ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія метакогнітивних процесів особистості

Общая характеристика интегральных процессов психической ргуляции деятельности
Общеизвестно, что попытки разработки представлений о целостной сис-теме психических процессов (или, по крайней мере, – об их систематике) име-ют достаточно длительную историю. На формирование представлений в данной области, ставших ныне традиционными, наибольшее влияние в историческом плане оказали две фундаментальные дифференциации. Во-первых, идущее от Тетенса разделение процессов на познавательные, волевые и эмоциональные (триада «ум – чувства – воля»), дополненное затем мотивационными процесса-ми; во-вторых, дифференциация внутри класса когнитивных процессов их ос-новных видов (ощущения, восприятия, представления и др.).
Выделение указанных классов психических процессов, таким образом, – это результат длительного развития психологии, продукт ее исторической эво-люции. Вместе с тем, это развитие, как известно, протекало на основе домини-рования аналитического способа изучения психических явлений, на основе аналитической установки расчленения более сложного объекта (психики в це-лом) на относительно менее сложные проявления (отдельные психические про-цессы). Это вполне соответствует и традициям функциональной школы в пси-хологии . При таком подходе, который был и остается мощным инструментом познания, исходный объект изучения, имеющий объективно системное строе-ние, расчленяется на относительно более простые образования. Они, далее, бе-рутся в возможно более «чистом» и удобном для изучения виде, и только затем предпринимаются попытки синтеза аналитически исследованных «единиц», возврата к изначальной целостности исходного объекта познания.
Такой подход, конечно, правомерен, что убедительно доказывается всей историей развития проблемы психических процессов. Необходимо лишь пом-нить, что он, как и все иные подходы, является одним из возможных, а выде-ляемые процессы суть продукты некоторой абстракции. Наряду с указанным, возможен и другой подход – иной по отношению к нему способ исследования. Он направлен, прежде всего, на изучение процессов, которые выступают про-дуктами взаимодействия, комплексирования указанных процессов – то есть синтезов, в которых и благодаря которым традиционно выделяемые процессы проявляются в поведении, деятельности, а также представлены онтологически. При этом изучение психических процессов должно быть направлено уже, пре-имущественно, на раскрытие механизмов синтеза и интеграции ранее изучен-ных процессов и, возможно, на выявление новых процессуальных образований психики.
Необходимо учитывать также, что из всех психических процессов в зна-чительно большей степени изучены познавательные процессы. Последнее обу-словлено явным доминированием исследования в психологии одной из функ-ций психики – когнитивной, восходящего к картезианской и интроспективной традициям. Эти традиции, акцентирующие анализ на дифференциации познава-тельных процессов, связаны с более очевидной интроспективной данностью и расчлененностью, более того субъективной несомненностью последних. Позна-вательные процессы – это конкретизация отражательной, когнитивной функции психики. В связи с этим, однако, возникает вопрос о том, за счет каких процес-сов реализуются другие функции психики, в первую очередь-регулятивная функция? Достаточно ли для ее реализации только традиционно выделенных процессов, или же она предполагает систему специфических регулятивных процессов? Обычно принято считать, что ведущую роль в реализации регуля-тивной функции играют волевые процессы (наряду, разумеется, с регулятив-ным потенциалом самих когнитивных процессов). Но тогда возникает проблема дифференциации и изучения как структуры волевых процессов, так и специ-ального исследования системы когнитивных процессов в их собственно регуля-тивном аспекте, которые также не имеют пока развернутого решения.
Таким образом, можно видеть, что при изучении проблемы психических процессов – и в историческом плане, и в плане сложившейся понятийной сис-темы, и в плане их систематики преобладает установка на аналитическое ис-следование с иным приоритетом в нем одного из классов – когнитивных про-цессов (аналитико-когнитивная парадигма). Она ориентирует психологическое познание на преимущественно аналитическое выделение отдельных – качест-венно специфических компонентов процессуального содержания психики, а также – на исследование, прежде всего, когнитивных процессов. Дифференци-руемые в результате такого подхода процессуальные компоненты психики обо-значаются обычно (в основном – в русле когнитивной психологии) понятием «первичных» процессов.
Вместе с тем, как показано в ряде наших работ [104, 105, 108, > ПО, 114], не только возможен, но и объективно необходим иной подход к исследованию системы психических процессов. Он, в отличие от когнитивно-аналитичской парадигмы, может быть обозначен как регулятивно-синтетическая парадигма изучения психических процессов Суть дела заключается в том, что с ее позиций открывается реальная возможность изучения иных – более сложных, синтети-ческих процессов психики. В частности, именно в русле этого подхода ранее нами была разработана концепция интегральных процессов психической регу-ляции деятельности и поведения [101, 114, 117, 119 и др.]. В ней обосновано и экспериментально доказано положение о существовании и качественной спе-цифичности определенной группы психических процессов – интегральных, а также о самостоятельности их статуса. Это – процессы целеобразования, анти-ципации, принятия решения, прогнозирования, программирования, планирова-ния, контроля, самоконтроля.
Есть основания считать, что реализация основных выводов концепции интегральных процессов психической регуляции деятельности и поведения, может содействовать дальнейшему развитию представлений о структурно-уровневой организации психических процессов; способствовать разработке конструктивного и, по возможности, обобщенного концептуального подхода к данной проблеме. Остановимся на данной проблеме более подробно.
В указанной концепции на основе анализа процессуально-психологической регуляции деятельности и поведения была доказана необхо-димость дифференциации двух форм, двух классов (и уровней) организации процессов психики. Во-первых, – основных, традиционно выделяемых процес-сов (когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных) – как своего рода процессов «первого порядка». Во-вторых, – синтетических, регулятивных про-цессов — процессов «второго порядка». Их целесообразно обозначить как ин-тегральные процессы регуляции деятельности и поведения. Они выступают не-обходимым промежуточным звеном, этапом и уровнем интеграции между ос-новными психическими процессами и целостной структурой регуляции дея-тельности и поведения.
Такие процессы, действительно, не только реально существуют, но и дос-таточно давно известны в психологии; они получили также свое закрепление в естественном языке. Однако для того, чтобы их адекватно дифференцировать и осмыслить, необходимо расширить традиционную схему понятийного описа-ния процессов психики, дополнить аналитико-когнитивную установку их изу-чения регулятивно-синтетической установкой.
Дело в том, что для эффективного и активного взаимодействия субъекта с действительностью недостаточно только процессов, направленных преимуще-ственно на ориентировку и познание (когнитивные процессы); на активацию и оценивание (эмоциональные процессы); на стабилизацию активности (волевые процессы) и на побуждение, инициацию этой активности (мотивационные про-цессы). Объективно необходимы также и процессы, специально направленные на построение, организацию и регуляцию активности (поведения и деятельно-сти). В качестве таких специфически регулятивных процессов следует рассмат-ривать известные, но не объединяемые традиционно в качественно специфиче-ский класс процессы и обозначенные нами как интегральные.
Все психологические особенности интегральных процессов целесообраз-но, на наш взгляд, рассматривать в свете диалектики общего, особенного и еди-ничного по отношению к особенностям других процессов психики. Иначе гово-ря, они обладают общими со всеми иными категориями процессов свойствами; однако, наряду с этой общностью, им присущи и некоторые особенные – спе-цифические характеристики, позволяющие считать их однородной в некоторых существенных отношениях группой процессов. Наконец, на фоне общих и осо-бенных характеристик, каждому из процессов этой группы присущи и свои собственные (единичные) характеристики, описывающие их собственное каче-ственное своеобразие.
Действительно, обобщение результатов работ, посвященных исследова-нию целеобразования, антиципации, принятия решения, планирования, прогно-зирования, программирования, контроля и самоконтроля вскрывает ряд ключе-вых особенностей всех этих процессов, аналогичных в целом ведущим характе-ристикам других, традиционно выделяемых процессов психики. Так, все они, безусловно, являются психическими по механизмам своей реализации; харак-теризуются свойствами субъективности, идеальности, целенаправленности, предметности; имеют специфический операционный состав; направлены на обеспечение наиболее общих адаптивных функций; являются сложными, мно-гоуровневыми и системно-организованными образованиями; Допускают реали-зацию и в собственно процессуальной форме и в форме относительно автоном-ной, развернутой деятельности. Наличие этих – общих с другими процессами особенностей, собственно, и позволяет считать, что все эти процессы являются, хотя и специфическим, но все же одним из классов процессов, реализуемых психикой.
Всем этим процессам присущи, однако, и некоторые специфические только для данного класса особенности. Главные из них могут быть охаракте-ризованы следующим образом.
1. Ведущим критерием выделения всех этих процессов является соответ-ствие каждого из них определенной комплексной функции по организации дея-тельности, обусловленной ее психологической структурой. Такими функциями, составляющими в своей совокупности, как известно, замкнутый, целостный контур регуляции, являются функции формирования цели и ее дифференциа-ции на подцели, предвосхищения результатов деятельности (промежуточных и конечных), снятия прагматической неопределенности, формирования програм-мы деятельности, текущего и заключительного контроля и самоконтроля и др.
2. Общая особенность рассматриваемого класса процессов состоит и в том, что все они по определению являются регулятивно-монофункциональными, то есть, направлены на обеспечение какой-либо одной, инвариантной по отношению к различиям в типах и видах деятельности, регу-лятивной функции ее организации. И в этом также состоит их отличие от дру-гих классов процессов психики. Действительно, например, память или мышле-ние необходимы для реализации практически всех регулятивных функций (они входят в состав и целеобразования, и принятия решения, и самоконтроля и др.), то есть являются в этом плане регулятивно-полифункциональными процессами. Свойство регулятивной монофункциональности (инвариантности реализуемой функции) является объективной и достаточной предпосылкой для складывания инвариантного операционного состава каждого из этих процессов.
3. Еще одна основная особенность рассматриваемой группы процес-сов состоит в том, что они имеют комплексный, синтетический состав; высту-пают интегральными в плане гетерогенности и разнокачественности объеди-няемых в них процессов иных категорий и классов. Вместе с тем, любой из тра-диционных процессов, включаясь в состав интегральных, будет представлен в нем всегда лишь в той мере и в том аспекте, в каком это необходимо и доста-точно для реализации интегрального процесса.
В интегральных процессах определенную специфику приобретает и об-щее для всех психических процессов свойство системности. Дело в том, что в качестве их функциональных компонентов выступают отдельные традиционно выделяемые психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные). При этом состав психических процессов, входящих в инте-гральные, по-видимому, остается инвариантным, но существенно различается мера выраженности каждого из них при включении в разные интегральные процессы. Меняется структура функциональных взаимосвязей между ними, ус-танавливаемых в различных интегральных процессах. Формирующиеся при этом интегральные процессы представляют собой разновидность психологиче-ских систем. Соотношение традиционных («первичных») и интегральных пси-хических процессов выступает как соотношение компонента и темы. Специфи-ческим содержанием последних выступают эффекты психической интеграции, а также связанные с ними генеративные феномены и механизмы.
4. Обшей характеристикой интегральных процессов является, далее то, что все они имеют общую и исходную специфически регулятивную направ-ленность, характеризуются своеобразием своего функционального предназна-чения по сравнению с другими группами психических процессов. Так, напри-мер, познавательные психические процессы реализуют и когнитивные (пре-имущественно) и регулятивные функции; эмоциональные процессы – преиму-щественно оценочные и активационные функции. Интегральные же процессы направлены преимущественно и непосредственно на реализацию собственно регулятивных функций. Другими словами, эти процессы, наряду с регулятив-ным потенциалом всех иных психических процессов, входят в состав регуля-тивной подсистемы психики, составляют ее специфическое содержание. С этой точки зрения, собственно говоря, и возникает необходимость в дифференциа-ции когнитивных и регулятивных процессов.
Деятельность как объективно существующая форма активности предпо-лагает столь же объективный характер процессов ее организации – интеграль-ных психических процессов. В своей совокупности они составляют переходный уровень интеграции между отдельными психическими процессами и целостной регуляцией деятельности, поведения. В этом своем качестве совокупность ин-тегральных процессов выступает аспектом, раскрывающим собственно процес-суальное содержание общей структуры саморегуляции деятельности.
5. Еще одной особенностью интегральных процессов является то, что их операционный состав и содержание не исчерпываются составом и содержа-нием аддитивной совокупности реализующих их психических процессов. Дело в том, что они всегда строятся, организуются по типу целенаправленного дей-ствия (а в развитых формах – деятельности). Это зафиксировано и в синони-мичности выражений типа "процесс контроля и "действие контроля"; "процесс принятия решения" и "действия по принятию решения". Другими словами, опе-рационный состав этих процессов обусловлен структурой и функциональной организацией Действия. Следовательно, они одновременно являются и процес-сами, и Действиями, а их адекватнее и полное описание предполагает исполь-зование принципа дополнительности их понимания и как процессов и как дей-ствий.
6. Характерной особенностью данного класса процессов является то, что они выступают как множественно интегративные. Это означает, что про-явления интегративных механизмов могут быть установлены в них по целому ряду различных направлений. Во-первых, – в плане комплексности и синтетич-ности их процессуального содержания и состава. Во-вторых, – в плане интегра-тивного характера главных механизмов их организации. В-третьих, – в плане их общего функционального предназначения – их направленности на организа-цию, то есть, по существу, – на интеграцию целостной деятельности. В-четвертых, – в плане комплексности и синтетичности их операционного и ком-понентного состава. В-пятых, – в генетическом аспекте: их становление и раз-витие в онтогенезе – это одновременно и возрастание степени интегрированно-сти психики в целом. Через них и "в них" развивающаяся психика повышает меру своей целостности и интегрированности, формируется как "абсолютное целое", как "полносвязная система".
7. Наконец, очень специфической особенностью интегральных процессов, проявляющейся, однако, лишь в плане их целостной структуры (но не харак-терной для каждого из них в отдельности ) является следующая закономерность их организации. Среди них нельзя выделить какой-либо один процесс, устой-чиво находящийся "на вершине" иерархии регулятивной подсистемы. Любой из интегральных процессов в зависимости от конкретной ситуации может стано-виться ведущим и организовывать в целях своей реализации все иные инте-гральные процессы, соподчинять их себе. Показательно и то, что смена инте-гральных процессов на ведущем уровне происходит достаточно естественно, зависит от складывающейся ситуации, от содержания и условий конкретной деятельностной и поведенческой задачи. Все это, как можно считать, свиде-тельствует о том, что организация интегральных процессов подчиняется не ие-рархическому, а иному – гетерархическаму принципу. Он, как известно, харак-теризуется возможностью гибкого и динамичного перераспределения, смены "управляющих центров" в зависимости от конкретной ситуации, а также – на-личием нескольких паритетных управляющих центров одновременно.
Таким образом, через становление системы интегральных процессов пси-хика обогащает арсенал функциональных принципов своей организации. Прин-цип иерархии (на котором, в частности, базируется когнитивная подсистема) дополняется принципом гетерархии – на нем основана Организация регулятив-ной подсистемы. Синтез же этих двух наиболее общих и мощных принципов – иерархического и гетерархического лежит в основе высочайшей организован-ности и координированности эффективной управляемости и самоуправляемо-сти психики.
В собственно методологическом плане сформулированные взгляды об интегральных процессах позволяют несколько углубить и уточнить сущест-вующие представления о генезисе деятельности, о структуре и процессуальном составе ее психической регуляции, а также о месте в ней механизмов и процес-сов рефлексивной регуляции. Действительно, с этих позиций становится оче-видным, что деятельность как целостная система, имеющая свою собственную логику и структуру, объективно невозможна без специальных процессов, на-правленных на ее организацию и регуляцию – без интегральных процессов. С той же объективной необходимостью, с какой в онтогенезе формируется сама деятельность (вначале, разумеется, в ее элементарной, "практической" – внеш-ней форме), формируется поэтому и система указанных интегральных процес-сов. Более того, само формирование и последующее усложнение деятельности с содержательно-психологической стороны – это и есть становление и развитие процессов ее регуляции – интегральных процессов. В их системе воспроизво-дятся все основные особенности строения и содержания самой деятельности.
Однако (и это – еще одна из основных особенностей интегральных про-цессов) они по своим механизмам и содержанию, по своей онтологии представ-ляют собой закономерный синтез всех иных – традиционно выделяемых основ-ных психических процессов. Следовательно, получая организацию в структуре каждого из интегральных процессов (а также в их общей системе), вся совокуп-ность основных психических процессов также начинает строиться «по образу и подобию» деятельности, воспроизводит ее архитектонику и принципы органи-зации. В силу этого, система психических процессов приобретает деятельност- ную форму организации; сама начинает строиться и развиваться именно как деятельность. Однако – это уже не «внешняя», а внутренняя деятельность (или, в более традиционной терминологии, – внутренний план деятельности ).
В контексте основных задач данной главы необходимо обратить особое внимание на две следующие особенности интегральных процессов. Во-первых, на то, что все они принципиально – по определению – носят комплексный, син-тетический характер; формируются и функционируют как продукты сооргани-зации ряда «первичных» процессов. Они – интегральные процессы – не могут быть редуцированы к «первичным» процессам (что подтверждается и экспери-ментальными данными) [104, 108] без существенной потери содержания. Сле-довательно, они выступают как качественно иной уровень организации всей системы психических процессов в целом. Во-вторых, на то, что, реализуя свою основную функцию – регулятивную, они могут быть направлены в различные «объекты регулирования» – как на «внешнюю», так и на «внутреннюю» дея-тельность. Во втором случае они естественным образом трансформируются из регулятивных процессов в саморегулятивные и реализуют свои функции в от-ношении собственно психических образований, структур, процессов, феноме-нов и пр.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общая характеристика интегральных процессов психической ргуляции деятельности» з дисципліни «Психологія метакогнітивних процесів особистості»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Фонетична транскрипція
Аудит дотримання нормативних вимог П(С)БО 1 «Загальні вимоги до ф...
АКТИВНІ ОПЕРАЦІЇ БАНКІВ
Аудит касових операцій. Мета, завдання, джерела аудиту
ЯКІСНІ ВЛАСТИВОСТІ ГРОШЕЙ


Категорія: Психологія метакогнітивних процесів особистості | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1637 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП