ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Сходження до індивідуальності

Я развиваю свои способности
Под способностями мы обычно понимаем психические условия, наши индивидуальные особенно-сти, обеспечивающие успешное исполнение определенной деятельности. Проблема классификации способностей в психологии до сих пор окончательно не решена. Грубо можно сказать, что сколько деятельностей, столько и способностей. Но вместе с тем выделяют общие способности, необходимые для многих деятельностей, например такие, как способность решать интеллектуальные (223:) задачи (уровень интеллекта), способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию или опыт (уровень памяти), способность к сопереживанию, вчувствованию (эмпатия), делающая эффективным процесс общения, способности к сосредоточению и распределению внимания и многие другие. Вы-деляют и специальные способности, необходимые только в конкретном деле.
Нетрудно заметить, что под способностями понимаются не только условия исполнения деятельно-сти в целом, но и условия, обеспечивающие свойства этой деятельности, некоторые ее признаки (на-пример, быстрота, скорость исполнения). Способности касаются также и различных видов поведения, например мнемического поведения, которое характеризует нашу память, или способность к концен-трации внимания.
Почти все способности могут измеряться. Для этого созданы специальные тесты, которыми не-сложно измерить, как способности изменяются в результате упражнений. Когда я, будучи студентом, из лекций по психологии узнал, какое огромное влияние на результативность деятельности оказывает внимание, я решил упражнять его. Я нарисовал на листе бумаги точку и старался сосредоточить вни-мание на ней, смотреть постоянно, не отвлекаясь. В этом упражнении (о нем узнал из какого-то руко-водства) развивается устойчивость внимания, сосредоточенность. Я упражнялся некоторое время и заметил положительные сдвиги: стал быстрее входить в работу, лучше писал сочинение, улучшилось и мое математическое мышление. Все это, очевидно, произошло потому, что меня стало труднее от-влечь в тот момент, когда я работал.
Однако эти положительные сдвиги все же не сделали меня более постоянным в упражнениях. У меня просто не было времени, чтобы сидеть уставившись в эту точку, да и окружение мне мешало. Поэтому я постепенно забросил эти весьма полезные упражнения. «Почему,— подумал я,— мне надо обязательно сосредоточиваться на точке, нарисованной на чистом листе бумаги? Ведь сосредоточи-ваться можно на чем угодно». Постепенно вывел правило: что бы я ни делал, я делаю это с абсо-лютной сосредоточенностью.
После этого заметил, что рутинные виды деятельности перестали меня раздражать, так как я стал их использовать как случай, благоприятный для упражнений в сосредоточенности. Оказалось, что чем рутинней исполняемая деятельность, тем она полезней, если выбрать подходящий объект сосре-доточения, Тем самым любая деятельность могла выступать как средство самосовершенствования. Вообще, чем больше вы сосредоточены, тем быстрее течет время и тем эффективнее деятельность, какой бы вид она ни имела.
В этих упражнениях я почувствовал, что самовоспитание — это не какой-то особый вид деятель-ности, а такой способ выполнения (224:) любой деятельности, при котором сама она выступает в ка-честве средства. И это не зависит от окружения, а полностью определяется вами.
Способность к сосредоточению — вот условие контроля психики. Когда мне жалуются на то, что не хватает воли, чтобы совершенствовать себя или улучшать здоровье, на то, что кто-то не может за-ставить себя делать что-то нужное, то я прежде всего обращаю внимание на способность сосредото-чения. Чем сильнее эта способность, тем в большей степени человек может контролировать свое мышление и сознание. Для того чтобы быть в состоянии вызвать в сознании те образы, которые яв-ляются необходимым условием успешной деятельности, например образы удовлетворенности ре-зультатом деятельности, или воспроизвести в памяти те ситуации прошлого, в которых эта или по-добная ей деятельность исполнялись бы с поражающей ум успешностью, нужно обладать способно-стью к сосредоточению на этих образах и способностью устойчиво некоторое время держать их в сознании, чтобы потом они заменились приятными состояниями, сопровождающими данную дея-тельность. Психологи, изучая умственно отсталых детей, нашли очень много вариаций их умствен-ных способностей, а иногда даже какие-то сверхспособности, например поразительно точную память. Однако во всех случаях для умственной отсталости они усматривали одно свойство: полное отсутст-вие сосредоточенности внимания. При недостатке внимания человек не может мыслить конструктив-но, так как для воспроизведения ситуации будущей деятельности и умственного экспериментирова-ния требуется устойчивость внимания; то же можно сказать и об управлении своими собственными импульсами, потребностями, влечениями, терпением и самодисциплиной.
В упражнениях по сосредоточению внимания мы приобретаем силу воли и самодисциплину. Вот главный вывод этого раздела. Второй вывод состоит в том, что любые способности человека в конеч-ном счете связаны со способностью к устойчивости внимания и тренировка ее в повседневной жизни стоит того.
Однако когда мы оцениваем свою способность к сосредоточению, концентрации внимания, следу-ет также иметь в виду и способность отвлечения от доминирующего в сознании образа. Если мне нужно сосредоточиться на предмете моей статьи, а в голове упорно доминирует образ моего обидчи-ка или образ предстоящего мне удовольствия, то мое внимание упорно отказывается отстраняться от них и концентрироваться на предмете моей работы. Поэтому переключение моего внимания зависит еще и от того, в какой мере я могу отстраниться от других образов, привлекательных для сознания.
Простейшие примеры самонаблюдения обнаруживают, что чем больше я придаю значения этому отвлечению, тем мне труднее это сделать. Такого рода приказ: «Я не думаю об этом! Я хочу думать о своей работе здесь и теперь!»—мало помогает. Формула «Я не думаю об этом!» как раз заставляет меня (225:) сосредоточиваться на том, что подразумевается под «этим». Подразумеваемое немедлен-но актуализируется и становится притягивающим элементом моего сознания. «Прикасаясь» к нему своим Я, желая «вытолкнуть» его из поля внимания, я заряжаю его большей энергией. Это похоже на то, что я положительно заряженной стороной стеклянной палочки пытаюсь оттолкнуть отрицательно заряженные мелкие обрезки бумаги, которые, вопреки моему намерению, немедленно прилипают к палочке. Однако если я переменю заряд, т.е. стану манипулировать противоположной стороной, то быстро добьюсь своей цели. Так же и в управлении вниманием. Нужно сосредоточиться не на отри-цательном действии удаления, а на положительном действии привлечения внимания, в результате че-го все, что не относится к этому положительному объекту внимания, будет оттеснено на край созна-ния и далее.
Нужно помнить, что наше внимание может достаточно быстро менять свой объект и полярность: сосредоточение на приятном вытесняет неприятные образы, если они несходны с предметом внима-ния. От сосредоточенности зависит и работа памяти.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Я развиваю свои способности» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Странный карандаш
Аудит Звіту про власний капітал
Действие и противодействие
Оцінка і управління кредитним ризиком
ОСНОВНІ НАПРЯМИ ДІЯЛЬНОСТІ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ


Категорія: Сходження до індивідуальності | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1255 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП