ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу

Четыре «основные формы страха» по Фрицу Риману
Используя другие психологические подходы, можно видеть иные формы страха. Фриц Риман исходит из того, что «основные формы страха взаимосвязаны с нашим самочувствием в этом мире и с нашей напряженной распределенностью между двумя большими антиномиями, которые мы переживаем в их неразрывной противоположности и повторяемости» [Риман Ф., 1998, с. 17]. Эти антиномии, как пишет Риман, во-первых, противоречие между стремлениями каждого человека и к самостоятельности, и, напротив, к приобщению к другим сообществам: семье, социуму, нации. Во-вторых — это противостояние стремлений к постоянству и устойчивости и вместе с тем к изменениям и переменам.
Исходя из этого, Ф. Риман обсуждает следующие 4 формы страха.
«1. Страх перед самоотвержением, переживаемым как утрата "Я" и зависимость.
Страх перед самостановлением (стагнацией "Я"), переживаемым как беззащитность и изоляция.
Страх перед изменением, переживаемым как изменчивость и неуверенность.
Страх перед необходимостью, переживаемым как окончательность и несвобода» [там же, с. 24].
Наиболее интересно в концепции Ф. Римана то, что он наделяет каждый из четырех базовых типов личности (описанных классической патопсихологией и психиатрией) одной из четырех форм страха. Однако, может быть, любой читатель его книги «Основные формы страха» вспомнит, что в разное время переживал страх то одного, то другого, а может быть, третьего или четвертого типа.
Ниже процитирую фрагменты этой книги, чтобы привлечь к ней внимание; чтение ее создает полезный психотерапевтический эффект и избавление от страхов и беспокойств.
1. У человека с шизоидной личностью «стремления направлены прежде всего на сохранение независимости и самоудовлетворения (автаркию, autark). Быть независимым, не нуждаться ни в чьей помощи, не быть никому обязанным имеет для него решающее значение. Поэтому он дистанцируется от других людей, не позволяет приближаться к себе, стремится к ограничению.
Нарушение этой дистанции расценивается как опасность для его независимости и целостности его личности и вследствие этого, пресекается. Так развивается типичный для шизоидной личности страх перед близостью в межчеловеческих связях» [там же, с. 33].
У депрессивных личностей преобладает стремление к доверительным близким контактам, страстное желание любить и быть любимым, соотнесение своей сущности и своего поведения с мерками и масштабами человеческого сообщества. В их любви превалирует желание сделать любимого человека счастливым [там же, с. 95]. «Что сделать, чтобы избежать мучительного разрыва и уйти от страха утраты? Единственный способ состоит в развитии такой степени самостоятельности и независимости, чтобы полностью освободиться от партнера. Но именно это очень тяжело для депрессивных личностей, у которых ослабление тесного контакта с другими тот час же освобождает страх утраты... в различных его внешних проявлениях — страх перед изолирующим дистанцированием, беззащитностью и одиночеством, страх быть покинутым» [там же, с. 96-97].
Как третий тип, Фриц Риман рассматривает личности с на-вязчивостями. Общим следствием такой склонности является стремление все оставить по-прежнему... Когда что-либо изменяется, они расстраиваются, становятся беспокойными, испытывают страх, пытаются отделываться от изменений, уменьшить или ограничить их, а если они происходят — помешать им или преодолеть их [там же, с. 166-167]. Страх таких личностей может быть, как пишет Риман, скрытым, латентным: «Некоторые люди с навязчивыми расстройствами, имея полные шкафы одежды, носят исключительно старые веши, создавая тем самым "резервы", у них "сердце болит", если они вынуждены надевать новое, и они носят старомодную, проеденную молью одежду», и при этом «все, что движется к окончанию, напоминает им о преходящем и в конечном счете о смерти» [там же, с. 168]. 4. Четвертый тип, как пишет Ф. Риман, «истерические личности. Они явно стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного, перед ними открыты шансы и возможности будущего. Они боятся всяких ограничений, традиций, закономерностей и порядка... Латинская поговорка "carpediem" ... — "пользуйся случаем", быть может, больше всего для них подходит. Прошлое прошло, и не интересует их более; будущее есть поле для возможного, однако они, по существу, ничего не планируют, т. к. это было бы связано с традициями и установками [там же, с. 241]. Пунктуальность, планирование своего времени и его распределение для них тягостны и непереносимы; они нередко расценивают эти качества у других людей как мелочность... Лица с истерическим развитием не хотят отказываться от своих установок, стремятся как можно дольше считаться детьми, которые не имеют никаких обязанностей, стремятся удержать молодость и не нести ответственности за те изменения, которые они вносят в окружающий мир или во взаимоотношения с другими [там же, с. 249].
Собственно говоря, страх этих людей перед необходимостью и окончательностью неосознан. Он заменяется часто встречающимся у них страхом открытых улиц и площадей (агорафобия), а так же страхом замкнутых пространств (клаустрофобия). Так же часто встречается страх перед животными. Эти страхи являются переносом основного страха на второстепенное и безобидное, прежде всего из соображений избегания и предотвращения [там же, с. 250-251].
На основании многолетней психоаналитической практики Фриц Риман отмечает, что у истерических личностей «проецирование на других собственного чувства вины в форме упреков может достичь такой степени, что они начинают верить в виновность другого человека... Все это вызывает подспудное чувство неуверенности и неопределенный страх, что в некоторых случаях выражается в поисках роли, защищающей от последствий своих действий и реальности. Часто это "бегство в болезнь"» [там же, с. 253].
Как психоаналитик, Риман находит целесообразным для избавлений от всех отмеченных им форм страха в лечебном погружении в воспоминания о детстве и в переработке залежей памяти о нем.
В завершение этого раздела вспомним о разнообразии ощущений и переживаний страхов, тревог и опасений. Есть множество подходов к пониманию их сущности и поисков избавления от этих чаще неприятных чувств. Но надо помнить об оберегающем назначении ужасов и тревог [Мэй Р , 2001]

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Четыре «основные формы страха» по Фрицу Риману» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Технічні засоби для організації локальних мереж типу ARCNET; прав...
Пушка на Луне
Отдача огнестрельного оружия
ІНВЕСТОРСЬКІ КОШТОРИСИ
ТЕНДЕРНІ УГОДИ


Категорія: Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу | Додав: koljan (13.02.2012)
Переглядів: 1310 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП