ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Аудит » Соціальний аудит

Методы социального аудита
В зависимости от вида социального аудита, уровня его проведения, того или иного этапа социального аудита возможно применение различных методов.
Методы социального аудита - это совокупность приемов, подходов, способов изучения социоэкономических процессов в их динамике и статике. Характерными особенностями методов социального аудита являются:
использование системы социоэкономических показателей;
изучение причин изменения этих социоэкономических показателей;
выявление и измерение взаимосвязи между ними.
Система социоэкономических показателей, подлежащих изучению, формируется в ходе планирования социального аудита, уточняется в процессе его проведения.
Целью социального аудита является раскрытие и изучение причин подобного состояния социоэкономических показателей, возможностей их изменения в лучшую или худшую стороны; выявление факторов, влияющих на динамику этих показателей.
Принятие любых стратегических и тактических решений в социальном аудите начинается, опосредуется и заканчивается аналитической работой - процессом исследования социоэкономического состояния и основных результатов социальной деятельности объекта социального аудита (предприятия, отрасли, региона). Аналитическая работа направлена на оценку социоэкономического состояния и возможностей объекта социального аудита для определения стратегических целей, эффективности принятых решений в области социоэкономической политики.
Аналитическая работа социального аудитора - это способ познания социоэкономических процессов предприятия, отрасли, региона, основанный на разложении целого на составные элементы с целью изучения последних в их взаимосвязи и взаимозависимости путем синтеза, т.е. объединении выделенных ранее частей объекта.
Технология проведения социального аудита предполагает органическое включение его в действующую систему управления на любом уровне - будь то предприятие, отрасль, регион или национальное хозяйство.
Основными блоками, составляющими систему управления, являются: стратегическое и текущее планирование социального развития; учет; контроль. Планирование определяет направления и содержание социальной деятельности объекта социального аудита; учет обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления социальными процессами. Проводимая же в ходе социального аудита аналитическая работа предполагает первичную обработку социоэкономических данных, что позволяет принять необходимые решения.
Специфика социального аудита основана в основном на природе и характере объекта социального аудита - комплексе социоэкономических показателей, которые диктуют использование тех или иных методов, методик, инструментов, подходящих данному типу. При проведении социального аудита используются социологические методы исследования. Для выполнения работ, связанных со сбором, сравнением, анализом информации, используются специальные технологии, основанные на качественных и количественных методах, таких как бенч- маркинг, фокус-группы, метод Дельфи, метод ассесмент-центра, методика GAP анализа, SWOT-анализ, экспертные опросы, глубинные интервью, мозговой штурм, метод референтных групп и другие.
Все метода сбора информации при проведении социального аудита можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.
Количественные метода предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых социоэкономических показателей, характеризующих положение членов трудовых коллективов, качественные - являются преимущественно описательными.
Количественные методы сбора информации отличаются от качественных тем, что на основании полученных данных можно строить прогнозы развития событий, говорить о социальном развитии, о социальном портрете работника. Количественные методики хороши еще и тем, что позволяют использовать все возможные методики работы с данными, применять все виды анализа, в том числе, известные из математической статистики и теории вероятности. Основная задача количественных методов - дать объяснение причин изучаемого социоэкономического явления на основе измерения его параметров, установления взаимосвязи между отдельными параметрами. Основные способы анализа, применяемые при использовании количественных методов: классификация путем отождествления случаев; статистическими способами; систематизация. Данные исследования представляются в виде статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т.п Надежность результатов достигается достоверным повторением установленных связей.
Качественные данные не дадут ответов на вопросы "сколько?" и "кто?". При проведении качественных исследований невозможно использовать математический аппарат, строить корреляционные таблицы, говорить о прямой зависимости "покупки автомобиля конкретной марки" от "уровня дохода на члена семьи". Но если необходимо в сжатые сроки протестировать концепцию новой социальной программы и понять вектор социоэкономического развития - качественные методы незаменимы и позволяют решить данные вопросы. Качественные методы предназначены для получения с помощью специальных технологий так называемой глубинной информации. Их называют также интерпретационными методами, поскольку они позволяют получить информацию о мотивах поведения людей и причинах такого поведения, то есть получить ответ на вопрос: "Почему?". При использовании качественных методов нельзя применять жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверно- ста полученной информации. Основные задачи качественных методов - понять изучаемое явление, выявить общую картину этого явления; концептуализировать и интерпретировать его. По мере овладения данными формулируются исследовательские гипотезы. Основные способы анализа, применяемые при использовании качественных методов, это: описание случаев без их отождествления; обобщение выявленных оценок; воображение. Данные качественных исследований представляются в виде высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п. Надежность результатов достигается достоверным описанием случаев и выявленных мнений.
Количественные и качественные методы исследований нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению при проведении социального аудита возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы- ловушки и т.д.).
Чтобы собрать актуальные и полезные данные, необходимо понимать, как они будут использоваться в дальнейшем. Каждый метод имеет свои плюсы и минусы.
Область человеческих ресурсов описывается в основном качественными характеристиками. Поэтому для возмещения недостающей количественной информации необходимо применять методы и технику, свойственные социальным наукам. Такой подход позволяет выявить способность объекта социального аудита разрешать социальные проблемы, оказывающие непосредственное влияние на трудовую деятельность членов трудовых коллективов.
Качественные методы включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Основными методами здесь являются:
Фокус-группа (фокус-групповые дискуссии) - малая группа людей, деятельностью которой руководит социальный аудитор с целью получения информации, необходимой для проводимого социального аудита, и работа которой носит спонтанный неструктурированный характер.
Глубинные интервью - последовательное задание квалифицированным социальным аудитором респонденту группы зондирующих вопросов в целях понимания, почему члены группы ведут себя определенным образом или что они думают об определенной проблеме.
Экспертные оценки-оперативное получение информации о возможных процессах развития того или иного события, выявление сильных и слабых сторон заказчика, оценка эффективности тех или иных социальных мероприятий.
Наблюдение-метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями, ситуациями.
Метод публицистического прогнозирования.
Рассмотрим их более подробно.
Фокус-группа — групповое интервью с представителями целевой аудитории, которое проводится социальным аудитором, вступающим в качестве модератора, по заранее утвержденному гайду. Это интервью записывается на пленку. Комната для проведения фокус- групп оснащена видео- и звукозаписывающим оборудованием, а также специальным помещением для заказчика, который может присутствовать на фокус-группе и отслеживать качество собранной аудитории и ведения дискуссии.
Этот метод дает возможность получать новые идеи для развития социальной политики предприятий, отраслей, регионов.
Часто бывает так, что даже пять фокус-групп дают противоречивые результаты и не выявляют явного факта нарушений в социальной политике. В этой ситуации заказчик социального аудита может высказать неудовлетворение, поскольку он не получит однозначный ответ. Фокус-группы - это не массовый опрос и говорить на основании полученных данных о том, что 22% потенциальных потребителей будут бастовать, а 56% - не будут, нельзя.
Глубинные (углубленные) интервью - это индивидуальные беседы, проводимые социальными аудиторами по заранее разработанному сценарию. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты. Хотя социальный аудитор должен придерживаться некого общего плана интервью, порядок вопросов и их формулировки могут существенно меняться, в зависимости от того, что говорит опрашиваемый.
Глубинные интервью базируются на использовании методик, побуждающих работников объекта социального аудита к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему социального аудитора кругу вопросов. Это позволяет добраться до самых мелких деталей, выяснить все аспекты их поведения и реакций, которые могут быть важны для достижения целей социального аудита. Проведение глубинного интервью требует от социального аудитора очень высокой квалификации. Интервью проводится при личной встрече в отсутствие посторонних лиц, что предполагает и конфиденциальность полученной информации.
Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач социального аудита и особенностей самого опрашиваемого. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 человека. Беседа фиксируется на аудио или видеопленку. Запись подвергается обработке, в результате которой социальный аудитор получает текст всего интервью ("транскрипт"). На основе транскрипта социальный аудитор пишет аналитический отчет. Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов.
При проведении социального аудита индивидуальные глубинные интервью более предпочтительны, чем групповые дискуссии, если:
• тема "острая", провоцирующая высокий уровень группового давления: если опрашиваемый находится под сильным давлением социальных норм, он с легкостью может менять свою точку зрения в соответствии с мнением большинства или вообще уклоняться от высказывания своего истинного мнения (например, социальные проблемы типа продвижения по службе, уплата налогов, увольнения и пр.);
внутри одного социума существуют негласные запреты на обсуждение каких-либо проблем;
тема сложная для обсуждения и требует специфических знаний (интервью с экспертами/профессионалами);
тема затрагивает глубоко личные, интимные переживания опрашиваемых, которые не возможно обсуждать в широком кругу (например, опрос людей с различными профессиональными заболеваниями);
необходимо глубокое понимание сложных социальных ролей или нужно обратиться к биографии опрашиваемого, анализу единичного случая, чтобы выявить возможные факторы, повлиявшие на формирование его представлений.
Глубинные интервью имеют ряд преимуществ перед другими методами исследования.
полная представленность и "большинства", и "меньшинства" мнений в силу отсутствия влияния доминирующих личностей и проблем, связанных с групповыми процессами;
возможность обсуждения интимных или сугубо личных тем;
отсутствие психологического давления со стороны людей своего круга;
преодоление определенных сложностей рекрутинга;
преодоление тенденции выражать широко распространенные, социально приемлемые точки зрения;
возможность более дробной сегментации совокупности опрашиваемых по сравнению с групповыми дискуссиями.
Суть экспертного опроса заключается в том, что социальный аудитор встречается со специалистом по определенному предприятию, отрасли, региону и обсуждает ряд факторов, которые влияют на развитие различных социальных ситуаций. Интервью может быть как формальным (в этом случае заполняется специальная анкета), так и не формальным (беседа ведется социальным аудитором по списку основных тем и вопросов для обсуждения). И в том, и в другом случае беседа записывается на диктофон.
Экспертные интервью дают оценку различным социоэкономичес- ким событиям и явлениям, но не дают гарантии, что высказанный ими прогноз сбудется. Именно поэтому экспертными интервью часто дополняются кабинетные исследования. Сомнения в корректности рекрутинга (отбора экспертов) легко проверяются - любое уважающее себя агентство социального аудита предоставляет список экспертов с их должностями, названиями компаний и контактами.
В данном случае, важно знать, что список экспертов утверждается у заказчика социального аудита до проведения первого интервью.
Еще одним методом сбора первичной информации, которое представляет интерес для социальных аудиторов, является массовый опрос.
Массовый опрос - самый трудоемкий и затратный способ получения информации о рынке, потребителях, товаре, конкурентах и т.д. Но при этом, данная методика самая точная. Количественные методы (анкетирование, опрос, личное интервью и т.д.) дают возможность не только получить срез текущего состояния дел, но и построить на основе новых данных прогноз развития ситуации (определиться с целевой аудиторией, портретом потребителей, измерить потенциальный спрос на товар или услугу).
Описывая данный метод, необходимо подробно рассказать о таком документе исследования, как программа исследования. Зачастую программа не пишется, не предоставляется заказчику социального аудита и не утверждается у него. Как правило, это делается из-за нехватки времени и довольно сложного заполнения программы исследования.
В программу входят следующие пункты:
описание сложившейся ситуации на предприятии, в регионе, отрасли, которая обосновывает необходимость данного исследования;
проблема исследования - раскрывается проблема, которая существует и которую необходимо решить с помощью данного исследования;
объект исследования - кого предстоит изучить (например, работники определенной профессии, имеющие доход ниже среднего);
предмет исследования - то, что предстоит изучить (например, отношение работающих к возможностям повышения квалификации);
цель исследования - формулируется основной вопрос, на который необходимо получить ответ по результатам добытых в ходе исследования данных;
задачи исследования - конкретизация основного вопроса, его разбивка на отдельные этапы.
теоретическая интерпретация понятий - определение понятийного аппарата исследования (словарь основных терминов и понятий).
гипотезы исследования - список предположений, которые необходимо проверить с помощью данного опроса;
эмпирическая интерпретация понятий - раскрытие основных индикаторов и их разбивка на составляющие для включения данных показателей в анкету;
логическая схема анализа данных - описание основных блоков анкеты, связанных друг с другом показателей и тех параметров изучаемого процесса, которые входят в конкретный смысловой блок;
описание методики исследования - описывается метод сбора информации, выборочная модель, определяется ее численность.
Программа делает прозрачным работу социального аудитора, снимает массу вопросов заказчика социального аудита и позволяет еще на стадии разработки анкеты уточнить необходимость того или иного вопроса.
Важно иметь в виду, что некорректно составленная анкета, сколь точно не была бы набрана выборка, не даст точных результатов.
Следующим этапом, который вызывает массу вопросов и нареканий, выступает "модель выборки" - метод набора респондентов, отражающий генеральную совокупность.
Но расчет выборки и по сей день - удел профессионалов. Это сложный инструмент, который может сократить или увеличить расходы, повысить или снизить точность результатов, исправить или усугубить неточности анкеты. Здесь следует ориентироваться на то, чтобы среди опрошенных были только представители целевой аудитории.
Дальше следует самая трудоемкая для интервьюеров, собиравших анкеты, процедура - проверка. Чтобы быть уверенным в правильности ответов, социальный аудитор должен получить весь массив бумажных анкет и сам выборочно проверить несколько из них. В проверочных вопросах должны быть вопросы о поле, возрасте и два - три смысловых (важных для социального аудита) вопроса.
Обработка данных и получение результатов для написания отчета - сложная процедура и именно сейчас здесь должны присутствовать логическая схема анализа данных, которая была тщательно прописана в программе исследования.
Если логическая схема по каким-либо причинам отсутствует, необходимо получить процентные и абсолютные значения ответов на каждый из вопросов. На основании полученных данных можно определить дальнейший ход работ.
Методы экспертных оценок - это комплекс логических и мате- матико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для принятия того или иного решения. При проведении социального аудита методы экспертных оценок позволяют выявить необходимую информацию, содержащуюся в скрытом виде у специалистов, представителей трудовых коллективов, руководителей, профсоюзов, бизнес-структур.
Экспертные суждения, выраженные в количественной форме, и по своему характеру интерпретируемые как оценочные, называются экспертными оценками (коллективными или индивидуальными).
Выявление индивидуальных экспертных суждений (экспертных оценок) называется экспертным опросом, а совокупность процедур, необходимых для получения коллективных экспертных суждений, включая и экспертный опрос - экспертизой.
Обращение к экспертным методам при проведении социального аудита имеет место:
- при проведении анализа и прогнозировании социального развития предприятий, отраслей, регионов;
при проведении анализа эффективности социального развития изучаемого предприятия, отрасли, региона;
при формировании однородных групп социальных показателей, выборе базисного показателя и соответствующего эталона.
Для проведения экспертизы команда социальных аудиторов формулирует саму проблему, определяет цель и задачи экспертизы, разрабатывает процедуру экспертизы, формирует экспертную группу, проводит опрос экспертов, обрабатывает полученные оценки, анализирует их, делает выводы, дает рекомендации.
Подготовка экспертизы начинается с постановки проблемы, с определения цели ее решения, формирования перечня факторов, которые характеризуют данную проблему. Перечень факторов позволяет примерно определить число и профиль требуемых для эксперт изы специалистов, членов трудовых коллективов, руководителей и пр. Точность и надежность процедуры экспертизы в значительной степени зависит от количества факторов подвергаемых оценке. Экспертиза дает наиболее надежные результаты, если количество факторов колеблется в пределах 10.
Экспертная группа выполняет оценочные операции. При формировании группы экспертов исходят из профессиональной компетентности специалиста в данной области, его достаточной эрудированности в смежных областях, деловитости, объективности, заинтересованности в участии работы в экспертной группе.
При индивидуальном опросе требования к экспертам выше, чем при 1рупповом опросе, т.к. точность оценки исследуемых факторов существенно зависит от числа экспертов.
Существуют специальные методы оценки качества экспертов, которые можно разделить на 5 групп:
Эвристические - оценки, назначаемые человеком. Они включают в себя самооценку, взаимооценку, оценку эксперта рабочей группой.
Статистические - оценки, получаемые в результате обработки суждений экспертов об оцениваемом объекте.
Тестовые - оценки, основанные на анализе специальных испытаний экспертов
Документальные - оценки, основанные на анализе документов (документальных данных об экспертах).
Комбинированные - оценки, полученные с помощью любой совокупности перечисленных методов.
Опрос - главный этап совместной работы организаторов экспертизы и непосредственных экспертов. В зависимости от характера проблемы, ее целей организаторы экспертизы выбирают методы опроса.
Опрос бывает: а) индивидуальный; б) групповой; в) личный; г) заочный; д) устный; е) письменный.
Среди методов индивидуального опроса наиболее распространены два вида: интервьюирование и анкетирование.
Проведение экспертной оценки методом интервью требует от эксперта умения быстро давать качественные ответы на поставленные вопросы. Условно можно выделить следующие формы организации интервью: свободная беседа; "вопрос - ответ", перекрестный "допрос" (здесь участвуют несколько, чаще два, представителя команды социальных аудиторов). Интервью нередко позволяет получить такую информацию, которую трудно выявить при анкетном опросе. Но интервью обладает и недостатками. Здесь возможно сильное влияние интервьюера на ответы эксперта, мало времени на глубокое обдумывание ответов, много времени тратится на опрос всего состава экспертов.
В основе большинства экспертных методов лежит анкета (опросный лист), с помощью которой осуществляется сбор необходимой информации. Анкета - набор вопросов (факторов), каждый из которых логически связан с главной задачей экспертизы. Содержание анкеты должно быть предельно ясным для опрашиваемого. Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответа. При составлении анкет используются следующие типы вопросов:
• открытые и закрытые; вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме, т.е. ответ ничем не регламентирован; вопрос называется закрытым, если в его формулировке содержатся возможные варианты ответов (альтернатив), один из которых и должен выбрать специалист.
Одним из вариантов закрытых вопросов является вариант, в котором перечень возможных ответов исчерпывается альтернативой "да-нет". При использовании таких вопросов важно чередовать формы согласия или несогласия.
• прямые и косвенные', прямой вопрос формулируется обычно в личной форме: "Что Вы думаете о..." или "Ваше мнение по поводу..." и т.д.; косвенные вопросы ставятся в полубезраличной форме, например: "Некоторые специалисты полагают, что... А как Вы думаете?"
Сравнительную оценку предлагаемых в анкете объектов (факторов) можно осуществлять несколькими приемами. Экспертам может быть предложено, например, количественно оценить исследуемые объекты на безразмерной шкале в единицах какого-либо конкретного параметра. Иногда используются методы, в которых экспертам предлагается указать меру ценностей или различия в ценности анализируемых альтернатив путем их "взвешивания", например, по 10-балльной шкале. Иногда экспертам предлагают дать вероятностные оценки факторам.
Кроме анкет-вопросников, экспертам должна быть предложена пояснительная записка, содержащая информацию о целях экспертизы, задачах опроса, объектах экспертизы, необходимые организационные сведения и инструкцию по заполнению анкет, в которой приводятся примеры порядка и способа заполнения.
Среди методов, используемых при проведении социального аудита, также следует выделить метод наблюдения. В его основе лежит способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним. Наблюдение со стороны социальных аудиторов всегда имеет целенаправленный и четко заданный характер. Но его применение имеет ограничения, т.к. далеко не все социоэкономические явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социальный аудитор имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Например, при изучении забастовок, можно сказать, что это исследование невозможно без наблюдения за поведением потенциальных забастовщиков, их лидеров и противодействующих им руководителей предприятия. Не менее очевидно и другое - наблюдение в этом случае должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.
Наблюдение имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами. Главные из них - непосредственная связь социального аудитора с предметом, объектом или субъектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получения информации.
Наблюдение может быть "включенным" или "невключенным".
Невключенным называют наблюдение, предназначенное для фиксации актов традиционного (обычного, привычного) и открытого (нескрываемого от других) поведения. Осуществляя его, социальный аудитор обязан находиться вне изучаемого объекта, воспринимать этот объект со стороны, никоим образом не вмешиваясь в естественный ход событий, в том числе, не задавая наблюдаемым никаких вопросов. В идеале при невключенном наблюдении социальный аудитор должен стараться быть невидимкой. Поскольку этот идеал недостижим, ему надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление. Социальному аудитору противопоказана яркая одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя.
При включенном наблюдении социальный аудитор преднамеренно включается, внедряется в изучаемый объект, принимает участие в происходящих в нем процессах. Открытому варианту включенного наблюдения свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них представителей команды социальных аудиторов и имеют представление о целях их деятельности. Таким наблюдателям (социальным аудиторам) потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность.
Включенное наблюдение проводится при сохранении социальным аудитором своего инкогнито (когда наблюдаемые не знают о присутствии социального аудитора и думают, что он - один из них). Это потребует от социального аудитора проявления не только вышеназванных качеств, но и артистизма, умения реагировать одновременно на многие сигналы, запоминать их, способности не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранение нейтралитета при конфликтах между наблюдаемыми.
Включенное наблюдение имеет своей целью принести не вред, а пользу наблюдаемым, используемые в нем приемы получения информации должны отвечать нормативам научной этики. Это значит, что социальный аудитор фиксирует лишь те акты поведения (события), на регистрацию которых нацеливает его исследовательская программа. Это значит, что он не имеет права разглашать полученную информацию, использовать ее не для научных, а каких-либо других целей. Это значит, наконец, что он несет ответственность не только за качество собранной и обработанной им информации, но и за все последствия своею вмешательства в изучаемые социоэкономические явления.
В разных случаях социальные аудиторы, вступающие в качестве исследователей-наблюдателей, исполняют принципиально отличительные функции - в диапазоне от простой технической регистрации до истинно научного творчества. Успешность использования характеризуемого метода во многом зависит от того, насколько профессиональные и личностные качества социального аудитора соответствуют специфике типа наблюдения. Поэтому их подбор, подготовка и инструктирование - весьма ответственный этап реализации данного метода.
Среди качественных методов социального аудита нужно также отметить метод публицистического прогнозирования. Суть данного метода состоит в том чтобы способствовать созданию целостного представления о времени, где присутствует прошлое, настоящее и будущее. Социальный аудитор, обращаясь к данному методу, стремится предвидеть динамику развития тех или иных социоэкономических событий. Особенно часто на практике используются экспертные опросы, представляющие собой специфический вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную роль в эмпирической социологии.
Экспертом признается респондент, компетентный в социальных проблемах, непосредственно связанных с предметом исследования. Опрос таких лиц называется экспертным, а установленные в его ходе суждения респондентов о свойствах изучаемого явления - экспертными оценками.
При проведении социального аудита выявление экспертных оценок необходимо при анализе наиболее существенных аспектов социальных достиженш г, особенно в ситуациях неоднозначности их трактовок. В таких случаях программа его проведения отражается в общей программе социального аудита. Если же данный метод играет вспомогательную роль, добавляя информацию к полученной иными методами, то социальный аудитор обязан составить особую (самостоятельную) программу его реализации. Главными ее компонентами будут формулировки, четко фиксирующие: а) проблемную (дискуссионную, нерешенную наукой) ситуацию, б) терминологию экспертных оценок (путем операционализации общих понятий), в) гипотезы, выносимые на экспертизу, г) комплекс требований, на основе которых будет производиться подбор экспертов (критерии их компетентности), д) индикаторы, позволяющие измерять суждения экспертов, е) инструментарий этих замеров и первичной обработки данных, ж) правила проведения и сценарий экспертизы, т.е. процедуры согласования и интегрирования оценок экспертов.
Ряд этих обстоятельств имеет психологическое свойство. Эксперт с задатками лидера стремится к доминированию своих оценок, настаивая на них даже тогда, когда внутренне сомневается в их истинности. Большинству людей присуще смещать свои оценки в стороны нейтральной середины, а часть экспертов заинтересована в преднамеренном искажении информации. Все это, конечно, должно учитываться социальным аудитором.
Совсем другие характеристики отличают количественные методы социального аудита. К количественным методам социального аудита относятся:
полуформализованные интервью (сочетание формализованного и свободного интервью);
экспертные интервью;
фокус-групповые дискуссии;
эксперимент;
бенчмаркинг;
ассесмент-центр;
Рассмотрим некоторые из них.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт социального аудитора (интервьюера) с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо механически (на пленку).
В социальном аудите интервью-инструмент сбора информации, применяемый для получения информации для анализа рабочего процесса, выяснения суждений работников по определенным вопросам. В ходе беседы каждый последующий факт дополняет или опровергает предыдущие, раскрывает побочные факты и неожиданные взаимосвязи, влияния или ограничения.
Интервью может также проводиться с заинтересованными и вовлеченными в проблемные области стейкхолдерами (потребителями, сотрудниками, местными и федеральными чиновниками) для выяснения их ожиданий от социально ответственного поведения предприятия, региона, отрасли, национального хозяйства.
Еще одним эффективным методом изучения вопросов социального аудита является анкетирование. Его доступность определяется возможностью исследовать мнение различных категорий работающих не только в рамках отдельного предприятия, но и в рамках отрасли, региона, всей страны.
Для социального аудитора объектами наблюдения являются отдельные люди (респонденты), социальные группы, различные социо- экономические показатели.
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта социального аудитора с респондентами. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с ними с глазу на глаз. Анкетирование редко бывает сплошным, т.е. охватывающим все категории различных социальных групп на объекте социального аудита, гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной по результатам анкетирования информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом рада дополнительных соображении. Разрабатывая текст анкеты разрабатывая текст анкеты, социальным аудиторам следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, например, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.
Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в последующем анализе информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.
Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе "ловушек") не освобождает социального аудитора от логической выверенное™ последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе "от общего к частностям", при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом "от частностей к общему".
Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
Использование анкет позволяет получить большое количество фактов от большого числа людей. Такие опросы представляют собой, как правило, самостоятельное заполнение респондентом вопросников или анкет. Эти инструменты используются довольно часто, потому что интервью - дорогостоящая процедура и обычно используется только в отношении немногих работников. Опросы работников особенно результативны для оценки взаимоотношений в коллективе, мотивации к труду, эффективности деятельности руководства и системы вознаграждений и компенсаций. Кроме того, анкетные опросы обычно дают более искренние ответы, чем лицом к лицу с интервьюером.
Хорошую помощь социальным аудиторам может оказать анализ вторичных данных (контент-анализ) - сбор и анализ социоэкономической информации об объекте социального аудита из открытых источников. Этот метод является одним из эффективным методов исследования при проведении социального аудита. Слово "контент" означает содержимое (или содержание) документа. Применительно к социальному аудиту контент-анализом называется метод сбора количественных данных об изучаемых социоэкономических процессах объекта социального аудита, содержащихся в соответствующих документах. Под документом при этом понимается нефинансовая отчетность заказчика и все написанное или произнесенное по вопросам, относящимся к области социального аудита. Контент-анализу могут быть подвергнуты помимо официальных документов газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, лозунги.
Положительным моментом здесь является то, что требуются небольшие финансовые затраты на сбор необходимой информации в относительно короткий промежуток времени.
При использовании этого метода следует иметь в виду и то, что социальный аудитор способен взглянуть на проблемы объекта социального аудита со стороны, ему будут видны те характеристики и тенденции, предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства, которые они считают несущественными.
С помощью этого метода могут изучаться стереотипы сознания различных социальных групп объекта социального аудита, выявляться направленность демонстраций различных категорий сотрудников, трудовых коллективов, отличия в трактовках одного и того же социального события у разных социальных групп объекта социального аудита.
Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа социоэкономической документации. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл.
Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованное™, систематизированное™ контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. Кроме того, контент- анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет "вписать" содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. "Вписывание" документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение; б) наличествует только в нем; в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.
Эти признаки контент-анализа проявляется в следующем. Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, социальный аудитор определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению. После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято: слово, тема, идея, социальная ситуация, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории социального аудита (анализа). Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.
Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, выраженные в физических пространственных величинах, и многое другое.
Бенчмаркинг (Benchmarking, ВМ от англ. benchmark - точка отсчета) - японская технология выявления лучшей бизнес-практики с целью повышения эффективности управления собственной компанией. Сегодня ею пользуются те, кто не рассчитывает только на гениальность своих сотрудников, а стремиться изучить лучшие приемы конкурентов, успешно применить их на практике.
В социальном аудите эталонное тестирование Бенчмаркинг - это сравнительный анализ социоэкономических достижений объекта социального аудита: с результатами более успешных конкурентов в своей отрасли, в своем регионе, в стране;
с установленными нормативами в отрасли, регионе, стране;
со среднестатистическими показателями в отрасли, регионе, стране;
с минимально или максимально возможными достижениями в этой области;
с нормами Международной организации труда.
То есть, в зависимости от целей социального аудита, от того, что конкретно хотели бы достичь по его результатам заказчики социального аудита, определяется выбор эталона для сравнения. Может быть одновременное сравнение с несколькими эталонами. Например, сотрудники какой-либо категории конкретного предприятия недовольны своей заработной платой. Социальный аудитор должен выясншь объективно недовольство работников или нет? Для этого показатель "Средний размер оплаты труда" сотрудников этого предприятия, работающих в данной специальности, может быть сравним: а) со средним уровнем заработной платы в стране; б) со средним уровнем заработной платы в регионе; в) со средним уровнем заработной платы в отрасли; г) с уровнем прожиточного минимума; д) с лучшими достижениями других аналогичных предприятий и т.д. Результаты сравнения могут показать, что средний размер заработной платы конкретной категории сотрудников на конкретном предприятии гораздо ниже, чем на таком же предприятии в соседнем регионе. Следующим шагом социального аудитора является получение ответов на вопросы - "Почему?11, "За счет каких доходов?". Ясно, что для получения конкретных ответов необходимо выстроить цепочку последующих вопросов, на которые следует найти конкретный ответ.
Поскольку все социоэкономические показатели должны пройти систему бенчмаркинга, то можно утверждать, что его конечным результатом должен стать выбор оптимального способа ведения социальной политики у заказчика. Поэтому бенчмаркинг называют эталонным тестированием. Суть этой методики заключается в том, чтобы понять, за счет каких социоэкономических показателей достигается лучший конечный результат в социальной политике, какие социальные процессы у других объектов выстроены лучше, какие социальные показатели не достигли уровня, установленного в соответствующих нормативных документах объекта социального аудита.
Систематизация бенчмаркинговой информации иногда позволяет найти очень простые (но не всегда очевидные на момент подготовки) решения по изменению подхода к обеспечению выполнения социоэкономических показателей, которые быстро приводят к успеху всей деятельности объекта социального аудита (изменение состава отдельного коллектива, системы премирования, оснащенности рабочих мест и др.).
Процедуру бенчмаркинга условно можно разбить на следующие этапы.
Определение состава необходимой социоэкономической информации. При этом нужно понимать, какие факторы оказывают наибольшее влияние на снижение действенности социальной политики заказчика, какие процессы ведут к появлению этих факторов, и концентрироваться на них. Например, на критическую ситуацию в коллективе заказчика значительное влияние оказывает принятая схема работы с кадрами. Следовательно, если заказчик должен искать лучший способ управления кадрами, ему следует сосредоточиться на поиске оптимального метода управления кадрами в других отраслях или регионах, на других предприятиях своей или другой отрасли.
Выявление круга аналогичных объекту социального аудита предприятий, отраслей, регионов, с которыми имеет смысл сравнивать уровень достижения интересуемых показателей.
Сбор данных. Источники данных о других предприятиях, отраслях, регионах - их публичная отчетность, опубликованные интервью и статьи, рекламные проспекты, бывшие сотрудники и т.д.
Анализ информации. В процессе анализа информации полученные результаты корректируются и интерпретируются. Результатом этого этапа должен стать перечень различий между уровнем достижения эталонных социоэкономических показателей и показателями объекта социального аудита.
5. Применение полученных результатов на практике. Проанализировав деятельность других предприятий, отраслей или регионов, нужно выбрать такие элементы "чужих" социальных процессов, которые будут востребованы конкретным объектом социального аудита. К реализации этих элементов необходимо подключить сотрудников заказчика, предварительно объяснив им, для чего нужен такой проект.
Чтобы понять для чего нужен бенчмаркинг, нужно рассмотреть пример. На очень многих предприятиях определенного рода трудности повторяются системно. Например, постоянная текучесть кадров. Большинство предприятий борются с этим недугом по мере появления. Например, начинается разработка мотивационных программ для персонала и т.д. Однако проблема лежит намного выше. Все такого рода мероприятия направлены на борьбу с результатами работы неверной системы и продуктивнее будет поработать с самой системой. То есть изменить, например, кадровую политику предприятия в целом. Но, все просто на словах. На деле, эксперименты с маркетингом и кадровыми политиками, могут стоить очень дорого, вплоть до развала предприятия. Есть только один эффективный метод. Взять готовое работающее решение и применить его. Но где и как его взять? Так вот, то, как и где его взять и как его применить и есть бенчмаркинг.
Таким образом, можно утверждать, что бенчмаркинг в социальном аудите - это технология изучения и применения успешных комплексных бизнес-решений в области социоэкономики, которые могут применяться на любом исследуемом уровне (предприятие, отрасль, регион, национальное хозяйство).
Существует несколько видов бенчмаркинга. Например:
внутренний - сравнение работы подразделений одного предприятия или сравнение предприятий одной отрасли (предприятий одного региона);
конкурентный - сравнение конкретного предприятия (региона) с предприятиями-конкурентами (регионами) по различным социоэко- номическим параметрам;
общий-сравнение конкретного предприятия (региона) с непрямыми предприятиями-конкурентами (регионами) по выбранным со- циоэкономическим параметрам.
При проведении социального аудита следует также воспользоваться возможностями, которые дает другая функция бенчмаркинга. Долговременная стратегия выживания требует сегодня от предприятий постоянного развития и приспособления к сегодняшним и ожидаемым в будущем потребностям рынка ради сохранения своей конкурентоспособности и соответствия современным императивам - поставлять продукции больше, лучшего качества, быстрее и дешевле. Для того, чтобы побуждать своих работников к энергичным действиям и повышать уровень их мотивации, предприятие обязано:
верить в необходимость изменений;
установить, что конкретно требуется изменить;
выработать четкое понимание того, как она должна выглядеть после внедрения изменений
Бенчмаркинг способствует решению всех трех перечисленных задач. Выявляя отставание оцениваемого предприятия от конкурентов, в частности, по социоэкономическим показателям, он создает потребность в изменениях. Помогая предприятию изучить, как лидеры отрасли добиваются своих высоких результатов, бенчмаркинг позволяет понять, что требуется изменить. При этом на примере других предприятий доказывается, что вполне возможно достичь высоких результатов. Бенчмаркинг также способствует постановке перед работниками определенных целей и выработке стратегий.
Агентства социального аудита используют бенчмаркинг для поиска путей непрерывного совершенствования методов работы предприятий, отраслей, регионов, повышения их производительности, дальнейшего социоэкономического развития.
Еще одним из методов социального аудита является социологический эксперимент, который может проводиться в различных формах. Различают мысленные и натуральные эксперименты. Мысленный эксперимент - это социальная технология интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство социального аудитора в процессы, происходящие на объекте социального аудита.
Рассмотрим полевой эксперимент, который играет роль не только метода сбора информации, но и особой социальной технологии, способа сознательного регулирования социальных процессов. Проведение таких экспериментов требует от социальных аудиторов большой осторожности и повышенной ответственности. Ошибки в их организации и реализации не только снижают качество социоэкономической информации, но и вредны для практики социальной жизни, а иногда губительны для тех социоэкономических систем, естественное функционирование которых нарушено непродуманным вмешательством экспериментатора. Делать эксперимент следует не всегда, когда хочется, а лишь тогда, когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей продуман. В большинстве случаев к нему нельзя приступать без получения согласия тех людей, на которых он окажет непосредственное влияние.
В методологическом отношении социологический эксперимент базируется на kohi ;епции социального детерминизма. В соответствии с ней социальный аудитор, взявший на вооружение д анный метод, должен, прежде всего, выделить значимые детерминирующие и детерминируемые факторы изучаемого явления. Эти факторы (их называют переменными) представляют собой категории экспериментального анализа, а потому должны быть системно представлены в исследовательской программе. В системе переменных вычленяется экспериментальный фактор, иначе обозначаемый независимой переменной. Он характеризуется тремя признаками. Во-первых, экспериментальный фактор определяется социальным аудитором непроизвольно, а в полном соответствии с исследовательской программой, в том числе, гипотезой, выносимой на экспериментальную проверку. Во-вторых, независимая переменная должна быть управляемой экспериментатором (только от него должны зависеть направление и интенсивность действия этой переменной). В-третьих, направление и интенсивность ее действия должны поддаваться контролю экспериментатора и социологическим замерам.
При проведении социального аудита объектом социологического эксперимента может быть отдельная личность, любая (как в количественном, так и в качественном отношении) группа людей, предприятие, отрасль, регион. Естественно, что объект конкретного эксперимента должен соответствовать объекту того исследования, частью которого этот эксперимент выступает. Объект эксперимента конкретизируется понятиями "экспериментальная группа" и "контрольная группа". В первом случае подразумевается та группа, на которую непосредственно воздействуют независимой переменной (экспериментальным фактором). Во втором - аналогичная экспериментальной (по определенным исследователем параметрам) группа, которая не претерпевает воздействия экспериментального фактора. Сопоставление характеристик этих двух групп до и после эксперимента позволяет глубже оценить следствия экспериментального фактора и обеспечивает чистоту эксперимента, так как создает возможность для обнаружения действенности факторов, случайных для данного эксперимента.
Осмысливая экспериментальный метод, важно учесть, что конкретные определения его объекта, предмета, категорий анализа (системы переменных), экспериментальной ситуации (места, времени и других условий эксперимента) зависят от содержания общей исследовательской программы. Если эксперимент играет роль дополнительного метода при проведении социального аудита (а основным, скажем, выступает анкетирование), то наряду с общей программой исследования разрабатывается специальная программа эксперимента. При этом последняя исходит из первой, конкретизируя все компоненты ее теоретико-методологической части. Если же эксперимент используется в качестве единственного метода, что бывает крайне редко, то его программа совпадает с общей программой исследования. Чаще встречается третий вариант, когда эксперимент применяется в качестве одного из основных методов (в сочетании либо с наблюдением, либо каким-либо опросом). В таком случае, как правило, специальной программой эксперимента не делают. Вместо нее в общей исследовательской программе особо выделяется та гипотеза, которая будет проверяться экспериментальным путем, и описываются процедуры ее проверки.
Качество экспериментального метода во многом зависит от контрольных процедур, четкости регистрации переменных и их состояний, а также поддержания заданных условий эксперимента. Отсюда вытекает повышенная требовательность к инструментам его организации, проведения и обработки полученных данных.
Отличительной особенностью всех инструментов экспериментального метода, в том числе инструкции наблюдателям, является их доминирующая ориентированность на проблему обеспечения чистоты эксперимента. Основная трудность разработки документов данного метода заключена в сложности, порой невозможности пилотажа. В связи с этим возрастает значимость их апробации иными способами (консультации коллег, заимствование их опыта, мозговая атака, фокус-групповое обсуждение и т.п.).
Главным результатирующим документом характеризуемого метода здесь выступает протокол эксперимента, в котором должны быть отражены такие позиции как: наименование темы эксперимента, точное время и место его проведения, четкая формулировка проверяемой гипотезы, содержание экспериментального фактора, характеристика зависимых переменных и их индикаторов, сущностное описание экспериментальной группы, характеристика контрольной группы и принципов ее отбора, описание экспериментальной ситуации, характеристика условий эксперимента, ход эксперимента, т.е. обстановка.
Одним из методов комплексной оценки персонала является ас- сесмент-центр, основанный на использовании взаимодополняющих методик, ориентированный на оценку реальных качеств работников, их психологических и профессиональных особенностей, соответствия требованиям должностных позиций, а также выявление потенциальных возможностей специалистов.
В состав процедур ассессмент-центров можно включить: • интервью с экспертом, в ходе которого идет сбор данных о знаниях и опыте конкретного сотрудника;
психологические, профессиональные и общие тесты;
краткая презентация участника перед экспертами и другими участниками;
деловая игра; под руководством социального аудитора группа сотрудников или кандидатов разыгрывает бизнес-ситуацию по заранее подготовленному сценарию;
биографическое анкетирование;
описание профессиональных достижений;
индивидуальный анализ конкретных ситуаций (бизнес-примеров). Участнику предлагается выбрать определенную стратегию и тактику действий в предложенной ситуации;
экспертное наблюдение, по результатам которого составляются рекомендации для каждого сотрудника.
Технология ассесмент-центра - это процесс, в ходе которого социальные аудиторы ведут наблюдение за одним или несколькими кандидатами (на предприятии или вне предприятия), опираясь на поведенческие проявления, описывают их, обсуждают и дают оценку, чтобы затем определить, учитывая при этом перечень должностных обязанностей, пригодность или, напротив, непригодность кандидата для выполнения конкретного задания или должностной функции.
Необходимость проведения ассесмент-центров социальными аудиторами объясняется тем, что этот метод можно использовать для:
отбора персонала;
обучения и развития персонала;
продвижения работников;
управления карьерой и наставничества;
получения обратной реакции от сотрудников в плане мотивации.
Одним из самых трудоемких видов работ социальных аудиторов
является аналитическая работа, которая представляет собой набор применяемых аналитических инструментов и методов к показателям различных социоэкономических документов для выявления существенных связей и характеристик и преобразования данных в информацию.
В результате аналитической работы повышается обоснованность выводов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методы социального аудита» з дисципліни «Соціальний аудит»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Стандарти ISDN
Індивідуальні та інституційні інвестори
ВИКОНАННЯ БУДІВЕЛЬНО-МОНТАЖНИХ РОБІТ
Використання стільникових мереж для передачі даних
КРИТЕРІЇ ОЦІНЮВАННЯ РИНКОВИХ ПЕРСПЕКТИВ ІННОВАЦІЙНОГО ПРОДУКТУ


Категорія: Соціальний аудит | Додав: koljan (05.03.2012)
Переглядів: 4643 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП