Двенадцать региональных банков ФРС находятся в следующих городах: в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Кливленде, Ричмонде, Атланте, Чикаго, Сент-Луисе, Миннеаполисе, Канзас-Сити, Далласе и Сан-Франциско. По всей стране действует также 25 филиалов этих региональных банков. Ведущим банком в составе ФРС США является Федеральный Резервный Банк Нью-Йорка. Он является акционерным банком, в число акционеров которого входят национальные и штатные банки – члены ФРС, действующие в пределах округа Нью-Йорк, и выполняет функции центрального банка для коммерческих банков своего округа (эмиссия банкнот, выдача ссуд, взаимные зачеты банковских требований, хранение обязательных резервов банков-членов, контроль за соблюдением положений банковского законодательства и др.), выступает как финансовый агент правительства США. Региональные резервные банки принадлежат другим коммерческим банкам, которые являются их собственниками (учредителями). Эти коммерческие банки-члены ФРС подписываются на акции регионального резервного банка в сумме в зависимости от величины своего капитала (собственных средств), получают соответствующие дивиденды и имеют право голоса при избрании членов совета директоров регионального резервного банка. (В России же Центральный банк является полной собственностью государства.) С другой стороны, нельзя рассматривать право собственности коммерческих банков США на Федеральные резервные банки, членами которых они являются, как право на частную собственность. Акции региональных резервных банков не могут отчуждаться (продаваться и др.) и должны быть проданы назад ФРС сразу же, как коммерческий банк покидает эту систему. Дивиденды также ограничены — сумма дивидендов не может превышать 6% суммы номинала акции. Коммерческие банки, являющиеся членами ФРС, имеют право голоса на ее заседаниях в принятии стратегических решений, но это право ограничено Советом управляющих, так как он вправе пересмотреть или отменить любые решения коммерческих банков США. Таким образом, в руках ФРС США сосредоточена огромная власть для осуществления эффективной денежно-кредитной политики. Стратегическое управление каждым региональным резервным банком осуществляет Совет директоров, который состоит из девяти человек. Каждое отделение (филиал) регионального резервного банка также имеет отдельный и независимый Совет директоров, состоящий из пяти или семи человек. Большинство состава совета директоров назначается региональным головным резервным банком, оставшийся состав — Советом управляющих. Основными функциями и задачами совета директоров каждого регионального резервного банка являются: — избрание президента банка, назначение которого должно быть обязательно одобрено Советом управляющих; — пересмотр и изменение учетной ставки процента, что, в свою очередь, также должно быть утверждено в обязательном порядке Советом управляющих; — контроль и пересмотр операций, осуществляемых коммерческими банками; — контроль, одобрение и пересмотр ссуд, выданных коммерческим банкам и другим финансовым институтам путем проведения политики рефинансирования. Основными функциями и задачами региональных резервных банков и их отделений (филиалов) являются: — осуществление функций клиринговой (расчетной) палаты (по взаимозачету банковских чеков, переводов и перемещению финансовых средств по электронным линиям). Клиринговая палата — специальная организация в ряде стран мира, играющая основную роль в системе безналичных расчетов, осуществляющая регулярный зачет взаимных требований, в основном между банками, по чекам, векселям и другим расчетным документам. В России функции расчетных палат выполняют расчетно-кассовые центры (РКЦ); — обеспечение быстрых переводов резервов банка по телеграфной линии; — инспектирование коммерческих банков, являющихся членами ФРС; — кредитование депозитных институтов путем рефинансирования — кредитования ФРС коммерческих банков по учетной ставке процента для поддержания ликвидности, преодоления временных финансовых затруднений и других целей. Депозитные институты — кредитные учреждения, осуществляющие прием денежных средств в форме вкладов (депозитов) от физических и юридических лиц; — обеспечение валютных и других услуг депозитным институтам; — осуществление контроля за соблюдением законодательства финансовыми институтами; — проведение исследовательской работы по развитию финансового сектора страны; — обеспечение информацией финансовых институтов и общества в целом о результатах и перспективах денежно-кредитной и валютной политики, состоянии экономики государства, развитии финансового сектора и т. д. ФРС США, как уже было сказано, фактически независима в своей деятельности. Лишь стратегически важные вопросы решаются Конгрессом и Президентом страны. Основной ролью Конгресса в деятельности ФРС являются определение основных задач и функций ФРС, пересмотр и оценка ее деятельности и рассмотрение необходимости внедрения различных изменений. В своей оперативной ежедневной деятельности ФРС США практически полностью независима. Независима ФРС и политически, хотя, безусловно, все политические споры и распри, происходящие в стране, оказывают небольшое воздействие на принятие решений ФРС. Независимость ФРС также находит свое отражение и в долгих сроках нахождения у власти членов Совета управляющих и в источниках их доходов, которые постоянны, независимы и не подчиняются так называемому «золотому правилу» Конгресса: «Правит тот, у кого есть золото». Основным источником доходов ФРС США является процентный доход, полученный от операций на открытом рынке с Казначейскими ценными бумагами. (Банк России получает также львиную долю своей прибыли от операций с государственными ценными бумагами). В 1998 г. этот источник дохода составлял примерно 85% всех доходов ФРС в размере 20 млрд долларов США. Доходы, полученные от предоставления различных услуг банкам, таких как взаимозачеты по чекам, составляли примерно около 4% всех доходов ФРС. Операционные издержки достигли 1,4 млрд долларов, или 7%. Меньше чем 1% всех доходов был выплачен в форме дивидендов коммерческим банкам, являющимся членами ФРС. Почти весь оставшийся доход был возвращен Казначейству США. Казначейство — Министерство финансов или специальный государственный финансовый орган, в функции которого входят составление проекта государственного бюджета и его исполнение, управление государственным долгом, а также эмиссия государственных ценных бумаг. Можно сказать, что, подобно известному миллиардеру Рокфеллеру, ФРС достигает огромной независимости благодаря значительной сумме своего дохода. Но если ФРС США независима в своей оперативной деятельности, как было отмечено выше, то в долгосрочном развитии границы этой независимости четко ограничены. ФРС была основана Конгрессом США, значит, подобно любому другому агентству, она может быть распущена тем же Конгрессом США. ФРС полностью подчиняется всем законам и законным актам Соединенных Штатов. Деятельность Совета управляющих постоянно контролируется Конгрессом США, председатель Совета управляющих или его представители еженедельно встречаются с представителями Казначейства, Экономического Совета, Бюджетного комитета и др. Другие члены Совета управляющих и их помощники проводят регулярные совещания с правительством страны. Благодаря фактически полной независимости в своей ежедневной оперативной деятельности и разумному контролю со стороны государства ФРС США успешно проводит денежно-кредитную политику в стране, что подтверждается стабильным развитием финансового рынка страны. Федеральная резервная система обладает как преимуществами, так и недостатками, и, безусловно, проводя реформы в России, следует учитывать опыт развития финансово-кредитной системы США. Но недопустимо слепо копировать опыт функционирования ФРС и использовать его в становлении денежно-кредитной системы России и, в частности, в организации работы Центрального банка России. Становление банковской системы России происходит в специфических условиях, таких как спад производственного сектора страны, кризис неплатежей между предприятиями, отсутствие законодательной базы, что необходимо учитывать, перенимая опыт развития финансовой сферы западных стран.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ» з дисципліни «Сучасні банківські системи»