Построение технической инфраструктуры процессингового центра
В процессе построения процессингового центра, как и в создании любой автоматизированной системы управления, можно выделить несколько стадий (табл. 3). Следует отметить, что помимо чисто технических работ в процессе создания процессингового центра существенное внимание следует уделить бизнес-анализу и организационно-технологическим вопросам, т.к. успех реализации проекта в значительной мере зависит от глубины его первоначальной проработки.
Таблица 3
┌─────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐ │ Стадии │ Этапы работ │ ├─────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Формирование │1. Анализ бизнеса банка и концепции его развития.│ │требований к│2. Анализ существующих решений и практик. │ │процессинговому │3. Формирование требований банка к│ │центру │процессинговому центру │ ├─────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Разработка концепции│1. Разработка бизнес-плана. │ │процессингового │2. Выбор схемы процессинга, наиболее│ │центра │удовлетворяющего требованиям банка │ ├─────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Разработка │1. Разработка проектных решений по частям│ │технического проекта │системы. │ │ │2. Подготовка тендерных документов. │ │ │3. Разработка методики сравнения тендерных│ │ │предложений │ ├─────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Проведение тендера на│1. Публикация тендерных документов. │ │выбор поставщика│2. Анализ предоставленных заявок и выбор решения.│ │решений │3. Разработка дополнительных требований к решению│ ├─────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Разработка рабочей│Разработка и оформление проектной и технической│ │документации │документации на поставку и сопряжение компонентов│ │ │ПЦ │ ├─────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Разработка │1. Разработка организационно-технологической│ │организационно- │схемы взаимодействия служб ПЦ с подразделениями│ │технологической │банка. │ │документации │2. Разработка штатного расписания │ ├─────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Ввод в эксплуатацию │1. Подготовка персонала. │ │ │2. Строительные работы. │ │ │3. Комплектация ПЦ. │ │ │4. Пусконаладочные работы. │ │ │5. Сертификация в платежных системах, │ │ │6. Опытная эксплуатация. │ │ │7. Проведение приемочных испытаний │ ├─────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Сопровождение системы│Выполнение работ по сопровождению системы│ │ │согласно регламенту │ └─────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┘
Часто в банке отсутствуют специалисты, способные провести комплексный анализ (высокая загруженность специалистов, их ангажированность, недостаточный уровень компетентности). Оптимальным вариантом в таком случае является привлечение к работе над проектом специализированных консалтинговых компаний*(157). Результатом работы такой компании будут комплексный анализ бизнеса банка, построение концепции создания и развития процессингового центра банка, подготовка тендерных документов и проведение тендера, разработка организационно-технологических документов, надзор за работами на объекте, прохождение необходимых сертификации и передача в эксплуатацию готового процессингового центра с утвержденным регламентом сопровождения.
В настоящее время на рынке банковского процессинга России и стран СНГ представлено достаточное количество решений отечественных и зарубежных вендоров. Ниже приведен список производителей (табл. 4).
Следует отметить один примечательный факт - как правило, в продуктах западных производителей термин "бэк-офис" подразумевает систему управления жизненным циклом карты и расчетов с контрагентами. Начисление процентов, реализация кредитных схем - это прерогатива банковского ритейла. В продуктах отечественных вендоров, как правило, бэк-офис выполняет также функции банковской розницы. Безусловно, объем данной главы не позволяет остановиться на описаниях отдельных продуктов, поэтому заинтересованные читатели без труда найдут необходимую информацию на сайтах производителей. Рассмотрим, каким факторам необходимо уделить внимание при подготовке тендерной документации для выбора программно-аппаратной платформы процессиигового центра (табл. 5).
Таблица 5
┌────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐ │ Фактор │ Критерии │ ├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ ├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤ │Апробированность│Количество инсталляций. │ │ │Положительный опыт эксплуатации продукта в других│ │ │финансовых институтах. │ │ │Сопоставимость характеристик бизнеса (объем эмиссии,│ │ │продуктовый ряд, терминальное оборудование и т.п.) с│ │ │задачами банка │ ├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤ │Соответствие │Поддержка стандартов международных платежных систем в│ │стандартам │части процедур, форматов и протоколов. │ │ │Поддержка индустриальных стандартов и протоколов│ │ │подключения терминального оборудования │ ├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤ │Масштабируемость│Наличие запаса по производительности для обеспечения│ │ │требований растущего бизнеса. │ │ │Возможность наращивания производительности без│ │ │изменения архитектуры системы. │ │ │Зависимость изменения производительности системы от│ │ │изменения числа и характеристик аппаратных компонентов│ │ │системы (контроллеров, процессоров, модулей│ │ │криптографии и т.п.) │ ├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤ │Надежность │Коэффициент готовности программно-аппаратного│ │ │комплекса. │ │ │Соответствие решения заявленным производителям│ │ │характеристикам. │ │ │Устойчивость программно-аппаратной платформы и│ │ │архитектуры системы к единичным отказам. │ │ │Предсказуемость поведения системы в условиях высоких│ │ │нагрузок. │ │ │Время восстановления системы после единичного сбоя и│ │ │полного отказа │ ├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤ │Безопасность │Поддержка стандартов и рекомендаций платежных систем в│ │ │области безопасности. │ │ │Поддержка требований международных и отраслевых│ │ │стандартов в области защиты информации (защита от│ │ │несанкционированного доступа к системе, устойчивость│ │ │аппаратных и программных компонентов системы к внешним│ │ │воздействиям, средства разграничения доступа и│ │ │ответственности, идентификация/аутентификация,│ │ │технические средства аудита и регистрации событий в│ │ │системе, контроль целостности системы и данных и т.п.)│ ├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤ │Функциональность│Возможность поддержки терминального оборудования│ │ │различных производителей. │ │ │Набор поддерживаемых коммуникационных протоколов. │ │ │Поддерживаемый набор транзакций. │ │ │Поддерживаемый набор продуктов. │ │ │Поддерживаемый набор методов авторизации и│ │ │маршрутизации транзакций. │ │ │Возможность поддержки полного жизненного│ │ │(производственного) цикла для карточных продуктов │ ├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤ │Управляемость │Наличие эффективных средств конфигурирования,│ │ │управления и контроля │ ├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤ │Качество │Наличие круглосуточной поддержки вендором. │ │сопровождения │Наличие качественной документации продукта. │ │ │Наличие возможности обучения персонала │ ├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤ │Развиваемость │Сопровождение системы разработчиком, своевременная│ │ │реализация требований и стандартов платежных систем и│ │ │законодательства. │ │ │Возможность развития архитектуры и функционала системы│ │ │для реализации новых продуктов, каналов доставки и│ │ │технологий │ ├────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤ │Риски │Ресурсы, сроки, бюджет. │ │ │Устойчивость бизнеса контрагентов. │ │ │Наличие поддержки производителя на территории страны│ │ │инсталляции │ └────────────────┴──────────────────────────────────────────────────────┘
Необходимым этапом является создание констатирующего документа, отражающего концепцию развития карточного проекта в масштабах банка в целом и процессинговой системы в частности. Документ должен: - определить цель и масштабы проекта, обозначить его функциональность (поддерживаемый продуктовый ряд, функции, выполняемые процессинговым центром для поддержки эмиссии/эквайринга, список функциональных требований к прикладному программному обеспечению и т.п.); - констатировать текущее состояние дел по результатам системного обследования (выпускаемые продукты, используемые решения, наличие квалифицированного персонала, существующие ограничения, используемые помещения, коммуникационные ресурсы и т.п.); - перечислить крупные задачи проекта (инсталляция, запуск персонализации, эмиссия, эквайринг, интеграция с банковской системой, подключение и сертификация интерфейсов к платежным системам); - обозначить ограничения, при которых задачи будут решаться (необходимость обучения/привлечения персонала, ограничения на используемые аппаратные и коммуникационные платформы, требования по производительности и масштабированию системы); - указать сроки решения этих задач и исполняющие их подразделения; - определить необходимые затраты и возможные риски.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Построение технической инфраструктуры процессингового центра» з дисципліни «Пластикові картки»