Факторинг — это посредническая операция, связанная с выкупом факторкомпанией денежных требований (счетов-фактур) у своего клиента к его контрагенту. При этом в течение 2 — 3 дней производится оплата до 90 % требований в виде аванса, а оставшиеся 10% клиент получает после того, как сумма поступает от плательщика. Таким образом, клиент факторкомпании, который осуществил поставку товара (выполнил работу, предоставил услугу), с одной стороны, предоставляет отсрочку платежа покупателю, а, с другой — обращаясь в фактор-компанию, получает значительную часть суммы за поставленный товар (работу, услугу) немедленно. Слово «факторинг» (factoring) происходит от английского слова «factor», что означает комиссионер, агент, посредник. Факторингом занимаются специализированные факторинговые фирмы (факторкомпании), которые обычно тесно связаны с банками, или же специальные отделы банков. Участниками факторинга являются: фактор (факторинговая компания) — организатор факторинга; клиент факторинговой компании — поставщик, имеющий платежные требования за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги, к своим должникам-дебиторам; • должник (дебитор) — покупатель, имеющий обязательство оплатить клиенту факторинговой компании товар, работы, услуги. Широкое распространение факторинг получил в США в начале XX в., а начиная с 1960-х гг. — в Европе. Теперь факторинг является одним из самых динамично развивающихся секторов мировой экономики. На рынке работает около тысячи факторинговых компаний с миллионами клиентов, расположенными в различных частях света. На начальном этапе развития рынка факторинговые компании выступали в качестве «кредиторов последней инстанции». Как правило, факторинг рассматривался лишь как способ решения краткосрочных финансовых проблем, часто связанных с острым дефицитом оборотного капитала. Именно поэтому факторинг использовали лишь компании, финансовое состояние которых было относительно неустойчивым. Отношение к факторингу резко изменилось вместе с динамичным развитием рынка. В настоящее время даже очень крупные компании используют схему факторинга для финансирования своего роста, облегчения работы с дебиторской задолженностью и страхования финансовых рисков. Наряду с ростом оборота переуступаемой факторинговым компаниям дебиторской задолженности развивается комплексное обслуживание клиентов. Увеличивается и количество отраслей, которые используют механизм факторинга. Рост объемов рынка сопровождался и развитием законодательной базы как на национальном, так и на международном уровне. Основным документом, который содержит определение понятия международного факторинга, является Конвенция УНИДРУА «О международном факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring). Факторинговому обслуживанию не подлежат: предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой; предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции; строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками; предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки; предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок. Факторинговые операции не рекомендуется проводить: • по долговым обязательствам частных лиц, филиалов или от делений предприятия; по требованиям бюджетных организаций; по обязательствам предприятий, организаций, снятых банком с кредитования или объявленных неплатежеспособными; если оплата производится поэтапно. Схема факторинговой операции приведена на рис. 6.4. В рамках факторинга клиент факторинговой компании может получать в обмен на уступку дебиторской задолженности комплекс финансовых услуг, включающий: финансирование поставок; защиту поставщика от риска неплатежеспособности покупателя; учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту (поставщику); контроль своевременности оплаты и предъявление денежных требований к дебиторам (покупателям). В зависимости от объема оказываемых услуг различают полный и неполный факторинг. При полном факторинге фактор предоставляет своему клиенту все перечисленные услуги, а при неполном — только некоторые из них. В зависимости от того, уведомлен ли покупатель о том, что поставщик заключил договор с факторинговой компаний, или нет, различают конвенционный {открытый) и конфиденциальный (закрытый) факторинг. При конвенционном факторинге плательщик, поставленный в известность о факторинговой сделке, осуществляет платежи на счет фактора. В случае конфиденциального факторинга плательщик осуществляет платежи поставщику, который перечисляет эти платежи на счет фактора. В зависимости от кредитного риска различают факторинг с регрессом, с частичным регрессом и без регресса. Наличие регресса означает, что фактор может предъявить требование по оплате к своему клиенту (поставщику), если в определенный срок не получит платеж от дебитора (покупателя). В зависимости от состава участников факторинговой сделки факторинг может быть внутренним или международным. При международном факторинге один из трех участников находится в другой стране, т.е. речь идет об экспортно-импортной торговой операции. Международный факторинг может быть двухфакторным, прямым импортным, прямым экспортным. При двухфакторном факторинге сделку обслуживают две факторинговые компании: одна в стране экспортера, другая в стране импортера. Прямой импортный факторинг применяется обычно тогда, когда экспортные поставки в некоторую страну осуществляются регулярно, тогда экспортеру удобно заключить договор напрямую с факторинговой компанией в стране импортера. При прямом экспортном факторинге экспортер заключает договор с факторинговой компанией в своей стране.
Рис. 6.4. Схема факторинговой операции: 1 — поставка товара (оказание услуг, выполнение работ) поставщиком; 2 —. анализ кредитоспособности покупателя; 3 — уступка права требования долга по поставке факторинговой компании; 4 — выплата суммы (до 90% от стоимости требований); 5 — оплата товара покупателем; 6 — выплата остатка средств за вычетом комиссии Для поставщика факторинг имеет ряд преимуществ по сравнению с банковским кредитом: возможность увеличить объем продаж, так как он получает оборотные средства от фактора незамедлительно; экономия на дополнительных затратах: комиссия при получении кредита, зарплата сотрудников, осуществляющих подготовку документов для получения кредита и т.д.; защита от риска неоплаты или несвоевременной оплаты дебиторами поставленного товара; возможность предоставлять покупателям отсрочки и тем самым повышать свою конкурентоспособность; не требуется переход на расчетно-кассовое обслуживание; не требуется предоставлять обеспечение; размер финансирования не ограничен, а зависит от объема продаж; финансирование производится сразу при предъявлении счетов-фактур; финансирование не предполагает ограничений по срокам; предоставляются дополнительные услуги, такие как управление дебиторской задолженностью, консалтинг и т.д. Стоимость факторинговых услуг складывается из: процентов по финансированию, которые обычно немного выше процентов по банковским кредитам; комиссии. Ставка за использование денежных ресурсов взимается от суммы финансирования и зависит от среднего срока оборачиваемости активов по всем дебиторам, переданным на факторинговое обслуживание. Правоотношения между факторинговой компанией и клиентом регулируются договорами факторинга. Договоры должны содержать суть операций, порядок их проведения, условия получе ния платежных документов, наличие регресса, размер комиссионного вознаграждения, права и обязанности сторон, реквизиты сторон.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие и цель факторинга» з дисципліни «Банківські операції»