ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Банківська справа » Організація діяльності центрального банку

Инспектирование банков
Базельский комитет по банковскому надзору рекомендует национальным органам банковского надзора располагать средствами, позволяющими подтверждать надзорную информацию, полученную документальным путем, посредствам проверки ее на месте силами надзорной службы или использования возможностей внешних аудиторов. Инспектирование должно обеспечить независимую проверку адекватности корпоративного управления в банках и достоверности представленной ими отчетности.
Инспекции банков организуются и осуществляются путем:
· планирования комплексных и тематических проверок;
· подготовки к проведению проверки;
· осуществления проверки;
· оформления результатов проверки и принятие решений по ее итогам.
Согласно Методическим рекомендациям Национального банка Республики Беларусь по организации и проведению проверок инспектированию подлежат в первую очередь банки, общее состояние которых ухудшается. На ухудшение ситуации в банке указывают следующие признаки:
1)низкая эффективность деятельности по сравнению с другими банками;
2)постоянно снижающиеся значения экономических нормативов, которые могут формально оставаться в рамках установленных показателей;
3)невыполнение экономических нормативов;
4)высокая доля прочих доходов по сравнению с основными доходами в форме процентов и комиссионных сборов;
5)повышение доли доходов от валютно-обменных операций;
6)чрезмерная концентрация активов в конкретном секторе экономики;
7)задержка в получении подтверждения годовой отчетности внешним аудитом;
8)несвоевременное представление отчетности;
9)неожиданные смены руководства банка, руководителя подразделения внутреннего аудита, внешнего аудитора;
10)факты создания препятствий проведению проверки, общая нерасположенность к сотрудничеству с Национальным банком как органом надзора.
Данный документ дает следующий перечень основных источников информации надзорной службы для подготовки к инспекции на месте:
- документы, представленные банком для государственной регистрации и получения лицензий;
- баланс, отчетность за проверяемый период, аналитические материалы, подготовленные на основании отчетности;
- последние (а в случае необходимости – и предыдущие) годовой отчет банка и заключение внешнего аудита;
- информация о примененных к банку мерах воздействия за проверяемый период и режиме надзора, а также о причинах их применения;
- материалы предыдущих проверок, информация банка об устранении выявленных ранее нарушений и иной работе по улучшению деятельности банка по результатам проверок;
- материалы переписки между банком и Национальным банком по различным вопросам деятельности (например, обращение за получением лицензий, согласия на создание новых филиалов (отделений) банка; запросы об отражении в отчетности тех или иных нестандартных операций и ситуаций, об установлении тех или иных льгот или неприменении мер воздействия за те или иные нарушения и др.).
В соответствии с действующим законодательством при осуществлении комплексной проверки изучению подлежат вопросы банковской деятельности:
- качество активов;
- доходность банковских операций;
- достаточность капитала;
- состояние ликвидности;
- механизм внутреннего контроля;
- организация и результаты работы внутреннего и внешнего аудита;
- качество управления банком;
- выполнение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле;
- организация наличного денежного оборота, кассовой работы, инкассации и перевозки ценностей;
- иные вопросы соблюдения банком законодательства в соответствии с целями и программой проверки.
Качество активов оценивается по их структуре, выполнению экономических нормативов, ограничивающих риски по активным операциям, правильности классификации активов и достаточности сформированных резервов на покрытие возможных потерь по ним. Данный аспект деятельности банка относится к наиболее важным вопросам сбора информации.
Анализируется эффективность политики банка в области активных операций, в том числе кредитования, торговли ценными бумагами, осуществления инвестиционной деятельности; процедур управления кредитным, торговым, инвестиционным портфелями и другими рисковыми активами; формирования резервов на покрытие возможных убытков по активам, в том числе за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка.
При проверке структуры активов уточняется качество кредитного, торгового, инвестиционного портфелей, в том числе направления размещения активов по страновому, отраслевому и другим признакам, степени ликвидности и риска. Кроме того, анализируются активы, связанные с обеспечением собственных нужд банка (недвижимость и другие основные фонды, хозяйственные операции банка). Реальность наличия у банка отраженных в учете активов проверяется на основании документов, подтверждающих права собственности и права требования, правильность отражения активов на счетах бухгалтерского учета по экономической сущности. При этом устанавливаются причины возникновения проблем, связанных с возвратом (обесценением) размещенных активов, в числе которых могут быть следующие:
- неправильное определение факторов риска;
- неспособность банка обеспечить ликвидность размещенных активов;
- отсутствие надлежащего контроля за выполнением условий договора по размещению средств в активы;
- высокая процентная ставка по договору в сравнении со средней процентной ставкой по банку.
- проведение операций по размещению средств в активы с дочерними структурами банка и связанными с банком лицами;
- некомпетентность должностных лиц банка.
В соответствии с Методическими рекомендациями доходы банка оцениваются с точки зрения:
а) правильности отражения в бухгалтерском учете (занижения или завышения). При этом проверяется полнота поступления доходов, а также обоснованность и правомерность их отражения в балансе. Рассматривается соблюдение банком порядка формирования и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка, подверженным кредитному и другим рискам, и резерва под обесценение ценных бумаг, а также достаточность и целевое использование резервного фонда;
б) способности поддерживать существующий и перспективный уровень расходных операций и обеспечивать необходимый размер собственного капитала. После того как установлена полнота доходов, определяется, способны ли доходы превышать существующий и будущий уровни расходных операций и поддерживать необходимый размер капитала, исходя из предполагаемого роста активов;
в) качества и состава основных статей доходов. В данном случае качество определяется через постоянство доходов, т.е. если банк в каком-то периоде показывает высокие доходы, то имеет ли их источник постоянный характер или они связаны со случайным действием или операцией, повторение которой в будущем не гарантировано или маловероятно. Примерами таких действий или операций могут служить продажа активов с большой доходностью или необычные обстоятельства в валютной деятельности, изменения в налогообложении, которые могут привести к разовой непредвиденной и незаработанной прибыли. В свою очередь, повторяющимися сторонами доходов являются чистый процентный доход, а также непроцентные доходные статьи и эффективное управление непроцентными расходами. Таким образом, при проверке данного вопроса анализируется, имеет ли банк надежную базу основных доходов, которая позволит им сохраняться из года в год;
г) зависимости от изменений процентных ставок. При проверке данного вопроса выясняется, как в банке осуществляется текущий контроль за изменениями процентных ставок, анализируется уязвимость доходов в случае изменения процентных ставок;
д) планов по устранению недостаточности доходов (при необ-ходимости). Данный вопрос анализируется в случае, если деятельность банка убыточна или его прибыльность снизилась до минимума и не позволяет банку обеспечивать поддержание необходимого уровня капитала. Если в таком банке отсутствует план по наращиванию доходов и устранению причин их недостаточности, то в заключении отмечается этот недостаток. Если же такой план уже существует или его подготовка завершается, то анализируется его выполнимость и выясняется, насколько тщательно в нем проработаны меры по повышению доходности.
Следующим важнейшим фактором стабильности банковской деятельности является достаточность собственного капитала. Его оценка осуществляется исходя из выполнения требований Национального банка к достаточности капитала с учетом общего финансового состояния банка; структуры, объема и динамики активов, имеющих непостоянный характер; оценки кредитного и процентного риска, других видов риска возникновения потенциальных убытков. Кроме того, анализируется объем чистой прибыли с учетом потребностей в капитале, обоснованность дивидендов, доступ к дополнительным источникам капитала и другим потенциальным источникам финансовой помощи, а также планы по сохранению и увеличению капитала, поддерживанию его достаточности (восполнению недостаточности).
Устойчивость банка зависит от его ликвидности. При оценке управления ликвидностью анализируется общая структура баланса, внебалансовые обязательства, сопоставимость сроков исполнения обязательств и возврата активов, достаточность созданных резервов на потери по рисковым активам, способность банка обеспечить привлечение дополнительных ресурсов для поддержания ликвидности, наличие и соблюдение внутренних документов банка по управлению ликвидностью. На основании изучения указанных вопросов делается вывод об эффективности управления ликвидностью и капиталом банка.
Изучение системы внутреннего контроля является неотъемлемым элементом надзора за операционной и управленческой структурой банка. Работа в области внутреннего контроля (соблюдение принципа «четырех глаз») нацелена на предотвращение ошибок, недопущение случаев мошенничества и незаконного присвоения средств и охватывает все возможные зоны риска, которым подвергается банк.
При проверке на месте устанавливается полнота использования банком принципов внутреннего контроля:
- наличие задач организации внутреннего контроля, планов работы, в ясной форме доведенных до сведения всех структурных подразделений банка;
- комплексный характер системы внутреннего контроля, охват им всех видов деятельности банка, а также соответствие характеру и масштабу этих видов деятельности;
- обеспеченность системы внутреннего контроля соответствующими системами связи и информации;
- компетентность специалистов банка и использование ими соответствующих методов анализа факторов риска, способных обеспечить возможность исследования деятельности банка за несколько лет;
- наличие механизмов контроля за исполнением принятых решений;
- регулярный пересмотр системы внутреннего контроля и периодический анализ качества ее работы;
- независимость друг от друга специалистов банка, занимающихся ведением операций, утверждением этих операций и контролирующих данные операции;
- равенство подходов и процесс функционирования механизма внутреннего контроля.
- охват внутренним контролем следующих сфер:
а) контроль операций и внутренних процедур;
б) организация бухгалтерского учета и обработки информации;
в) оценка факторов риска и их влияния на результаты деятельности (прибыль/убытки);
г) достоверность отчетности.
Вопрос качества управления представляет собой одну из наиболее сложных и субъективных областей, подлежащих проверке сотрудниками службы банковского надзора. При проведении проверок на местах качество управления оценивается путем анализа целей, политики и процедур банка, планирования, работ систем управленческой информация, механизмов внутреннего контроля, аудита, кадровой политики и финансовых результатов.
В ходе проверок качества управления на местах дается оценка объективности и компетентности исполнительных органов управления банка, руководителей филиалов (отделений), структурных подразделений банка (далее - руководство банка). Проверяющий, по результатам инспекции может оценить качество управления следующим образом:
Отлично:
- руководство работает полностью эффективно, проявляет оперативность и способность успешно справляться с существующими и предполагаемыми проблемами, которые могут возникать в ведении дел банка. Финансовые показатели банка являются устойчивыми, а выявленные недостатки носят незначительный характер.
Хорошо:
- руководство имеет некоторые недостатки, но в целом справляется со своими обязанностями с учетом специфики конкретного банка. Выявленные незначительные упущения поддаются исправлению в ходе нормального ведения дел. Отклонения от утвержденной политики банка и соответствующих нормативных положений не носят чрезмерного или преднамеренного характера. Руководство принимает меры по рекомендациям внешних аудиторов и Национального банка. Общие финансовые результаты банка – положительны.
Удовлетворительно:
- деятельность руководства характеризуется недостаточной компетентностью. Способности руководства ниже уровня, необходимого для управления данным банком. Способность руководства принимать адекватные меры по выходу из кризисной ситуации вызывает сомнение. Имеет место непринятие мер по устранению недостатков, выявленных внешними аудиторами банка или Национальным банком.
Неудовлетворительно:
- имеются серьезные недостатки в способности или готовности руководства принимать меры по критическим замечаниям или выполнять свои обязанности. Руководство неспособно управлять банком надежным и рациональным образом и/или имеет место конфликт интересов между руководством банка и его участниками (собственником), свидетельствующий о том, что руководство не выполняет надлежащим образом свои основанные на доверии обязанности.
Плохо:
- некомпетентность проявляется в такой степени, что это ставит под угрозу жизнеспособность банка. Для обеспечения нормальных условий руководство необходимо укрепить или заменить. Отмечаются случаи злоупотреблений служебным положением. Такая оценка дается также в случае отсутствия руководства.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Инспектирование банков» з дисципліни «Організація діяльності центрального банку»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Здійснення розрахунків в іноземній валюті по зовнішньоекономічних...
ПРОПОЗИЦІЯ ГРОШЕЙ
ФІНАНСОВА ДІЯЛЬНІСТЬ У СИСТЕМІ ФУНКЦІОНАЛЬНИХ ЗАВДАНЬ ФІНАНСОВОГО...
Діалектна лексика
ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ТА СПЕЦИФІКА ДІЯЛЬНОСТІ ОКРЕМИХ ВИДІВ КОМЕРЦІЙ...


Категорія: Організація діяльності центрального банку | Додав: koljan (07.04.2012)
Переглядів: 801 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП