ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Аудит » Соціальний аудит

Американская модель
Американская система управления на уровне хозяйствующих субъектов имеет особое значение, так как надо признать, что менеджмент как наука и искусство зародился в начале XX века в США, а Фредерик Тейлор считается общепризнанным отцом "научного управления". Но нас в первую очередь интересуют национальные особенности системы управления и прежде всего управление социально-экономическими отношениями, которые сложились под воздействием специфики американской цивилизации.
Экономический уклад и богатейший опыт знаний и навыков, приемов и методов, которые характеризуют американский стиль в управлении бизнесом, имели своим источником богатые культурные традиции, привнесенные различными культурами вследствие двух предпосылок: наплыва иммигрантов и интерактивной экономической политики экспансии. При этом американцы, с одной стороны, активно воздействовали на мировые интеграционные процессы, с другой стороны, сами были подвержены внешнему влиянию других национальных культур.
Начнем с того, что Северная Америка до образования США была переселенческой колонией. Уже одно это обстоятельство определило ряд специфических черт американской цивилизации. Европейские переселенцы отправлялись в "Новый свет" уже наслышавшись о том, что там имеются уникально благоприятные географические и природные условия: обширная территория, допускающая постоянную экспансию населения; преобладание климатических зон благоприятных для сельского хозяйства; богатство полезных ископаемых; свободный доступ к двум незамерзающим океанам, которые в то же время как бы создают серьезные препятствия для зарубежных недругов и др.
Еще более значимым для понимания специфики американской цивилизации является состав переселенцев, решивших осесть в Америке, или человеческий фактор.
Особенности становления американской нации оказали большое влияние на систему социального управления. Если в Европе проживали сформировавшиеся этнически самостоятельные нации, у которых способы организации производства были достаточно традиционны, сохранившие много черт мануфактурного производства, то США сложились не из народов, а из эмигрантов, т.е. переселенцев - представителей разных стран и наций. Принятие решения о переезде в "Новый свет" как бы способствовало селекции переселенцев: большинство этих людей изначально обладали повышенной жизнеспособностью, они надеялись только на личную удачу и готовы были идти на риск и на коренные перемены.
Европейский переселенец как правило был молодым, полным сил, энергичным человеком, которому не очень повезло на родине, и он рискнул искать свой шанс на далеком континенте. В принципе нужно было иметь много мужества, чтобы отправиться в далекое путешествие, успех которого никто не мог гарантировать, и он мог рассчитывать только на самого себя.
К особенностям американской цивилизации следует, безусловно, отнести протестантизм - индивидуалистическую этику, которая на протяжении всей американской истории является основополагающим социокультурным феноменом. Этот фактор нигде не выступал в таком чистом и всеохватывающем виде, как в США. Здесь он характерен не только как этика предпринимательского класса, а как характерная черта большинства нации. Нацеленность американцев на индивидуальный успех, врожденное желание конкурировать с другими, стать лидером в своем деле, достичь экономической независимости, высокая ответственность за свои действия - все способствует формированию особой системы управления в США.
Американский менеджмент в духовной составляющей полагается на христианскую религию протестантской конфессии. При этом он в своих доктринах сумел объединить и сочетать в себе, более того, синхронизировать философию свободы творчества, использующей веру в Иисуса Христа, и необходимость приоритетности научного знания, как главного фактора в достижении успеха экономического развития.
Протестанты, давшие начало Северным колониям, заложили основы того, что позже стало называться американской цивилизацией. Пуританский духовный тип - стержень, вокруг которого с течением времени вырастал американский характер - рациональная основа, давшая мощный толчок развитию рыночной экономики. М. Вебер писал, что мирская аскеза протестантизма отвергала непосредственное наслаждение богатством и стремилась сократить потребление, особенно когда оно превращалось в излишества. Вместе с тем она освобождала приобретательство от психологического гнета традиционной этики, разрывала оковы, ограничивавшие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и угодное богу занятие. Борясь за производительность частно-хозяйственного богатства, аскеза выступала против стремления к богатству как самоцели. В богатстве как результате профессиональной деятельности она видела Божье благословение. Повсюду, где утверждалось пуританское мироощущение, оно способствовало установлению буржуазного, рационального с экономической точки зрения образа жизни. Пуританство стояло у колыбели современного "экономического человека". В обладании милостью Божьей и Божьим благословением предприниматель мог и даже обязан был соблюдать свои деловые интересы. Более того, религиозная аскеза предоставляла в его распоряжение трезвых, добросовестных, чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривающих свою деятельность как угодную Богу цель жизни. Аскеза создавала и спокойную уверенность в том, что неравное распределение земных благ так же, как и предназначение к спасению лишь немногих - дело божественного проведения. Аскетическая литература исходит из представления, что добросовестная работа, даже при низкой ее оплате, выполняемая теми, кому жизнь не предоставила иных возможностей, является делом, чрезвычайно угодным Богу. Аскеза также объявила "призванием" стремление приобретателя к наживе. Устремленность к тому, чтобы обрести спасение в загробной жизни посредством выполнения профессиональных обязанностей в качестве своего призвания способствовала увеличению производительности труда. В протестантской этике важнейшей сферой усилий индивида мыслится сфера трудовая: успешность в той или иной (любой полезной) деятельности мыслится как свидетельство богоизбранности, и под дарованной благодатью понимается в этом контексте призвание, трактуемое как призвание к конкретному виду деятельности, и в конечном счете как профессия. Бог призывает человека к тому или иному труду, даруя ему задатки и способности, с одной стороны, и спрашивая потом, хорошо ли он ими распорядился, - с другой. Иначе говоря, профессиональное призвание понимается как Божий призыв (ср. лат. vocatus-зов и англ. vocation-профессия, нем. однокоренные ruf и beruf и др.) Мастерство и его экономическая эффективность выступают таким образом как свидетельства богоизбранности, а постоянное совершенствование в своей специальности понято как моральный долг перед Богом, ответственность за исполнение услышанного призыва. В силу этого, трудолюбие - есть с точки зрения протестантской этики, максимальная ценность ("пуританская трудовая этика"). Профессионализм нужно реализовать, адаптировать социально. В этой связи профессиональная продуктивность и деловой успех выступают свидетельством достойного выполнения долга, леность же греховна, ибо праздный "не услышал" Божьего призыва. В этой системе отсчета в протестантизме происходит реинтерприта- ция милосердия: если в католицизме призрение нищих - "людей Божьих" - богоугодно, то протестантизм видит милосердие в предоставлении возможности обучиться ремеслу и работать. Во многих протестантских странах с XVI века действовало жесткое законодательство против бродяг. Концепция призвания как богоугодности центрирует всю систему протестантских моральных добродетелей: бережливость и преумножение капитала (начиная от Лютера: получить меньшую прибыль при возможности получить большую - значит, с точки зрения протестантской этики, согрешить перед Богом), трудовое воспитание детей, прилежание, честность в исполнении трудовых обязательств и соглашений и т.п. в качестве аксиологического максимума в данной системе отсчета в протестантской этике выступают ценности социального соответствия - как в культурно-правовом (обязательность и законопослушание), так и в технологическо-произ- водственном (прилежание и трудовая, и технологическая дисциплина) - и ценности частной жизни (семья и личное совершенство).
Идея призвания, составляющая основу пуританской этики, служила в качестве субъективной предпосылки развития индивидуалистического и предпринимательского характера. Идея призвания содействовала формированию таких черт, как индивидуализм, бережливость, упорный труд и т.д. Таким образом, постепенно формировался идеал экономического человека, который открыто провозглашал принцип, согласно которому "жить в обществе - значит участвовать в рыночных отношениях и добиваться материальной выгоды". Такой подход резко контрастировал с традиционным отношением к экономической жизни, которое предписывало взаимность и перераспределение материальных благ в рамках общины. В отличие от прежнего взгляда, рассматривавшего конкуренцию в смысле приобретения одним человеком за счет другого как нарушение традиционной социальной этики, теперь отдельный индивид признавался в качестве самостоятельной экономической единицы, а его подчинение коммунальным интересам отодвигалось на второй план. Идея моральной автономии экономической жизни четко проявилась в аргументах в защиту свободной торговли как самого эффективного средства служения общественному благу, отождествляемого с экономическим ростом. В глазах жителей колоний собственность стала естественным неотчуждаемым правом человека, которой он обязан своим существованием. Потеряв собственность, человек теряет свободу, и поэтому справедлива лишь та форма власти, которая в наибольшей степени обеспечивает безопасность собственности отдельного индивида. Центральным институтом экономической системы становится рынок, а ее главным принципом - индивидуализм, свободная конкуренция и свободное предпринимательство. В трактовке ценностей трудолюбия, бережливости и трезвости ударение было перенесено с религиозных на мирские и с социальных на экономические аспекты деятельности человека. Такая экономическая система привела в процессе своего становления в действие многие индивидуальные и социальные рычаги, расширившие возможности отдельного человека и позволившие ему сделать гигантский шаг в покорении сил природы. Она содействовала утверждению самостоятельности и независимости индивида, изобретательности его ума, изворотливости, упорству в достижении цели и в то же время формированию глубокого практицизма и расчетливости, духа авантюризма.
В XIX столетии А. де Токвиль писал, что во всем мире не найдешь другой страны, где бы христианская религия сохранила большее влияние на души людей, чем Америка, и нет большего доказательства ее полезности и соответствия природе человека, чем в том, что ее влияние сильнее выражено, чем в других наиболее просвещенных и свободных нациях на земле. В Соединенных Штатах влияние религии на законы и на частности общественного мнения невелико, но она направляет поведение общин и, регулируя внутреннюю жизнь, занимаясь воспитанием нравов, регулирует также и государство.
В церковных доктринах много внимания уцеляется таким аспектам жизни, как ответственность и эффективность. Протестантская поместная церковь в США благодаря интерактивной методике взаимоотношений между пастором и верующими смогла соединить христианские догмы с текущими нуждами, делая акцент на тех местах в Святом Писании, где превозносится успешная жизнь, лидерство, процветание. Эти места нашли живой отклик и прекрасно соответствовали доктрине американской мечты.
Американскую систему социального управления и ее особенности нельзя понять без такого специфического феномена как "американская гражданственность". Население США формируется в течение уже нескольких столетий за счет мигрантов, сначала из европейских переселенцев, из бывших невольников, завезенных из Африки, позднее латиноамериканцев, а в настоящее время за счет мигрантов, прибывающих со всех концов мира. Оказавшись в США, представители самых разных этносов и рас должны были стать "настоящими американцами". Довольно быстро они в своем большинстве утрачивали свои национальные традиции, цивилизационные особенности, приобщались к окружающей "деловой атмосфере", американской поп- культуре, системе "быстрого питания" и т.п.
Большую роль в сплочении плюроэтниче ского сообщества в единую нацию играет американское государство. Известно, что государственное устройство опирается на штаты, которые не различаются между собой по национальному или этническому принципу. Первоначально в XVII веке американские колонисты, исповедующие одинаковые религиозные или политические взгляды, стремились селиться вместе: пуритане основали колонию Новая Англия, католики колонию Мэриленд (названную в честь Марии Кровавой), сторонники Елизаветы- Виргинию (девственная королева), сторонники Стюартов - Каролину, баптисты - Массачусетс, квакеры - Пенсильванию, но позднее эти различия оказались практически стертыми. Может быть, понятие "американский гражданин" обусловлено активной деятельностью государства по насаждению стереотипов в американском массовом сознании. Большинство граждан США продолжает верить в "американскую мечту", что они живут в самой свободной и демократической стране в мире, что любой человек с улицы завтра может стать миллионером. Историческими национальными героями здесь стали Г.Форд и Н. Рокфеллер. Живое современное воплощение американской мечты - это Билл Гейтс, сегодня самый богатый человек в мире.
Для многих американцев характерны чувство национальной исключительности и превосходства над всеми, и большинство американской нации продолжает твердо верить в мировое лидерство не только национальной экономики, но также демократии и культуры.
Свои особенности в американскую систему управления вносит и специфика государственного устройства. Известно, что США сформировались как федеральное государство, где штаты наделяли правами и полномочиями федеральный центр. Это во многом объясняет значительную независимость штатов от центра и в тоже время разнообразие их законодательства.
Что касается характера государства, то в США оно носит субсидиарный характер, так как берет на себя обязанности социальной защиты при чрезвычайных обстоятельствах: стихийных бедствиях, необычайно высоком уровне безработицы, эпидемиях и т.д. Помощью малоимущим в основном занимаются многочисленные благотворительные общественные организации. Надо принять во внимание, что сама американская идеология "свободного рынка" и индивидуальной ответственности за уровень личного благосостояния как бы снимала с государства ответственность за социальное положение своих граждан. Основная тяжесть социальных расходов в США и, прежде всего, связанных со здравоохранением и образованием ложится на плечи граждан, которые по своим относительно высоким доходам, как это считалось, были способны их оплатить.
Отношения между трудом и капиталом в США не обнаруживали такой степени остроты и напряженности как, например, в странах Западной Европы.
Одной из причин является то, что на американском рынке труда, как правило, спрос на наемный труд превышал его предложение и существовали достаточно благоприятные условия для занятия частным бизнесом. Уровень заработной платы до последнего времени в США был всегда значительно выше, чем в странах Европы и Японии. Можег быть, в какой-то мере и поэтому социал-демократия никогда в американской истории не имела какого-либо существенного значения.
Определенные особенности характерны и для рабочего профсоюзного движения в США. Американские профсоюзы в сравнении с европейскими менее политизированы, более конформистские по своему характеру. Многие руководители профсоюзов занимались бизнесом, а некоторые обвинялись даже в связях с гангстерскими и мафиозными структурами. В организационном отношении американские профсоюзы опираются на отраслевую структуру в отличие от европейских профцентров национального уровня или японских, в своей деятельности опирающихся на отдельную корпорацию.
Таким образом, цивилизационные основы США сыграли значительную роль в формировании американской системы управления социальными отношениями и модели социального менеджмента.
Характерные черты американского менеджмента во многом определяют особенности таких инструментов регулирования человеческих ресурсов, какими являются социальные рейтинги, отчетность, сертификации и социальный аудит.
Вероятно, ведущей чертой американского характера является индивидуализм, который как бы пронизывает всю сферу социальных отношений. Индивидуум - ячейка американского общества, атом, из которого она состоит.
В американской модели менеджмента индивидуализм проявляется в единоналичии процесса принятия решений, в индивидуальной предприимчивости в достижении лидерства, индивидуализации в оплате руководителей.
Важной чертой американского менеджмента является индивидуальный подход к работнику с целью стимулирования выполнения порученной работы с максимальной ответственностью. Отсюда важная роль отводится воспитанию и обучению работников, повышению профессионального уровня и инициативы в работе. В американском менеджменте широко используется принцип "управляющий должен знать каждого работника в лицо" для того, чтобы осуществлять выдвижение кадров по профессиональным достоинствам и инициативности. Кстати сказать, профессионализм и компетентность в США построены по принципу узкой специализации, что имеет и положительные, и отрицательные стороны. Следует отметить, что дух жертвенности (альтруизма) весьма редок у американцев: даже в действиях, направленных на пользу общества, на поверку часто обнаруживается стремление к личной выгоде. Часто в фирме поощряется конкуренция между сотрудниками (один из способов стимулирования к труду). Таким образом, ярко выраженный индивидуализм порой очень мешает американцам работать в команде.
Индивидуализм непосредственно связан с независимостью и свободой личности. Независимость и внутренняя свобода американца проявляются в искреннем уважении прав человека, свободы слова и информации, независимости СМИ. Права человека - краеугольный камень американской конституции.
Такая характерная черта американцев как законопослушание находит свое отражение и в менеджменте. Юридические и физические лица предпочитают прибегать к правовым формам защиты своих интересов. Практически у каждой фирмы в данный момент существуют десятки споров, рассматриваемых годами в различных судебных и арбитражных инстанциях. Надо также отметить, что правовые нормы обеспечили и довольно открытую систему финансовой отчетности американского бизнеса.
В современных штатах разработаны, пожалуй, самые строгие нормы раскрытия информации. В других странах, использующих англо-американскую модель управления, требования к раскрытию информации тоже высоки, однако не до такой степени как в США, где корпорации должны публиковать самую различную информацию. В годовой отчет или повестку дня ежегодного общего собрания акционеров должны быть включены следующие сведения (официальное название документа "Извещение для акционеров для получения доверенности на голосование"): финансовая информация (в США эти данные публикуются ежеквартально); данные о структуре капитала; справку о прежней деятельности назначаемых директоров (включая имена, занимаемые должности, отношения с корпорацией, владение акциями в корпорации); размеры зарплаты (вознаграждения), выплачиваемой исполнительным директорам (высшее руководство), а также сведения о выплате вознаграждения каждому из пяти наиболее высокооплачиваемых руководителей (их имена должны быть указаны); данные обо всех акционерах, владеющих свыше 5% акционерного капитала; сведения о возможном слиянии или реорганизации; предполагаемых поправках к Уставу, а также имена лиц или корпораций, приглашаемых для аудиторской проверки.
Американская фирма функционирует в социальной атмосфере, провозглашающей равноправие и демократические свободы. Но в повседневной деятельности часто это выливается в показной эголи- таризм. Внешне очень демократичным выглядит обращение по имени наемного работника к своему шефу, или когда руководитель поощрительно похлопывает своего подчиненного по плечу. Тем не менее, для американского менеджмента характерна иерархическая система управления. В американских компаниях ответственность каждого работника четко определена, и каждый руководитель несет личную ответственность за установленные показатели.
Деловитость, как характерная черта американцев, признана мировым сообществом. Эта черта проявляется прежде всего в отношении к времени. "Время - это деньги" - так определял еще Бенджамин Франклин - один из отцов американской Конституции. С тех пор время в понимании американцев линейно и состоит из прошлого, настоящего и будущего. Время - ресурс, который надо планировать и рационально использовать. Американец знает, сколько стоит час его времени. Надежность как обязательность, точность и пунктуальность в американском бизнесе - вопрос деловой репутации. Здесь это строгая норма делового поведения, вежливость и такт одновременно.
Особенности американского менталитета во многом определили характерные черты корпоративной этики и социального менеджмента. Характерные черты корпоративной этики середины прошлого века отражены, например, в выступлениях Альфреда Стоуна, который возглавлял в то время известный автомобильный концерн "Дженерал Моторс". Его этическое кредо сводилось к следующим положениям:
деятельность "Дженерал Моторс" состоит в том, чтобы делать деньги, а не автомобили;
рабочий существенно не влияет на производительность и качество продукции;
потребительские, экологические и социальные заботы мало затрагивают американскую публику;
правительство - это враг. И с ним надо бороться постоянно и беспощадно;
строгий централизованный финансовый контроль является секретом хорошего управления;
что выгодно для "Дженерал Моторс" - выгодно Америке.
Основные особенности американского менеджмента можно рассмотреть на примере заложенных в основу управления социальными отношениями такой известной фирмы как "Макдоналдс". Они выглядят примерно так:
жесткая иерархическая структура: каждый работник имеет только одного начальника;
четко прописанные должностные инструкции, начиная с того, как нужно мыть пол и заканчивая порядком приготовления гамбургеров;
контроль качества выполняемых операций на месте: концепция "делать с первого раза";
строго почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придется платить вам больше денег) - концепция "точно вовремя";
стремление создать равные условия для работников: прием пищи в одной общей комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня;
перспектива карьерного роста в компании;
поощрение конкуренции и доносительства внутри одной группы (существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех нарушениях, какие вы только заметили);
ответственность начальников за действия подчиненных.
Многие характерные черты исторической эволюции СА можно
рассмотреть на примере его становления в США. Еще в 40-х годах прошлого столетия стали регулярными социальные рейтинги американских компаний. Эти рейтинги оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, филантропию (пожертвования), волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (так называемые community based program).
Это был период Второй мировой войны, когда США, находясь в географическом удалении от военных действий, смогли увеличить, за счет сложившейся экономической конъюнктуры, объем промышлен- нош производства в два раза, а чистую прибыль корпорации в три раза. В результате США стали обладателями 2/3 промышленного производства и золотого запаса мира. Состояние западноевропейской экономики тогда было катастрофическим. Роль США в качестве поставщика сырья и товаров первой необходимости в западноевропейские страны на основе благотворительности не отвечало американским интересам. Началась программа спонсорского сотрудничества, в рамках которого началось очередное обновление технологической базы американской экономики за счет повышения отдачи от американской помощи другим странам. В июле 1947 года на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла учредили Комитет европейского экономического сотрудничества, главная задача которого сводилась к составлению подробного отчета о состоянии экономики, валютных резервов и разрушениях. На основе этих отчетов составлялись заявки на американскую помощь, а аудиторские фирмы их контролировали.
К началу 60-х годов наметился рост экономики в западноевропейских странах. Поставки оборудования из США не только укрепили базовые отрасли, но и создали предпосылки для повышения конкурентоспособности потребительских секторов европейской экономики, повороту к перспективным технологиям.
Но в тоже время международная конкуренция все больше обострялась между европейскими и американскими компаниями. Вместе с тем усиливалось общественное недовольство негативными последствиями роста производства, который все чаще сопровождался загрязнением окружающей среды, снижением безопасности производства, ухудшением качества товаров, различного рода дискриминациями. Сторонники кейнсианской доктрины основное внимание уделяли бизнесу и стимулированию предложения за счет государственной дотации и снижения налога на бизнес. Затраты американского капитала, приходящегося на одного рабочего, резко снизились. В результате этого рост совокупной факторной производительности в США оказался ниже западноевропейских стран. Ответственность за социальную несправедливость и экономическое неравенство была возложена таким образом на бизнес. Общественное мнение и его лидеры стали меньше доверять корпорациям и, как следствие, число покупателей сократилось. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это бизнес стал все чаще выступать инициатором "социально ответственного поведения".
В США таким образом социальный аудит фокусируется на том, как социально ответственное поведение компаний отражается на основных бизнес-показателях. Социальный аудит оценивает все сферы деятельности компаний и сопоставляет ее с системой ценностей, а именно: поведение компаний в вопросах бизнес-этики, внутреннюю операционную практику, систему менеджмента с ожиданиями ключевых стейкхолдеров (сотрудников, собственников, поставщиков, потребителей и местных сообществ). Такой аудит социальной ответственности выявляет несоответствие заявленных целей компании ее реальной практике, служит системой "раннего оповещения" для выявления назревающих проблем, позволяет компаниям добиваться финансовой отдачи от социально ответственного поведения.
Аудит социальной ответственности оценивает также потери от "социально безответственного" поведения компаний в отношении сотрудников, вскрывая потери, скрытые в текущих расходах, потери прибыли при страховых выплатах и штрафах. Компании, которые обращаются с сотрудниками честно, добиваются большей производительности труда, сотрудники работают там дольше, сокращаются расходы на набор, переподготовку и удержание персонала. В 1977 году Конгрессом США был принят закон о реинвестициях бизнеса в местные сообщества, который и по сей день остается основным инструментом социального поощрения на местном уровне, однако реально он заработал к середине 80-х годов.
Примерно к 80-м годам распространенной формой СА становятся не только рейтинги, но и социальная отчетность (social reporting). Компании отчитываются перед значимыми для них внешними стейк- холдерами. Для компаний это прежде всего акционеры, инвесторы, клиенты, а также органы власти, СМИ и общественное мнение в целом. Компании отчитываются в надежде заработать очки в отношениях с властью и с партнерами, конкурентами и обществом в целом.
Социальная отчетность в общепринятом понимании касается всего спектра влияния компании на общество: от контроля за качеством продукта, до социального пакета для сотрудников. Социальные отчеты как описание того, что сама компания считает социальным, могут предоставляться, во-первых, в свободной форме (брошюры, буклеты, раздел в годовом отчете и т.п.). Другой вариант - более формализованный комплексный отчет по принципу triple battom line (в примерном переводе - тройной итог). Такой вариант оценки фокусируется на добавленной социальной стоимости (added social value), произведенной компанией в экономической, социальной и экологической сфере.
Компании часто жаловались, что методология социального аудита слишком расплывчата и не дает количественных оценок. Чтобы преодолеть этот недостаток, появилась необходимость разработки социальных стандартов и перехода к социальной стандартизации. В этих целях были созданы новые методики. Одна из них разработана компанией SmithOBrien (US).
Методика SmithOBrien представляет собой интегрированную систему аудита корпоративной устойчивости Corporate Responsibility Aydit (аудит корпоративной ответственности, CRA). CRA комплексно оценивает деятельность компаний по пяти основным экономическим и социальным показателям:
системы менеджмента качества;
энергосбережение и охрана окружающей среды;
отношения с персоналом;
трудовые отношения и права человека;
отношения с местным сообществом.
CRA оценивает основные показатели компании по отношению к системе ценностей компании, этике бизнес-поведения, внутренней операционной практике, системе менеджмента и ожиданиям ключевых стейкхолдеров ( собственников, сотрудников, клиентов, поставщиков и местных сообществ). Кроме того, система дает компаниям возможность увеличивать репутационный капитал, повышать прибыльность, эффективность и производительность труда, проводит количественный анализ стратегического и финансового эффекта от активной и ответственной практики бизнеса с учетом интересов всех стейкхолдеров. Эта методика интегрирована во все основные международные системы рейтингов социальной ответственности бизнеса.
CRA оценивает скрытую стоимость социально безответственного поведения компаний, включающего в себя чрезмерные затраты на утилизацию отходов, затрат на набор, удержание и увольнение персонала, завоевание новых клиентов, поддержание качества продукции и производительности труда.
Дополнением к системе аудита корпоративной ответственности является Econometric Impact Index (Индекс эконометрического эффекта), разработанный все той же SmithOBrien. Эта методология позволяет оценивать суммарный эффект, который компания оказывает на местные сообщества, где она оперирует. Эта система применима как для самих компаний, так и для органов местной власти, озабоченных оценкой на местные сообщества.
Таким образом историческая эволюция СА в США свидетельствует о многообразии его форм и определенной закономерности их развития. Аудиторское обследование начиналось с наиболее простой его формы - социального рейтинга. Затем произошел переход к социальной отчетности. Еще позже социальная отчетность стала опираться на социальные стандарты.
При всем многообразии форм СА он тем не менее обусловлен ростом корпоративной социальной ответственности.
Основной особенностью американской модели социальной ответственности является слабое государственное регулирование этой сферы.
Правительство, заинтересованное в усилении системы социального обеспечения, перекладывает решение части социальных проблем на местный уровень, на некоммерческий сектор и бизнес. Местная власть, лишившись поддержки на государственном уровне, вынуждена искать союз с бизнесом для решения социальных проблем, поэтому социально-ответственное поведение компаний воспринимается в США практически как категорический императив. Основные характеристики американской модели корпоративной социальной ответственности:
Узко-сфокусированная (narrow focused). Благотворительная деятельность корпорации ориентируется на определенную сферу: молодежь, образование, экология и т.д.
"Деловая" (business oriented). Социальная ответственность используется для укрепления имиджа, лояльности сотрудников, укреплением связей с потребителями и внутри коллектива. Социальные программы разрабатываются и осуществляются совместными усилиями подразделений корпорации, связанных с маркетингом, человеческими ресурсами, продажами, внешними связями.
Ориентированная на местное сообщество (community oriented). Направленна на укрепление статуса компании в территориальной общине, где она действует.
Партнерская (partnership forming) с другими компаниями, "чужими" акционерами, некоммерческими организациями, лидерами местного сообщества, местным правительством.
"Экономная" (Cost Effective), ожидающая измеримую отдачу от каждого вложения, в том числе за счет контроля за деятельностью некоммерческих организаций, получающих помощь.
Комплексная (integrative). В разработке и осуществлении социальных программ взаимодействуют разные отделы корпорации, сами программы становятся "сквозными" и затрагивают все сферы деятельности фирмы. Проводя социально-ориентированную экономическую политику в своей территориальной общине, корпорация использует комбинацию различных форм социальной вовлеченности.
Волонтерская (volonteering). Поощряет волонтерскую активность сотрудников, включая первых лиц, связанную в частности с перечислением собственных средств на благотворительные программы. Возможно использование личного и/или рабочего времени сотрудников на осуществление волонтерских проектов.
Цивилизационные и исторические особенности, специфика государственного устройства, система социальных отношений и менталитета - все это во многом определило характерные черты американской модели СА.
Безусловно, можно констатировать, что СА становится объективной необходимостью на этапе достаточной зрелости рыночных отношений. И не случайно, что СА как теория и практика появились именно в США - в ведущем центре современного мирового развития.
Протестантская этика, экономический рационализм до сих пор пронизывают всю систему социальных отношений, в том числе и СА.
Но такое новое явление как растущая корпоративная социальная ответственность, безусловно, является концептуальной основой СА и привела к его развитию: сначала в форме социальных рейтингов, затем - социальной отчетности и наконец, социальной сертификации, т.е. к СА, опирающемуся на социальные стандарты.
Современное развитие СА обусловлено двумя группами факторов. Первая из них определяется стремлением использовать СА в целях получения экономической выгоды. Эта особенность придает американской модели СА сугубо прагматический характер.
Действительно, социальный аудит и социально ответственная практика позволяют компаниям экономить деньги и создавать новые возможности увеличения прибыли. Наблюдения показывают, что компании, прошедшие социальный аудит, окупили его стоимость в 6-12 раз за период от шести месяцев до трех лет.
Прежде всего СА улучшает имидж фирмы. "Хорошая" репутация дает компаниям конкурентоспособное преимущество, особенно когда другие конкурентные факторы подобно качеству продукта или услуги и цены равны. Практика также показала, что социальный аудит - инструмент, который помогает менеджерам лучше понять и прогнозировать потребности стейкхолдеров. Этот инструмент обеспечивает существенную информацию об интересах, потребностях и ожиданиях стейкхолдеров, облегчая взаимозависимость, которая существует между бизнесом и его стейкхолдерами, поощряя взаимность, то есть обеспечивает двустороннее развитие.
Социальный аудит способен придать большую эффективность менеджменту. Он интегрируется с существующими системами управления, и благодаря этому менеджеры, ответственные за ежедневное принятие решений, могут более эффективно управлять инновациями и реинженирингом. СА используется как технология контроля стратегических целей компании. В процессе СА стратегия компании становится более осознаваемой и выявляются рассогласования тактики и стратегии.
Вторая группа факторов связана с общественным давлением на корпорации. Общество заинтересовано в повышении прозрачности деятельности корпорации. СА, предпринятый добровольно или в результате внешнего заказа, предполагает более высокий уровень точности оценок и информации, получаемых в ходе аудита. Внешне осуществляемый СА может повышать доверие к компании, устраняя циничные заявления о том, что "СА - не более, чем заказной пиар". Тем самым СА повышает доверие общества к аудируемой организации, которая демонстрирует идентичность своих рыночных позиций с той миссией, ценностями, которые компания установила для себя в качестве корпоративных.
Наконец, у американской модели СА есть еще одно важное обстоятельство. Это отношения между государством и корпорациями с точки зрения их социальной ответственности. США, как государство субсидиарное, снимает с себя основную часть социальных расходов, перекладывая их на плечи корпораций и просто граждан. Уже одно это обстоятельство значительно повышает социальную ответственность частного бизнеса. А так как социальный аудит основан в США на социальной ответственности, то он и ограничен в основном корпоративными рамками. Иными словами, СА практикуется на микроуровне отдельной» хозяйствующего субъекта и не используется на макроуровне.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Американская модель» з дисципліни «Соціальний аудит»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Вартість власного капіталу
Аудит виходу продукції рослинництва
Теорія оптимізації портфеля інвестицій
ПАСИВНІ ОПЕРАЦІЇ БАНКІВ
Аудит витрат на виробництво продукції тваринництва


Категорія: Соціальний аудит | Додав: koljan (05.03.2012)
Переглядів: 2957 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП