по обеспечению прироста основных средств будет представлять собой общую потребность в финансировании реальных инвестиционных программ по формируемым собственным про-изводстенным основным средствам. 2. Прирост нематериальных активов определяется в процессе анализа состояния этих активов и показателей эффективности их использования в предплановом периоде; выявления потребности в отдельных их видах и формирования на этой основе потребности в инновационных инвестициях на предстоящий период. Формирование общей потребности в инновационных инвестициях в планируемом периоде осуществляется в соответствии с используемой инновационной стратегией предприятия. Различают следующие четыре типа инновационной стратегии предприятия, которые определяют объем и виды его инновационных инвестиций: а) "Все новое сам". Этот тип инновационной стратегии связан с деятельностью предприятий, самостоятельноразрабатывающих и первыми внедряющих инновации.Общая потребность в инновационных инвестициях приэтом типе инновационной стратегии формируется преимущественно за счет объема разработки новой научно-технической продукции в рамках самого предприятия ичастично за счет приобретения патентов; б) "Быстрый второй". Суть этого типа инновационной стратегии заключается в том, что предприятие,наблюдая за инновационной деятельностью своих конкурентов, быстро подхватывает и реализует осуществленные ими инновации. Общая потребность в инновационных инвестициях при таком типе инновационнойстратегии формируется преимущественно за счет объема разработки научно-технической продукции в фор- ме "инжиниринга" и частично за счет приобретения ноу-хау; в) "Отставание с минимальными затратами". Этоттип инновационной стратегии заключается в том, чтопредприятие сознательно не осуществляет разработкусвоими силами новой научно-технической продукции,а ждет ее появления на рынке, используя ее впоследствии при существенном снижении стоимости ее приобретения. Общая потребность в инновационных инвестициях в этом случае формируется преимущественно засчет приобретения ноу-хау. г) "Заполнение пробелов". В основе этого типа инновационной стратегии лежит приобретение и внедрениелишь отдельных элементов инновационной продукции,имеющейся на рынке. Общая потребность в инновационных инвестициях в этом случае формируется восновном за счет объема приобретения неисключительных лицензий на ноу-хау и фрэнчайзинг. Выбор и оценка стоимости объектов инновационных инвестиций осуществляется в два этапа. На первом этапе в разрезе видов инновационных инвестиций, предусмотренных к реализации в соответствии с избранной стратегией, изучается предложение и формируются конкретные объекты инвестирования (приобретение ноу-хау, оплата инжиниринговых услуг и.т.п.), требующие финансирования в предстоящем периоде. На втором этапе производится оценка стоимости отдельных объектов инвестирования. Такая оценка базируется на следующих принципах: а) по научно-технической продукции, рыночная стоимость которой определена и зафиксирована продавцом, оценка осуществляется на основе цен предложения; б) по продукции, не имеющей аналогов (обычно специфические инжиниринговые услуги), оценка осуществляется на основе договорных цен, предварительно согласованных с исполнителем; в) по научно-технической продукции, разрабатываемой предприятием, оценка осуществляется по объему соответствующего капитального бюджета на ее разработку. Планирование потребности в инвестиционных ресурсах по отдельным этапам осуществления инновационной деятельности ведется с учетом общей стоимости объектов инвестирования и стадий жизненнго цикла инноваций (он состоит из следующих пяти стадий: разработка инновационного решения; первичное внедрение в эксплуатацию; расширение внедрения; совершенствование инновации; прекращение инновации). На завершающем этапе разрабатывается сводный бюджет капитальных затрат по обеспечению прироста нематериальных активов, формирующий общую потребность в финансовых ресурсах на эти цели (с выделением объема финансирования за счет чистой прибыли предприятия). 3. Прирост собственных оборотных активов определяется на основе норматива собственных оборотныхсредств, разрабатываемого на плановый период, и фактического (ожидаемого) их наличия на начало плановогопериода. Расчет осуществляется в разрезе всех основныхэлементов оборотных активов. Форма для проведениятаких расчетов приведена в таблице 20.1. При расчете общего объема прироста собственных оборотных активов следует учесть, что определенная их часть будет финансироваться за счет прироста внутренней кредиторской задолженности. Поэтому сумма собственного капитала, инвестируемого в плановом периоде в прирост собственных оборотных активов, должна быть соответствующим образом скорректирована:
где ДСКоа — потребность в собственном капитале, инвестируемом в прирост собственных оборотных активов в плановом периоде; АСОА — общий прирост собственных оборотных активов предприятия в плановом периоде (обеспечивающий их формирование в нормативном объеме); ЛКЗВ — прирост внутренней кредиторской задолженности ("устойчивых пассивов") нетоварного характера в плановом периоде. 4. Отчисления в резервный фонд осуществляются всоответствии с их нормативом и рассчитанной потребностью в объеме внутреннего страхования отдельныххозяйственных операций. Таблица 20.1. Форма проведения расчетов необходимого обьема прироста оборотных активов предприятия в плановом периоде в сумме № п/п Элементы оборотных активов Общая плановая потребность в оборотных активах Коэффициент участия собственного капитала в финансировании отдельных элементов оборотных активов, % Общая потребность в собственных источниках финансирования оборотных активов Фактическое участие собственного капитала в финансировании оборотных активов на начало планового периода Потребность в приросте собственных оборотных активов 1. 2. 3. 4. 5. 6. Производственные запасы Незавершенное производство Запасы готовой продукции Дебиторская задолженность Денежные активы Прочие виды оборотных активов -
Итого оборотные активы
Общая потребность в приросте собственных финансовых ресурсов предприятия определяется путем суммирования всех рассчитанных элементов по следующей формуле:
где СФРП — общая потребность в приросте собственных финансовых ресурсов предприятия в плановом периоде; дФР0ф— планируемый объем финансирования прироста основных фондов; АФРна — планируемый объем финансирования прироста нематериальных активов; АСКоа — объем собственного капитала, инвестируемого в прирост собственных оборотных активов в плановом периоде; ФРрф—планируемая сумма отчислений прибыли в резервный фонд. Исходя из объема общей потребности определяется потребность в сумме капитализируемой прибыли предприятия в плановом периоде. Расчет ведется по следующей формуле:
где Пк — потребность в сумме капитализируемой прибыли предприятия в плановом периоде; СФРП — общая потребность в приросте собственных финансовых ресурсов предприятия в плановом периоде; АОп — планируемая сумма амортизационных отчислений; СКВ— планируемый объем привлечения собственного капитала из внешних источников (если такое привлечение собственного капитала намечено в предстоящем периоде). Результаты приведенных расчетов позволяют не только определить целевую сумму капитализируемой прибыли, но и сформировать внутренние пропорции ее использования в предстоящем периоде.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ СУММЫ КАПИТАЛИЗИРУЕМОЙ ПРИБЫЛИ» з дисципліни «Управління прибутком»