Такой подход предполагает уже полипарадигмальное понимание предмета психологии через конкретный феноменологический анализ основных ее школ. На этой основе уже можно не проецировать на психологию хронический кризис в контексте одной психологической школы или парадигмы, а понять драматическую их преемственность. Тогда развитие научного знания в истории может выглядеть как экспоненциальная в системе координат «релевантность - динамичность». На этой экспоненте располагаются как минимум 8 научных парадигм и школ: - Биопсихология (психофизиология, психосоматика, телесно-ориентированная психотерапия, биоэнергетика, биологическая обратная связь в саморегуляции, аутогенная тренировка и т.п.). Концентрируясь на минимальном психологическом феномене-моменте «психосоматического соответствия», это направление разрабатывает наиболее дифференцированные представления об интерпсихической реальности. Но сама эта реальность непосредственно связана и, видимо, производна от элементарной психосоматической коммуникабельности человека. С чего это начинается? Или с коммуникативного поля эмоционального психосоматического контакта «мать - младенец», или с коммуникативного континуума «обладание сексуальным партнером - самообладание» (или наоборот)? Это проблема «курица - яйцо» и вечная психофизиологическая проблема психологии. В любом случае речь идет об элементарной «точечной» коммуникации, проявляющейся уже в перинатальный период. Далее я должен быть более кратким, применяя тот же принцип анализа. Поведенческая (когнитивно-бихевиоральная психология) - уже делает акцент на экстрапсихическом поле ситуации и анализирует организацию психических процессов в масштабе сложного поведения. Можно представить и описать этот уровень душевной жизни как производный от ситуативной коммуникабельности индивида к определенным мотива-ционно значимым аспектам окружения. Динамическая психология (психоанализ) - на основе открытия бессознательной способности и склонности индивидуума к активной проекции душевных переживаний выходит за пределы наличной (S-R) ситуации. Здесь аналогично можно говорить о производности психодинамических процессов от проективной коммуникабельности индивидуума, которая задает значительно более масштабное коммуникативное поле «переносов и контрпереносов» по сравнению с поведенческой парадигмой. Не случайно современные психоаналитики все больше ориентируются на коммуникативный подход. Гештальтпсихология - интегрируя все ігоедьідущие представления о душевной активности, идет дальше на основе понимания универсальной гармонии гештальта и открытия «психологического поля» как еще более масштабной реальности душевной жизни человека. Здесь также можно предполагать действие особого фактора «гармоничной коммуникабельности», чувствительной к диссонансам и консонансам в коммуникативных отношениях. Если первые 4 парадигмы относятся к классической, «телесноцен-трированной» или микро-психологии, то следующие 4 парадигмы характеризуют современную, «культуроцентрированную» макро-психологию, поскольку источник душевной жизни осмысливается не столько через организм, сколько через культуру социума. Социальная психология (символический интеракционизм) - представляет человека как субъекта интериоризациии и экстериоризации множества формальных и неформальных социальных, символических ролей. Здесь уже очевидно, что таким образом организованная душевная жизнь социального субъекта является прямым следствием сформированной в культуре системы конвенциальной коммуникации. Гуманистическая психология - возможно, впервые рельефно обозначившая нередуктивное полноценное представление о самоактуализирующейся личности, прямо базируется на особых свойствах человеческой коммуникации - эмпатии, децентрации, самораскрытии. Важно подчеркнуть, что такая собственно межличностная коммуникация выходит за рамки конвенциально-ролевой коммуникации, представленной в предыдущей парадигме. Экзистенциальная психология - преодолевает границы самоактуализации личности через открытие феноменов аутентичной самотранс-ценденции, что непосредственно связывается со способностью человека к собственно «экзистенциальной коммуникации» (К. Ясперс). Она рождает возможность свободного самоопределяющегося бытия человека в ситуации соприсутствия. Трансперсональная психология - через открытие спектра альтернативных состояний сознания (АСС) ставит проблему преодоления человеком собственного личностного Эго и выход к «космическому сознанию» на основе трансперсональной коммуникации, управляющей динамикой движения в спектре АСС. Практика коммуникации этого уровня через динамику АСС удивительным образом возвращает человека к его телесности в новом качестве - одухотворенной телесности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Транскоммуникативный универсум психологических парадигм» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»