ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Самоствердження підлітка

Поведенческая психология: самоутверждение как умение
61
которое не всегда соответствует истинному предназначению челове-
ка. Если они совпадают (статус и предназначение), то дорога к само-
актуализации может быть открыта, если нет, то возможны серьезные
препятствия на пути достижения внутреннего ощущения собствен-
ной компетентности. «Теологические дискуссии о гордости и горды-
не, многочисленные теории глубинной диссоциации (или несоответс-
твия собственной природе), выдержанные в духе философии Фром-
ма, роджерсовские исследования «Я», работы таких эссеистов, как
Эйн Рэнд… способствуют все более глубокому пониманию опасных
последствий нереалистической самооценки — самооценки, построен-
ной только на основании суждений окружающих и утратившей связь
с реальными способностями, знаниями и умениями человека. Можно
сказать, что самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, ког-
да она вырастает из заслуженного уважения, а не из лести окружаю-
щих, не из факта известности или славы» (Маслоу, 2001, с. 89).
Удовлетворение потребности в признании, по Маслоу, последний
шаг к потребности в самоактуализации. Видимо именно так и надо
понимать степень сходства между различными «само»: самоутвержде-
нием, самореализацией, самоуважением, самоактуализацией и проч.
Вклад гуманистической психологии в развитие идеи самоутверж-
дения личности состоит в том, что они расширили систему методоло-
гических принципов, рассматривая личность как субъекта собствен-
ной жизни, способную к самореализации и саморазвитию, раскрытию
своей истинной природы. Особенность гуманистических психологов
заключалась в придании положительного статуса искомой пробле-
ме, в понимании самоутверждения как одной из базовых личностных
потребностей, как основы самоактуализации личности. Потребность
в признании получила разную трактовку в зависимости от уровня са-
моуважения, ценности и значимости личности.
2.4. Поведенческая психология: самоутверждение как умение
Ранее был отмечен ряд недостатков теории самоутверждения
К. Левина — недостатков, знать которые необходимо не только из-за
них самих, но и из-за тенденций в дальнейшем исследовании пробле-
мы, которые были обусловлены ими. К сказанному выше можно доба-
вить, что левиновская школа, а особенно инициированные ею направ-
ления дальнейших поисков страдали известным эмпиризмом. Так что
далеко не на пустом месте в последние два десятилетия наметился до-
вольно стойкий интерес к эмпирическому исследованию ситуацион-
ных характеристик самоутверждения. Его теоретической основой ста-
ли бихевиористические взгляды на социальные умения (social skills) 62
(например, Research and Practice in Social Skills Training, 1979; Edel-
stein, Eisler, 1976; McFall, Twentyman, 1973) и управление впечатлени-
ем. При различии конкретных программ обозначилось, однако, общее
направление в исследованиях социального умения, связанное с вы-
делением его основных компонентов (т.е. с тем, что обычно принято
обозначать как субстанциональный анализ) и разработкой соответс-
твующих тренинговых процедур (т.е. с функциональным анализом).
Эти способы подхода к объекту (особенно субстанциональный)
сравнительно просты и поверхностны. В принципе, конечно, они мо-
гут сочетаться с теми подходами, которые предполагают проникно-
вение во внутренние структуры и глубинные сущностные характе-
ристики изучаемого предмета. Однако это не обязательно. Сами по
себе, автономно, субстанциональный и функциональный подходы,
как правило, используются на ранних стадиях исследования объекта.
Это вполне согласуется с тем, о чем мы сейчас говорим. Известно, что
любая форма бихевиоризма основана на соблюдении «золотого пра-
вила» — оценивать и корректировать только то, что поддается наблю-
дению, и игнорировать такие феномены, как намерения, желания, мо-
тивы, Я-концепция и т.д. В соответствии с этим общим положением
бихевиоризма и интеракционизма и были выделены основные компо-
ненты социального умения, в частности, умения управлять взглядом,
тембром голоса, жестикуляцией и др. Правда, в целом социально зре-
лое поведение приходилось описывать более сложными категориями,
такими как «социальная компетентность» (social competence), «эмпа-
тия» (empathy) и «умение вести разговор» (conversational skill).
В этих исследованиях, помимо основных составляющих социаль-
ного умения, анализируется и процесс овладения умением, который
предполагает «способность индивида организовывать поведение в
соответствии с правилами и целями, а также социальной обратной
связью» (Trower, 1980). По мнению ряда авторов, процесс овладения
умением протекает при сознательном контроле условий ситуации, при
наличии внешней обратной связи и внутренних критериев, объекти-
вированных в желаемой цели субъекта. В особый конструкт — «self-
monitoring» — было выделено умение хорошо адаптироваться к ситуа-
ции и действовать в соответствии с ее условиями и социальной ролью
(Snyder, 1974). Оно описывается как способность быть готовым «к вы-
ражению и презентации себя другим людям… и использованию этого
знания в качестве направляющего, обеспечивающего контроль за сво-
им поведением и управление им» (Snyder, 1974, c. 528). Подобная спо-
собность свойственна людям, склонным варьировать свое поведение
от ситуации к ситуации. Обычно «self-monitoring» анализируется в бо-
лее общем контексте — в рамках проблемы управления впечатлением, 63
т.е. вопроса о способности презентировать себя (свои цели) в наиболее
выгодном свете с целью достижения оптимальных результатов.
Интеракционистский взгляд на межличностное общение и само-
регуляцию (одним из механизмов которой является самоутвержде-
ние) сознательно ограничивается «объективными», а точнее сказать,
внешними показателями; самыми «субъективными», личностными из
них оказываются цель субъекта и уверенность в ее достижении.
Феномен уверенности в себе (assertion) в данном случае играет
роль своеобразного аналога феномена самоутверждения, хотя, ко-
нечно, сами исходные принципы бихевиористической психологии не
дают ей возможности сколько-нибудь глубоко проникнуть в суть это-
го сложного и фундаментального человеческого явления.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что этот интерес к проблеме само-
утверждения в бихевиоризме вырос не из логики теоретических раз-
работок проблемы (как это в значительной степени было у Левина)
и даже не из ее эмпирического исследования, а из запросов психоте-
рапевтической практики (как это в значительной степени было у Ад-
лера). Создается впечатление, что в интересующем нас отношении ло-
гика психологического анализа напоминает если не круг, то спираль.
Следуя своей принципиальной установке не касаться высоких (и, по-
видимому, глубоких) материй, бихевиористы не интересовались причи-
нами неуверенного поведения. Они шли по пути его коррекции. Полага-
ют, что первоначальная формулировка тренинга уверенности (своеобраз-
ного алгоритма уверенного поведения) была осуществлена Р. Альберти и
М. Эммонсом (Alberti, Emmons, 1974) под влиянием идеи активизации
человеческого потенциала и системы ценностей гуманистической пси-
хологии (персонологии). В основе этой формулировки лежали сообра-
жения Э. Солтера об условно-рефлекторной природе тревожности лич-
ности, изложенные им еще в 1949 г. Большое значение имели идеи Дж.
Вольпе (Wolpe, 1958), который использовал конструкт «уверенность
в себе» как показатель открытости личности в отношениях с другими
людьми. Он связал низкую эффективность социального умения с высо-
ким уровнем тревожности, который может быть понижен за счет овладе-
ния способами уверенного поведения. Вся поведенческая терапия стро-
ится на основе разработки социальных программ, обучающих навыкам
уверенного поведения — умению выражать чувства, демонстрировать
эмоции, высказывать критические мысли, обращаться с просьбой или
отвечать отказом на необоснованную просьбу партнера по общению.
В разных исследованиях уверенность в себе терминологически
фиксируется, а тем более характеризуется по-разному — как «социаль-
но приемлемое выражение своих прав и чувств» (Wolpe, Lazarus, 1966),
«как способность к самовыражению» (Lieberman), «как привычка к 64
эмоциональной свободе» (Lazarus, 1973) и т.д. А. Рич и Г. Шредер дают
общее операциональное определение этого конструкта: «Уверенность в
себе это — способность искать, поддерживать или усиливать подкреп-
ление в межличностной ситуации благодаря выражению чувств или
желаний, когда такое выражение связано с риском не только потерять
поддержку, но и быть наказанным» (Rich, Schroeder, 1976, c. 1082).
Однако результатами эмпирических исследований оказываются не
только терминологические инновации и достаточно общие характерис-
тики рассматриваемого феномена, но и попытки типологизации как его
самого, так и его свойств. К примеру, было предложено различать три
класса проявлений уверенности в себе, а именно выражение положи-
тельных чувств, проявление негативных эмоций и умение отказывать в
просьбе (Galassi, DeLeo, Galassi, Bastein, 1974). Описывая феномен уве-
ренности в себе, А. Лазарус выделил четыре значимых фактора: способ-
ность сказать «нет»; способность призвать на помощь или обратиться
с просьбой; способность выражать позитивные и негативные эмоции и
чувства; способность начинать, продолжать или заканчивать разговор,
т.е. умение инициировать общение (Lazarus, 1973).
Весьма широкое распространение получило дихотомическое деле-
ние индивидов на уверенных в себе и неуверенных. На первый взгляд
это банальное обыденное деление. В действительности, дело обстоит
не так просто. Исследователи, по меньшей мере, уточняют эти понятия,
иногда же вносят и более серьезные изменения. «Быть уверенным в
себе означает умение определить и выразить свои желания, потребнос-
ти, любовь, нелюбовь и ожидания. Самое уверенное поведение выража-
ется в умении строить отношения в желаемом направлении… в умении
обратиться… с просьбой или ответить отрицательно на… просьбу… Ком-
понентами уверенного ответа могут быть поза тела, жесты, выражение
лица, невербальные речевые характеристики и вербальное содержание
ответа» (Рудестам, 1990, c. 292−294). Неуверенный человек испытыва-
ет серьезные трудности в общении, ибо предпочитает сдерживать свои
«чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных соци-
альных умений. Агрессивный человек нарушает права других путем до-
минирования, унижения и оскорбления. Агрессивность не основывает-
ся на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетво-
рить свои потребности за счет чужого самоуважения» (Рудестам, 1990,
c. 294−295). В данном случае традиционная диада в конечном счете
преобразуется в более сложное (триадическое) деление, включающее
кроме уверенного и неуверенного типов еще и третий — агрессивный —
тип человека. Отметим еще интересные соображения относительно
круга условий (автор называет их «правами»), обеспечивающих эф-
фективный характер уверенного поведения. Это: «право быть одному; 65
право быть независимым; право на успех; право быть выслушанным и
принятым всерьез; право получать то, за что платишь; право иметь пра-
ва, например, право действовать в манере уверенного человека; право
отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоис-
тичным; право просить то, чего хочешь; право делать ошибки и быть от-
ветственным за них; право не быть напористым» (Kelly, 1970, c. 58−59).
На основе всех этих, а также многих других исследований был раз-
работан ряд интересных экспериментальных и терапевтических мето-
дик: Wolpe–Lazarus Assertion Inventory (применяется в клинической
психологии) (Wolpe, Lazarus, 1966); Action-Situation Inventory (ASI);
Lawrence Assertion Inventory (Lawrence, 1970); Bates–Zimmerman
Constriction Scale (предназначается для диагностики людей с низ-
ким уровнем уверенности в себе) (Bates, Zimmerman, 1971); Rathus
Assertiveness Scale (позволяет измерять уверенность как личностную
характеристику) (Rathus, 1973); College Self-Expression Scale (дает
возможность различать положительное самоутверждение, отрица-
тельное и поведение, направленное на самоотрицание) (Galassi, De-
Leo и др., 1974); Gambrill Assertion Inventory (осуществляет анализ
восьми параметров, а в их числе — умения отклонить просьбу, склон-
ности к установлению социальных контактов, умения реагировать на
критику, утверждения в «сервисных» ситуациях; позволяет получить
информацию трех видов: о степени ощущения дискомфорта в специ-
фических ситуациях, о способности проявлять положительные чувс-
тва, о ситуациях, в наибольшей степени провоцирующих проявление
уверенности в себе) (Gambrill, Richey, 1975) и др.
По этим методикам проводится психокоррекционная работа, об-
щей целью которой является повышение уверенности в себе и снятие
агрессивных стереотипов поведения. Человек научается придавать
своему поведению те свойства, которые представляют собой атрибу-
ты уверенного поведения, — умение выражать свои чувства и мне-
ния, как позитивного, так и негативного характера («Я не согласен с
Вами», «Я хотел бы сейчас уйти», «Вы мне очень нравитесь»), умение
управлять свой речью, выражением лица, жестикуляцией и т.д.
Если попытаться оценить отношение поведенческой психологии к
проблеме самоутверждения личности, то надо сказать, что оно имеет
как несомненные достоинства, так и несомненные дефекты.
Первые связаны с проведенным (и проводимым) эмпирическим мо-
делированием и структурированием интересующего нас феномена. В
результате этих исследовательских акций неопределенное и расплыв-
чатое понятие преобразуется в операциональный конструкт, точнее
сказать, в систему таких конструктов («умение отказывать в просьбе»,
«умение выражать положительные и отрицательные чувства и мысли (одобрение и критику)», «определение стратегии поведения в “сервис-
ных” ситуациях», «инициация социального общения» и т.д.). Отсутс-
твие или неразвитость того или иного умения приводит к снижению
уверенности в себе. Тренинг уверенности в себе помогает уменьшить
или вовсе снять основные барьеры, препятствующие самоутвержде-
нию, за счет снижения тревоги в межличностных ситуациях (особо сле-
дует отметить эффективность метода систематической десенсибилиза-
ции, основанной на принципе реципрокного торможения) (Дж. Вольп).
Что же касается недостатков, то в конечном счете все они сводятся
к одному — к переоценке эмпирических исследований и недооценке ис-
следований теоретических. Правда, нельзя сказать, что здесь вообще нет
никакого теоретического начала. Оно есть и состоит в создании концеп-
ции уверенности в себе. Однако она очень уязвима в ряде отношений.
Во-первых, она никак не может претендовать на роль общей теории
самоутверждения, ибо отражает лишь некоторые его аспекты — те, кото-
рые проявляются только в социальном контакте и межличностном обще-
нии, а зачастую и еще более узко — в ситуациях дефицита или навязыва-
ния общения или отказа от него. Во-вторых, это довольно поверхностная
теория, поскольку в ней оценивается чисто внешняя, поведенческая сто-
рона самоутверждения и игнорируются более глубокие образования (мо-
тивы, намерения, защитные механизмы, Я-концепция и др.). В-третьих,
объектом этой теории является не только и даже не столько самоутверж-
дение, сколько самоотрицание (отсутствие уверенности в себе).
Эти недостатки бихевиористической теории отразились и на эмпи-
рии, и на психотерапевтической практике. Последние явно страдают
узостью и поверхностностью. В самом деле, ведь в психотерапии глав-
ная установка делается не на развитие потенциалов человека, которое
позволило бы пациенту вполне естественным путем обрести уверен-
ность в себе, а на привитие его поведению атрибутов уверенности,
причем в действительности прививаются не сами эти атрибуты, но
лишь их внешние имитации. Тем самым случилось нечто совершенно
парадоксальное: усиленное преувеличение роли эмпирического ис-
следования и психотерапевтической практики, заданное в исходном
бихевиористическом идеале, привело в конечном итоге к снижению
их качества и роли.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Поведенческая психология: самоутверждение как умение» з дисципліни «Самоствердження підлітка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Особливості надання та погашення окремих видів кредиту
ВАЛЮТНИЙ РИНОК. ВИДИ ОПЕРАЦІЙ НА ВАЛЮТНОМУ РИНКУ
Що таке GSM?
Справочная таблица по механике
ЛОГІЧНІ МЕТОДИ


Категорія: Самоствердження підлітка | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1403 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП