Инфляция - это обесценение денег, падение их покупательной способности в результате роста цен. Ее возникновение зависит от сочетания различных денежных и не денежных факторов. Политическая экономия рассматривает три следующих вида инфляции: инфляция спроса; инфляция издержек; структурная инфляция. Инфляция спроса возникает при избыточном спросе, причиной которого могут быть: 1) повышение государственных расходов; 2) увеличение частных расходов на потребление; 3) повышение частных расходов на инвестирование; 4) увеличение доходов, обусловленных положительным сальдо платежного баланса. Инфляция издержек возникает при необходимости повышения цен, причины которых следующие: 1) повышение издержек в результате стремления трудящихся увеличить свою долю в реальном совокупном доходе; 2) увеличение издержек под влиянием импортных цен на сырье и продовольственные товары; 3) увеличение издержек в результате отпуска цен после длительного искусственного сдерживания их роста. Структурная инфляция возникает под влиянием изменения цен в различных отраслях экономики в связи со следующими причинами: 1) многие цены отдельных сегментов капиталистического рынка устанавливаются руководством коммерческих фирм для достижения определенной нормы прибыли; 2) отдельные категории цен устанавливаются государством по политическим соображениям, в первую очередь это касается предметов первой необходимости (на продукты питания, транспорт, коммунальные услуги и т.п.), главными среди которых являются цены на сельскохозяйственную продукцию. По мнению большинства отечественных специалистов в области экономики и финансов (исключая представителей официальных органов), в современной России господствует структурная инфляция, обусловленная корпоративным монополизмом на национальном рынке. Для оценки ее влияния были выбраны три уровня инфляции (инфляция отсутствует - см. предыдущие расчеты, составляет в год - 10% и составляет в год 20%), а также два следующих сценария ее проявления. Сценарий N 1 (официальный): уровень инфляции в год составляет 10%, что приводит к увеличению стоимости покупных товаров на эту же величину 10%; издержки обращения, вследствие режима экономии на предприятии ООО "Оптторг", растут меньшими темпами - на 5% в год; продажная цена товаров удерживается на уровне инфляции, т.е. увеличивается на 10%, но одновременно снижается спрос, поэтому выручка уменьшается в 2009 году на 3%, а в 2010 и 2011 годах на 5%. Ученые Российской академии наук (РАН) и ответственные представители других организаций оценивают уровень инфляции в стране в размере 15-20% в год. Так, согласно материалам Института национальной стратегии, с 01.10.2007 г. по 31.03.2008 г., в Москве и Московской области цены на продовольственные товары выросли на 56,2%, а официально была объявлена цифра 11%. Потому нами рассматривался еще один сценарий. Сценарий N 2 (реальный): уровень инфляции в год составляет 20%, что приводит к увеличению стоимости покупных товаров на величину 20%; издержки обращения, вследствие повышенного режима экономии расходов на предприятии, растут меньшими темпами - на 7% в год; продажная цена товаров удерживается на уровне инфляции, т.е. увеличивается на 20%, но одновременно снижается спрос, поэтому выручка уменьшается в 2009 году на 5%, а в 2010 году на 7%. По представленным сценариям были сформированы соответствующие налоговые модели и расчетным путем получены следующие результаты, сгруппированные в табл. 10.13 и на рис. 10.1 (промежуточные сведения не приводятся, чтобы не перегружать данную главу).
Таблица 10.13. Зависимость чистой прибыли предприятия ООО "Оптторг" от уровня инфляции
┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Уровень │ Чистая прибыль (тыс. руб.) по годам развития │ │ инфляции ├──────────────┬─────────────┬──────────────┬─────────────┤ │ │ 2008 г. │ 2009 г. │ 2010 г. │ 2011 г. │ ├─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┤ │ 0% │ 2238,34 │ 3232,05 │ 3574,09 │ 3690,42 │ ├─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┤ │ 10% │ 2238,34 │ 3044,00 │ 3193,28 │ 3121,63 │ ├─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┤ │ 20% │ 2238,34 │ 2855,95 │ 2798,43 │ 2523,74 │ └─────────────┴──────────────┴─────────────┴──────────────┴─────────────┘
Из представленных материалов видно, что инфляция существенно снижает эффект реинвестирования: чистая прибыль снижается за 3 года с 64,8% до 12,8%. Напомним, что при этом дивиденды не выплачиваются. А поскольку официальные сведения о ней часто не отражают реальное состояние, то представителям торгового бизнеса целесообразно осуществлять сбор статистической информации о ценах самим. Конечно, это увеличит сумму издержек обращения, но иного выхода нет.
"Рисунок 10.1. Изменение чистой прибыли (ЧП) по годам развития предприятия ООО "Оптторг" с учетом разных уровней инфляции"
Обратим внимание читателей еще на одну тенденцию. Последнее время в отечественных средствах массовой информации настойчиво публикуется явно заказные материалы о том, что уровень производительности труда персонала отечественных предприятий существенно ниже, чем в развитых странах. Это не соответствует действительности. По данным ученых РАН, на важных направлениях экономики производительность труда отечественных специалистов значительно выше, чем у зарубежных работников. Так что мы настоятельно рекомендуем бизнесменам торговых предприятий использовать в качестве одного из элементов стимулирования развития предприятия повышение уровня оплаты труда персонала.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Влияние инфляции на величину чистой прибыли» з дисципліни «Податковий облік в торгівлі»