Формирование правовой основы социального аудита в России
Первые шаги по организации аудиторской деятельности предпринимались еще в царской России и в первые годы советской власти, но из-за отсутствия необходимых условий они оказались несостоятельными. В условиях рыночной экономики, которой присущи свобода предпринимательства, равноправие существования и правовая защита различных форм собственности, остро встала проблема образования соответствующей системы финансового контроля - аудита, необходимого участникам рыночных отношений. Решать возникшую проблему пришлось органам исполнительной власти, в том числе Министерству финансов СССР, а затем Министерству финансов Российской Федерации, ответственному за организацию и проведение финансового контроля в стране. Процесс возникновения и развития нового, присущего рыночным условиям контроля и сопутствующих ему услуг, прошел несколько стадий, от стихийной до регулируемой, пока не обрел современную форму аудиторской деятельности, соответствующей международным стандартам. Организация финансового контроля как формы предпринимательской деятельности в нашей стране пропита две основные стадии. На первой стадии (1986-1993 гг.) органы исполнительной власти стремились организовать контроль на принципах хозяйственного расчета и заложить правовые основы аудита. К тому же времени относится стихийное образование аудиторских организаций и их общественных объединений. На второй стадии (1994-2008 гг.), уже на созданной правовой основе, стало осуществляться государственное регулирование аудиторской деятельности. Правовое регулирование социального аудита может осуществляться на основе общеправовых, межотраслевых и специальных принципов, отражающих наиболее значимые сущностные характеристики данного социально-правового института. Принципы социального аудита можно рассматривать как систему элементов, обеспечивающих развитие законодательства о социальном аудите на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от форм собственности. Социальный аудит может строиться на общеправовых принципах справедливости, законности, гуманизма, демократизма, федерализма, сочетании убеждения и принуждения. Межотраслевыми и специальными принципами социального аудита являются: независимость, профессионализм, конфиденциальность, государственное регулирование, информационное обеспечение. Необходимо отметить, что некоторые принципы, в первую очередь специальные (отраслевые) имеют условный характер, поэтому не могут в полной мере выполнять функции основы механизма реализации социально-экономических прав работников и служащих. Они не находят своего отражения в действующем законодательстве о соблюдении прав работников на предприятиях и в организациях. Напротив, они сами должны явиться основой для создания эффективных инструментов защиты прав и законных интересов в первую очередь граждан, занятых на производстве. В нашем случае - это социальный аудит на предприятиях и организациях. Принцип справедливости означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную значимость социального аудита в спектре многочисленных проблем укрепления законности и правопорядка на всех предприятиях и учреждениях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формирование правовой основы социального аудита в России» з дисципліни «Соціальний аудит»