Понятие "гудит" происходит от латинского "audio", что означает "слышать", "слушать". Дело в том, что большая часть населения и в том числе городских жителей не умела ни читать, ни писать. Поэтому решения властей объявляли громким голосом перед толпой слушателей (аудиторией). Ещё в античном мире по мере налаживания государственно-хозяйственной деятельности власти вынуждены были заниматься учетом доходов и расходов, сбором налогов. Выполняя эту функцию контроля, государственные чиновники как бы осуществляли процедуру прослушивания больного для установления диагноза. Историки утверждают, что ещё в Древнем Египте (около 2600 г. до н.э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля. Государственная система учета династии Чжоу (1122-256 гг. до н.э.) в Китае включала тщательно разработанный бюджет и аудит всех правительственных департаментов. В Афинах в V веке до н.э. народное Собрание контролировало доходы и расходы государства, а его финансовая система включала правитель- стпенных аудиторов, которые проверяли отчетные документы всех должностных лиц по истечении их полномочий. В Римской республике государственные финансы находились под контроле л Сената, а государственны:! бюджет проверялся штатом аудиторов под наблюдением казначея. Лука Пачоли (1445-1517 гг.), автор "Трактата о счс- тах и записях" (1494 г.)-первой книги, посвященной бухгалтерскому учету, заложившей основы теории в этой области - особо подчеркивает необходимость контроля прохождения денежных средств и финансовых документов. Можно утверждать, что элементы финансового аудита возникли в европейских странах ещё в средние века, когда учетные книги стали фигурировать в качестве вещественного доказательства в суде. С XXI века во многих странах был введен правовой контроль учетных книг и стал использоваться термин "аудитор" для обозначения людей, которые занимаются проверкой учетных записей. В англоязычных странах самые древние из дошедших до нас учетных документов и упоминаний об аудите - это архив Казначейства Англии и Шотландии, датируемый 1130 годом. В ряде документов XIII века встречаются упоминания об аудиторах и аудите в Италии, а французское сочинение об управлении имуществом, написанное в том же столетии, рекомендовало ежегодно проводить аудит счетов. Лондонское Сити подвергалось аудиту уже в 1200-е годы, а в начале XIV столетия в числе выборных должностных лиц значились и аудиторы. Большинство исследователей считают, что Великобритания является родиной финансового аудита. В старину в Великобритании проводился аудит двух типов. В городах аудит осуществлялся публично, в присутствии должностных лиц и граждан, и заключался в слушании аудиторских отчетов, которые читал вслух казначей. Вторым типом аудита была детальная проверка счетов уплат управляющих финансами крупных поместий с последующей "аудиторской декларацией", т.е. устным отчетом перед владельцем и советом управляющих данного поместья. Обычно аудитор является членом совета и, следовательно, был предтечей современного внутреннего аудита. Оба типа аудита были направлены на обеспечение подотчетности государственных и частных должностных лиц, распоряжающихся вверенными им средствами. Экономические перемены в период 1600-1800 гг., которые характеризовались ростом городов, возникновением крупных фабрик, расширением торговли вызвали появление новых подходов к учету. Аудит начал превращаться из процесса слушания в подробный анализ документации и исследование подтверждающих свидетельств. В конце XVII века в Шотландии был принят первый закон о запрете определенным должностным лицам служить в качестве городского аудитора. Тем самым в западном мире было введено современное понятие независимости аудитора. Несмотря на такой прогресс в аудиторской практике, лишь во второй половине XIX столетия профессиональный аудитор стал важной составной частью делового мира. В 1844 году Англия принимает пакет законов о компаниях, предписывающих акционерным обществам поручать независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских ю гиг и счетов компаний с последующим отчетом перед акционерами. Возникновение аудита, таким образом, связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением хозяйствующей организацией, и тех, кто вкладывает деньги в её деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Своё юридическое начало история финансового аудита берет в 1853 году, когда в столице Шотландии Эдинбурге был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов. В США практика аудита была основана специалистами, получившими образование и прошедшими практическую школу в Великобритании. В 1887 году была образована Ассоциация аудиторов Америки, а в 1896 году в штате Нью-Йорк аудиторская деятельность была регламентирована законодательно. В частности, уже тогда должность аудитора мог занимать только дипломированный бухгалтер, сдавший экзамен по специальности в Нью-Йоркском университете и получивший специальную лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью. К 1908 году Ассоциация аудиторов Америки насчитывала свыше 340 членов из 25 штатов. В настоящее время в США зарегистрировано свыше 100000 независимых дипломированных бухгалтеров-аудиторов. Аналогами термина "аудитор" за рубежом являются "присяжный бухгалтер" (США), "бухгалтер-эксперт", "комиссар по счетам" (Франция), "контролер" (Германия). Свою историю аудита имеет и Россия. К XVI-XVII вв. в стране сложилась определенная система государственного и частного учета денежных и материальных расходов. Основу государственного учета составляли инвентаризационные описи, выступавшие в виде дозорных книг. В начале каждого года (год начинался с 1 сентября) или в конце текущего года под руководством опытных дьяков составлялись окладные книги. Каждый приказ ведал сбором налогов и вел окладную книгу на ту область государства, которая закреплялась за данным приказом, для покрытия его расходов. Все записи в окладных, приходно-расходных книгах велись по городам, входившим в состав приказной области. В начале года каждому городу вписывались недоимки прошлых лет с указанием видов недоимок. Текущие записи выполнялись на основании первичных документов, причем по каждому городу учет велся по видам поступлений, их было 127. Сохранившиеся документы Поместного приказа показывают, что для записи расходных операций уже требовался оправдательный документ (выписка или роспись) или приказ начальствующего лица, причем каждый оправдательный документ должен был иметь резолюцию дьяка, в ведении которого находилось дело, а в тексте резолюции прописью проставлялась сумма, подлежащая выдаче. Записи в учете выполнялись в ряде книг, содержание каждой записи включало: 1) дату (месяц, число, иногда год); 2) текст (наименование поставщика или контрагента, количество и качество поступивших предметов, цена за единицу, сумма); 3) отметку о характере купленного предмета (назначение предмета, когда была произведена покупка, кто покупал, кто составлял расходную смету); 4) расписку о получении денег; 5) отметку об употреблении приобретенных предметов. При Алексее Михайловиче был создан специальный Приказ счетных дел. Его сотрудники систематически проводили ревизии счетных книг различных ведомств, проверяли выполнение ассигнований, выделенных под отчет послам, воеводам и другим должностным лицам, изымали в бюджет неиспользованные приказами денежные средства. Для проведения ревизии в других городах вызывали в Москву в Приказ целовальников с учетными книгами и оправдательными документами (очевидно, "бухгалтеров-ревизоров" было мало, поэтому вместо того, чтобы людей посылать к документам, документы везли в Приказ). Достаточно развитый учёт сложился в Монастырских хозяйствах. Здесь существовал сложный порядок распределения хозяйственных обязанностей: управляющим был келарь, ему подчинялись казначей (ответственный за денежные суммы) и старцы (ответственные за разовые работы или отдельные виды материальных средств); кроме того, в отделениях монастырей - пустынях - выделялись приказчики (завхозы) и строители (ревизоры). Материально ответственными лицами должны были служить выборные целовальники. Интересный материал о распределении обязанностей в монастыре находим в Уставной грамоте строителя Киево-Печерской пустыни (1701 г.). В ней предусматривались: 1) инвентаризация и взыскание недостачи с предыдущего строителя; 2) материальная ответственность за все ценности распределяется солидарно с казначеем; 3) казначей хранит ключи от складов, а строитель опечатывает склады; 4) для денежных доходов открывается специальная книга, заполняемая строителем или казначеем, в каждой статье оговариваются источники поступления и дата; после каждой статьи надо "прикладывать руки", такая же книга открывалась на расход; 5) учёт муки также должен вестись в двух отдельных книгах для прихода и расхода; 6) то же относительно одежды и прочего инвентаря; 7) заполненные за год книги должны быть присланы архиепископу, ведения об урожае записывались в ужимные и умолотные книги, которые велись земскими или церковными дьячками. Возникновение аудита в России можно связать с указом Петра I, а звание "аудитор" было по примеру Полыни введено в 1716 году. В воинском уставе и табели о рангах аудиторы были причислены к воинским чинам и до введения военно-судебной реформы 1867 года образовывали собой высшие ревизионные военные суды в России. При Петре I организация учета была пересмотрена в связи с административными реформами, проведенными в государстве, издано множество различных законодательных актов и инструкций, многие из которых были, очевидно, заимствованы из западной, прежде всего шведской, практики. Эта перестройка преследовала две цели: 1) усиление контроля за сохранностью собственности и 2) увеличение доходов казны. Промышленный учёт в петровской России имел определенные достижения. На предприятиях впервые были обеспечены: сплошное документирование всех фактов хозяйственной жизни; регулярность проведения инвентаризаций и составления отчётности; более совершенная методика исчисления затрат; применение линейной записи в учете; аналитичность информации, необходимой для управления отдельными структурными подразделениями предприятия. Во второй половине XIX века слово "аудитор" в России стало исчезать. Но примерно в это же время экономические преобразования, происходившие в ряде стран, и, в первую очередь, в Великобритании, вложили в него новое содержание. С этого времени менялись лишь некоторые подходы к трактовке данного термина, но общее его понятие оставалось неизменным. В настоящее время существуют различные трактовки определения аудита. Одним из распространенных определений финансового аудита может быть следующим: "Аудит - специализированная форма финансового контроля за деятельностью предприятий, фирм, организаций в форме независимой ревизии бухгалтерской отчетности, проводимых по желанию клиента". Можно привести и некоторые другие, более развитые определения финансового аудита и понятий, связанных с ним. "Аудит - это предпринимательская деятельность, предусматривающая независимость аудитора и добровольность его выбора клиентом, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним. Аудит выступает как услуга, которую оплачивает клиент и которая выполняется на основе гражданского права и хозяйственных договоров. Она направлена на улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), а также на оказание консультационной помощи клиенту". Выдавая официальное аудиторское заключение, аудитор в первую очередь призван укрепить доверие к отчетности со стороны пользователей. После проведения работ аудиторы обязаны сообщать свои выводы клиентам. Они должны быть предельно ясными, чтобы при их использовании можно было достичь максимального экономического эффекта. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании её данных дать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Со временем аудиторское обследование стало не ограничиваться только финансовой сферой. Появились такие разновидности аудита как аудит качества, аудит управления персоналом, аудит природных ресурсов и многих других. Принципиально новым в современном рыночном хозяйстве стала появление и развитие социального аудита. Однако прежде чем перейти к более подробному рассмотрению аудиторского обследования в сфере социальных отношений, было бы целесообразно сделать краткие выводы относительно финансового аудита, так как многие его характерные черты значительно повлияли на формирование и социального аудита. В этой связи следует выделить следующие аспекты финансового аудита: Финансовый аудит превратился в важный элемент механизма рыночного хозяйства в период становления и развития индустриального общества, когда финансовый капитал стал играть роль решающего фактора производства; Практика аудита сформировала определенную процедуру и правила аудиторского обследования. Его целью является установление объективного диагноза деятельности предприятия, путем сравнительного анализа "Что есть?" и "Что должно быть?"; Финансовый аудит заложил основы универсальной процедуры аудиторского обследования: она начинается с необходимого подготовительного этапа, затем наступает этап непосредственного обследования, который завершается разработкой и принятием заключительного документа; Естественно, что при проведении аудиторского обследования необходимо опираться на определенные критерии, которые играют роль ориентиров. Такими индикаторами стали стандарты, разрабатываемые самими предпринимателями, а также государственными органами или международными организациями; Практика показала, что аудит относится к услугам, требующим высокой квалификации и, естественно, соответствующей ей оплаты; Аудиторское обследование осуществляется специально подготовленными аудиторами, которые должны быть высококвалифицированными экспертами, честными, объективными и независимыми от заказчиков аудита; Основные заказчики аудиторского обследования преследуют неодинаковые цели: Частный бизнес стремится его использовать для повышения эффективности своей деятельности и рейтинга в глазах клиентуры; Государственная власть и общественность видят в аудите инструмент контроля за деятельностью частного бизнеса; Эффективная система аудита предполагает и прочную правовую основу в форме национальных законодательных актов или международных соглашений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гносеологические корни аудита» з дисципліни «Соціальний аудит»