прос о двух видах мотивации и их различительных признаках: экстринсивной (обус ловленной внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивной (внутрен ней, связанной с личностными диспозициями: потребностями, установками, инте ресами, влечениями, желаниями), при которой действия и поступки совершаются «по доброй воле» субъекта (обзор работ, посвященных этой дискуссии, можно най ти в книге X. Хекхаузена ). В 50-х годах и в нашей стране среди психологов развер нулась острая дискуссия по поводу того, являются ли потребности (как внутренний фактор) единственным источником мотивации. Положительно на этот вопрос отве чали Г. А. Фортунатов, А. В. Петровский (1956) и Д. А. Кикнадзе (1982). Против этой точки зрения выступали психологи, изучавшие проблему воли. В. И. Селива нов (1974) наряду с другими считал, что не все мотивы обусловлены потребностя ми, что воздействие окружающего мира порождает много мотивов, и не связанных с наличными потребностями. Он отстаивал точку зрения, что различные воздействия, исходящие от других людей и предметов окружающей среды, вызывают ответные действия человека помимо его потребностей или даже вопреки им. Это соответству ет представлениям о социальной обусловленности поведения человека, о ведущей роли волевой регуляции, об обусловленности поведения человека чувством долга, пониманием необходимости или целесообразности и т. д. Эта дискуссия в значительной степени оказалась бесплодной. Живя в обществе, человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. Эта зависимость может быть нескольких видов. Референтная зависимость обна руживается тогда, когда человек, не задумываясь, некритически заимствует уста новки, нормы поведения, образ жизни, надеясь благодаря этому стать похожим на «настоящих людей», быть причисленным к определенному кругу, определенной ре ферентной для него группе. Здесь срабатывает механизм подражания. Повышение социального статуса (хотя бы в собственных глазах) является важ ным мотивом поведения многих людей. Неудивительно, что многие методы рекла мы основаны на том, что рекламируемый товар объявляется излюбленным предме том потребления людей с высоким социальным статусом. Желая приобщиться к данной категории лиц, потребитель постарается приобрести внешние признаки высокого статуса — машину определенной марки, костюм, путевку на модный ку рорт и т. д.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭКСТРИНСИВНАЯ И ИНТРИНСИВНАЯ МОТИВАЦИЯ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»