Модель интеллекта Р. Стернберга В своей иерархической модели интеллекта Р. Стернберг выделяет три ка-тегории компонентов интеллекта, отвечающих за переработку информации [278, 390]: Метакомпоненты – это процессы управления, регулирующие конкрет-ные процессы переработки информации. К ним относятся: · признание существования проблемы; · осознание проблемы и отбор процессов пригодных для ее решения; · выбор стратегии; · выбор ментальной репрезентации; · распределение "умственных ресурсов"; · контроль прогресса решения проблем; · оценка эффективности решения. Исполнительные компоненты — процессы более низкого уровня иерар-хии. В частности, в процесс "индуктивного мышления" по Р. Стернбергу (ус-пешность которого определяется G-фактором) входят кодирование, выявление отношений, приведение в соответствие, применение сравнения, обоснование, ответ. Компоненты приобретения знаний, необходимые для того, чтобы субъ-ект научился делать то, что предписывают метакомпоненты и исполнительные компоненты. По Р. Стернбергу, к их числу относятся: · избирательное кодирование; · избирательное комбинирование; · избирательное сравнение. В ходе решения задачи все три группы компонентов функционируют со-гласованно. Метакомпоненты регулируют реализацию исполнительных компо-нентов и компонентов приобретения знаний, а те в свою очередь обеспечивают обратную связь для метакомпонентов. Уровень метакомпонентов описан в тео-рии Р. Стернберга наиболее детально и обоснованно. По мнению Р. Стернберга, основная трудность при решении задач состоит в правильном понимании сути задачи и, следовательно, в выборе соответствующей стратегии ее решения. Важнейшей заслугой Р. Стернберга является выявление роли ментальной ре-презентации информации при решении задач. Р. Стернберг обнаружил не-сколько видов ментальных репрезентаций (например, при решении задач на аналогии испытуемые используют либо кластерную, либо пространственную "'презентации; при решении линейных силлогизмов — вербальную либо про-странственную). Вид предпочитаемой репрезентации зависит не от содержания задачи, а от индивидуальной структуры основных факторов интеллекта (фактор «когнитивной сложности » и фактор «скоростного интеллекта»). Следует заметить, что главным фактором, обеспечивающим успешность интеллектуальной деятельности, для Р. Стернберга является внимание. Им под-черкивается важность распределения ресурсов внимания относительно важных и неважных этапов решения задачи, а также контроля над решением задачи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Когнитивные модели интеллекта» з дисципліни «Психологія метакогнітивних процесів особистості»