ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу

Невроз навязчивых состояний
Перед началом этого подраздела целесообразна следующая интродукция. Можно различать два основных типа психической навязчивости. Одна, в которую вовлечены воля, увлеченность и интеллект Человек горит неодолимым желанием работать, творить, передвигаться, переезжать, либо оседло жить на одном месте, и еще — упорно быть тем, что он есть. Другая психическая навязчивость как бы заставляет человека действовать помимо его желания, даже вопреки его воле.
Если волевая навязчивость (первый тип) воодушевляет человека на благие дела, то при его работоспособности, таланте он считается «выдающимся человеком». Если же его навязчивые действия противоречат законам, то — преступником. Когда навязчивые желания не соответствуют нормам, традициям окружающих его людей, то это — либо «смешной чудак», или даже «опасный маньяк».
Навязчивость расщепленной воли (второй тип), как правило, постыдна или даже мучительна для субъекта. Он скрывает неспособность не совершать алогичные действия, навязываемые ему «отщепившимися» волевыми позывами вопреки той части воли, которая остается подчиненной контролю рационального мышления. Такую навязчивость, свойственную некоторым невротикам, мы обсудим ниже. Кроме того, заметим, что ко второму типу может быть отнесена навязчивость, вызванная принятыми на себя обязательствами (навязанными обязанностями). Тут хочешь не хочешь, а надо соответствовать долгу чести, правилам хорошего тона, служебным требованиям.
В МКБ-10 навязчивые состояния упомянуты главным образом в разделе «Обсессивно-компульсивные расстройства» (рубрика F 42).
Современные классификации психических расстройств разграничивают обсессивность (навязчивость) и компульсивность (насильственность). Но часто они переходят одно в другое и обратно. Так, «например, думая о возможности заражения и вымыв с особой тщательностью руки, человек на какое-то время избавляет себя от этого страха. Таким образом, возникает аналогия с вечным двигателем, заключающаяся в том, что абсессии провоцируют возникновение компульсий, компульсии способствуют появлению абсессий и т. д.» [Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2000, с. 193]. Обсессивно-компульсивные расстройства встречаются в разных регионах мира: от 1 до 3 % популяции.
Психические проявления навязчивости описал еще Plater в 1617 г. И.М. Балинский в 1858 г. предложил русский термин — «навязчивые состояния». Это название используется и немецкими психиатрами. Однако P. Janet в начале XX в. назвал невроз навязчивости «психастенией», т. к. считал, что человек поддается навязчивым мыслям и действиям из-за понижения способности к «психическому напряжению», т. е. из-за слабости своей психики. Однако многие психиатры «психастенией» называли особенности характера из-за врожденной слабости психических функций: воли, решимости, настойчивости (Е. Крепелин, В.П. Осипов, В.К. Хо-рошко, К. Колле и др.). В Англии «навязчивость» переводится как «обсессии» (лат. obssesio — охватывать, овладевать), т. е. подчеркивается, что больным овладевают навязчивые мысли и представления. В США используется термин «компульсии» (англ. compulsion — непреодолимое влечение), т. е. выделяется значение навязчивых действий, поступков. С учетом всех этих подходов широко используется термин «обсессивно-компульсионный невроз».
Основной причиной навязчивых состояний бывают психические травмы. Они создают непроходящие или часто возникающие воспоминания психотравмирующего события. Так, после возвращения с войны в Чечне солдат А. страдал «как от наваждения» из-за внезапно возникавшей в его сознании картины гибели сослуживца: «Парень улыбается, а его разрывает взрывной волной».
Навязчивым может стать всплывание в сознании образа, замещающего травмирующее психику событие. Вернувшийся из Афганистана военнослужащий К. жаловался на то, что часто не может избавиться от «странных фантазий» Во время боевых действий он принимал участие в ликвидации противника в кишлаках. В одном из них было много обезображенных трупов и среди них рыдающая молодая красивая женщина. Тогда при виде всего этого К. испытал страстное сексуальное желание и оргазм. Негативные чувства из-за обилия смерти были замещены сексуальным возбуждением. После возвращения на родину у него нередко навязчиво возникало представление о сексуальном акте с женщинами, которых он видел на улицах, если они похожи на ту рыдавшую афганку (подробнее о «военной гиперсексуальности» см. в [Китаев-Смык Л.А.. 2001]. Два описанных выше случая навязчивости можно рассматривать как посттравматические стрессовые расстройства (подробнее об этом см. 4.4.6).
У невротиков бывают навязчивые тактильные ощущения: «волос на языке», «крошка в горле», «соринка в глазу», «щепка на спине под рубахой».
Описанию навязчивых представлений, мыслей, действий посвящены монографии и многочисленные статьи. Некоторые авторы описывают как особую форму навязчивости невроз страха и три стадии его динамики (три степени его выраженности). «Для первой стадии характерно возникновение страха при непосредственном столкновении с травмирующей ситуацией (например, при поездке в метро, где возник в страх). Во второй стадии фобии появляются уже в преддверии возникновения травмирующей ситуации (т. е. при ожидании поездки в метро). И для третьей стадии характерно возникновение фобий при одном лишь представлении о возможной встрече с травмирующей ситуацией» [Лакосина Н.Д., Трунова MM., 1994, с. 21 -22].
Среди множества навязчивых невротических страхов наиболее частыми бывают: боязнь заболеть раком (канцерофобия), СПИДом (спидофобия), боязнь сойти с ума (лиссофобия), навязчивая боязнь острых предметов (оксифобия), боязнь больших пространств: площадей, широких улиц, полей (агарофобия) и, напротив, боязнь оказаться в замкнутом пространстве (клаустрофобия), страх перед бездной (гипсофобия), навязчивое опасение вдруг неуместно покраснеть (эйтерофобия).
«Отдельные изолированные навязчивости, не препятствующие нормальной жизни и деятельности человека, очень часто встречаются у практически здоровых людей. Сюда относятся, например, некоторые фобии (навязчивая боязнь некоторых животных или насекомых, темноты и т. д.), навязчивое употребление в речи слов-паразитов ("так сказать"), некоторые навязчивые тики и др.» [Свядощ A.M., 1997, с. 72]. Навязчивые страхи были свойственны некоторым выдающимся людям: И.В. Сталин болезненно боялся покушений на его жизнь, у В.В. Маяковского была навязчивая боязнь инфицированной грязи (мизофобия), Петр I так боялся мышей, что, увидев их, вскакивал на стол, академик А. Д. Сахаров неудержимо боялся лягушек.
При невротических состояниях часто бывают как бы защитные, навязчивые действия и неустраняемые сознанием ритуалы. Они производятся вопреки разуму «для предупреждения мнимого несчастья». Это невротические преодоления фобий. Страхи и тревожные предчувствия могут угаснуть, а невротик все еще совершает навязчивые, как бы защитные, действия: без всякой необходимости пересчитывает попавшие в поле зрения предметы — окна, проезжающие автомобили, прохожих (аритмомания); или пытается, идя по комнате, наступать на определенные паркетные дощечки, на те или иные узоры линолеума, а на улице — на трещины асфальта или мимо них; невротик может навязчиво шмыгать носом, грызть ногти или, даже разговаривая с врачом, без нужды прикасаться к какому-либо предмету. И ведь знает, что врач заметит это и расценит как болезненный симптом, но не может совладать с собой — прикасается, т. к. где-то в глубине сознания мерещится ему — без этих прикосновений будет плохо.
К невротическим навязчивостям можно причислить трудности перехода от мысленной подготовки действия (работы, поступка), от размышления о нем к совершению его. Это как бы противоположное навязчивым действиям навязчивое бездействие. Сколько важных, нужных дел не свершилось, сколько талантливых идей не реализовано, сколько психосоматических болезней возникло из-за навязчивого тормоза в душе, мешающего начать желаемое и хорошо обдуманное, но так и не начатое дело!
Некоторые насильственные поступки можно рассматривать и оценивать как сформировавшиеся в антропогенезе, на заре человечества, архитипические акты устрашения злых сил.
Во многих религиозных ритуалах (поклонах, крестных знамениях, молитвах, паломничествах и др.) можно усмотреть навязчивость ритуальных действий, сформированную религиозным воспитанием для укрепления уверенности в себе и Божьей помощи. Такая «навязчивость» способствует воспитанию целеустремленности, истовой самореализации, нередко и оздоровлению истероидных личностей.
Детей, «навязчиво» рисующих в тетрадях ненадлежащие фигурки, картинки, называют «мазилками». Однако А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов в поисках стихотворных образов и рифм чего только не рисовали на страницах своих автографов. Видимо, «навязчивость» графических изображений помогала их творческим озарениям. Великий индийский поэт и мыслитель Рабиндранат Тагор навязчиво закрашивал пробелы в абзацах, в строчках своих стихов. Однажды, обратив внимание на эту «мазню», увидел в ней художественные символы. Это побудило его заняться рисованием. Его картины, прообразы которых возникали при поэтическом творчестве, хранятся в музеях.
«Уход» в музицирование также можно рассматривать как навязчивое действие. У людей одаренных они оставляют «след» — музыкальные творения, а обычных людей освобождают от ненужных эмоций, переводя неприятный стресс в эустресс творчества.
Изучение психической навязчивости ведет к решению одной из главнейших проблем психологии — дифференциации сознательной воли и бессознательных волевых навязчивостей. Волевой ли человек тот, кто без усилий, с радостью действует, или, напротив, волевой, кто с трудом и не всегда преодолевает свою лень или порочные страсти, т. е. особого рода навязчивости?
В. Истерия. В МКБ-10 термин «истерия» не употребляется, вместо него используется понятие о диссоциативных (конверсионных) расстройствах (рубрика F 44). Термин «истерия» происходит от греческого слова hystera — матка и связан с наивным представлением древнегреческих врачей о ее роли в «истерическом» поведении женщин. Надо признать, что яркие проявления истерии бывают преимущественно у женшин; а у мужчин истерия чаще развивается без ее бурных симптомов.
«Истерическим» называют поведение, «которое становится ненормальным только в силу количественно чрезмерной своей выраженности... которое переходит границы нормального вследствие преувеличенного выражения общечеловеческого и общераспространенного свойства притворности. Истерическая установка состоит в том, что человек разыгрывает перед окружающими какую-нибудь определенную роль с тем, чтобы вызвать то или иное отношение к себе (уважение, восхищение, сострадание, благожелательность) и этим путем добиться конкретной пользы (помощи, ухода, материальных преимуществ, уступок и т. д.). Подобные мотивы активизируют импульсивную тенденцию выражения, которая и является ядром истерической установки; последняя вызывает соответствующее данной роли внешнее поведение, которое, как и все притворное, по меньшей мере, не вполне соответствует действительным чувствам и стремлениям; чтобы сыграть роль возможно убедительнее и скрыть ее притворный характер от себя самого, истерик очень часто непроизвольно выражает и действительные свои душевные движения, которые вполне актуальны, но проявление их в данной роли оказывается раздутым, преувеличенным и фальсифицированным.
Для истерической установки, как и для всего притворного, характерно, что импульсивная тенденция выражения то и дело подхватывается и направляется сознательной волей: все притворное никогда не утрачивает признака преднамеренности. А т. к. сам истерик из чувства самоуважения должен как можно больше верить в искренность своей роли, то вся эта импульсивная тенденция выражения вместе с ее целями и мотивами всячески вытесняется из сознания, т. е. утверждаются такие торможения, вследствие которых сознание перестало бы воспринимать эти импульсивные порывы и не смогло бы ими управлять. Так получается, что истерик сам верит своей позе. Но этот самообман не бывает полным. В большинстве случаев вытеснение не вполне завершено и довольно лабильно, а потому от времени до времени у истерика мелькает в сознании, что он притворяется перед окружающими, и тогда сознание с более или менее ясной преднамеренностью вновь вмешивается, чтобы в глазах окружающих сделать роль правдоподобной. Но т. к. сознательно истерик все же не хочет притворяться, то с новой силой происходит акт вытеснения. Так возникает характерное для людей этого типа чрезвычайно лабильное поведение. Чем слабее и несовершеннее действует вытеснение, тем яснее должно быть сознание притворства и тем больше истерическая установка приближается к симуляции» [Биндер Г., 1967, с. 157-158].
«Давно была замечена одна особенность истерических реакций, заключающаяся в том, что тот или иной истерический симптом является для больного желательным, приятным, дающим определенные житейские выгоды — либо выход из тяжелой для него ситуации, либо уход от ставшей невыносимой действительности. Отсюда возникло представление о "бегстве в болезнь", "воле к болезни" (3. Фрейд) как о характерной черте истерии. ...Приобретут ли у человека представления о том или ином болезненном симптоме характер "условной приятности или желательности" (И.П. Павлов), зависит, с одной стороны, от особенностей тон ситуации, в которой он находится, с другой — от его прошлого опыта, от имеющихся у него условно-рефлекторных связей, определяющих его этические и нравственные устои... При истерии симптомы поражают своей "рациональностью", поражают тем, что возникает именно тот симптом, который в данных условиях "удобен", "выгоден" для больного» [Свядощ A.M., 1997, с. 101-102].
В больших городах не редкость — нищие «старухи», непрерывно, по многу часов трясущие головой, просящие милостыню; в метро можно встретить парней на костылях, волочащих за собой «парализованные» ноги. И это уже не симуляция болезни, а истерическое «врастание» в нее, она кормит страдальца, и он, может быть, уже верит, что болен.
Часты случаи истерического невроза из-за неполадок в семейной жизни. Так, известный французский психотерапевт Леон Шерток, ежегодно приезжая в Москву, демонстрировал киносъемки своих больных. Не раз он показывал на экране пожилого больного Жана П. с тяжелой болезнью суставов, сердца, желудка и с годами нарастающей кахексией (похудание от истощения). Лечение поддерживало его жизнь только благодаря постоянному, тщательному уходу за этим больным его жены. Но во время одного из приездов в Москву Л. Шерток показал наряду с больными его клиники еще и многолюдную парижскую улицу. В кадре был элегантный, стройный, немолодой, быстро идущий вальяжной походкой мужчина. «Это мой бывший больной Жан П., — пояснил Леон Шерток, — но у него умерла жена, и только это смогло поставить его на ноги».1
Жан П. «спрятался» в болезнь от жены, доминировавшей в семейной жизни, а может быть, и в сексуальном общении. Надо полагать, он сам имел склонность быть доминантом, но не устоял перед психической силой супруги. «Болезнь» его тела была при не сломленной психике. Кончина супруги позволила ему вновь «стать самим собой». И вряд ли он полностью осознавал все это. Вероятно, болезнь не осознаваласьЖаном П. как не только защита от семейного стресса, но и месть жене. Но она, хотя и ущемленная этой «местью», продолжала доминировать над мужем, принявшим роль слабого больного. Смерть жены сделала невротика Жана П. «победителем» в многолетнем семейном поединке и, вероятно, освободила от невроза.
Нередко истерические симптомы возникают после сильного испуга. Казалось бы, механизм «условной приятности или желательности» не играет здесь никакой роли. Но это не так. Испуг вызывает защитные реакции: резкую слабость или даже обморок, дрожание тела (тремор), удушье, слезы или рвоту и т. п. Та или иная защитная реакция может зафиксироваться (истерическая фиксация) и остаться надолго или часто повторяться в критических для субъекта ситуациях.
Яркий пример массовой «девичьей истерии» был в декабре 2005 г. в Чеченской Республике, а в 2007 г. — в Ингушетии. Наблюдалось индуктивное «заражение» этим конверсионным заболеванием, в основном через средства массовой информации. Были и повторные вспышки в 2006 г. из-за неудовлетворения «рентных тенденций», т. е. из-за недостижения желательных политических и финансовых претензий отдельными жителями этой республики (см. 5.5.3 и [Китаев-Смык Л.А.. 2007]).
Приведу пример истории с благоприятным исходом, этот случай я наблюдал в клинике 1-го Московского медицинского института (ныне Медицинская академия им. И.М. Сеченова). У девушки 17 лет после сильного испуга (на нее напал мужчина) не разгибались согнутые в локтях руки. Так она и ела, и умывалась; одеваться и раздеваться самостоятельно не могла. Эта контрактура рук возникла из-за того, что во время нападения на нее она закрывала лицо руками. Лечение было безуспешным. Заметим, что ее созревающее девичье тело желало мужского любовного насилия... и боялось его. А руки, согнутые контрактурой в локтях и прикрывающие груди, как бы помогали застенчиво сохранять свое девичество. Спустя год стало известно об ее излечении «дедом-знахарем» в северном русском селе. Оставшись наедине с девицей, он попросил ее подойти к нему, а когда она приблизилась, внезапно ухватил ее за промежность, назвав женский орган простонародным скабрезным словом. Девушка от смущения вскрикнула и, опустив руки, т. е. разогнув их в локтях, оттолкнула руку старика-охальника. Контрактура исчезла и больше не возникала. Здесь был применен «контршок» для вытеснения «защитных» последствий давнего испуга, т. е. новый испуг с опорой на стыдливость целомудренной девушки, страдающей из-за нереализуемости ее сексуального созревания. Дед-знахарь показал ненадежность защиты «больными» руками и то, что они здоровы. Для создания квазисексуального шока знахарь использовал и действие рукой как символ сексуальной претензии, и словесный, шокировавший девицу «прорыв» в ее интимные помыслы. О сексуальных неврозах и их лечении читайте [Свядощ A.M.. 1997, Зинченко Ю.П., 2003].
Истерию называют «великой притворщицей», и беда в том, что это «притворство» почти (или совсем) не подчиняется воле больного-истерика. Нередко припадки истерии происходят вопреки его желаниям и реальным интересам. Эти припадки бывают с рыданиями или с громким хохотом, либо со «звериным ревом», с падением из-за судорог, с попытками рвать на себе волосы или одежду. Нередки истерические припадки в виде «двигательной бури». Она проявляется как фейерверк всех возможных выразительных и рефлекторных движений: безумный бег с криком и размахиванием руками, катание по полу с выгибанием дугой спины («истерическая дуга»).
Истерия чаще бывает у личностей, склонным к грезам, фантазиям, театральности, со стремлением обратить на себя внимание окружающих. Известны казуистические случаи ложной истерической беременности у бесплодных цариц, страстно желавших иметь наследника престола, и, напротив, когда женщины панически боялись забеременеть вне брака.
Истеричность человека может играть положительную роль в экстремальных ситуациях, способствуя публичному «выбросу» чрезмерно мобилизованных эмоций. В критических условиях, действуя в той или иной мере «напоказ», умеренный истерик освобождается от эмоционального всплеска. Истерические личности со сценическим талантом реализуются в артистическом искусстве. Истеричность, естественно, присутствует у всякой личности, склонной к публичности своего творчества, к своей самореализации (см. подробнее 4.1.3 Ж). Немало авторитарно-истерических деятелей при наличии ума и воли достигают властных высот.
Г. Психастения. «Психастения» переводится с греческого как «душевная слабость» (греч. psyche — душа + astehneia — бессилие). В МБК-10 болезненная невротическая симптоматика, характерная для психастении, не выделена в особый раздел. Ее проявления упоминаются главным образом в рубриках F4 и F6.
Психастеники нерешительны, склонны к сомнениям, тревожно-мнительны, повышенно-застенчивы. Из-за этого многие из них не уверены в правильности своих решений и действий, мучительно робки. Их обременяет представление о собственной неполноценности и обреченности на неуспех. Им свойственны размышления и разговоры на отвлеченные темы. Так они «уходят» от актуальных требований жизни, от дел, с которыми, как им кажется, они не справятся. Однако при ненавязчивой, корректной и, главное, бодрой психологической поддержке, люди страдающие психастенией, могут проявить отличные умения работать, талант и одаренность. И напротив, принуждение к работе, понукание, неуважение создают у психастеников стресс, мучительное переживание своей якобы неспособности ни к чему и вины перед всеми. Это ведет к болезни — психастеническому неврозу [Александровский Ю.А., 2000 и др.].
Отдельные, временные проявления психастенических черт характера бывают заметны смолоду, даже в детском возрасте, но они не болезнь, а лишь характерологические основания для развития невроза при стрессе жизни. Долгое время больной-психастеник справляется с мучительными переживаниями, однако, целесообразно как можно раньше освободить его от хронически травмирующих воздействий (стрессоров). При необходимости следует своевременно обращаться к врачу-психиатру или к психотерапевту.
Бывает, что психастеник находит людей, остро нуждающихся в помощи; помогая им, он (а) как бы оправдывает свои кажущиеся ему недостатки, (б) облегчает себе переживания своего мучительного несовершенства, видя перед собой еще более несчастных, нуждающихся в его помощи, (в) находит в себе силы и воспитывает привычку быть способным к умелым действиям, облегчающим жизнь человеку, более слабому, чем он сам. В такой ситуации альтруизм психастеника становится, условно говоря, способом его самолечения.
Печально то, что невротическому развитию личности психастеника (и усилению стресса его жизни) способствует его склонность, уступая обстоятельствам, связывать свою жизнь с людьми, наделенными сильным характером, но не понимающими то, к чему есть способность, одаренность данного человека с психастеническими чертами.
Возможен вариант психастенического невроза, при котором невротик начинает сам искать своего «палача», человека, который подавляет волю психастеника, эксплуатирует его и при этом постоянно укоряет, уязвляет его, грубо замечая его слабости, тем усиливая его невроз и привязывая к себе подачками, без которых невротик якобы прожить не сможет.
Психастеники часто отказываются от лечения: (а) пренебрегая собой, (б) стыдясь обременить пекущихся о них людях (в) и даже движимые суицидальным желанием «покончить со своим бренным, несчастным существованием». Учитывая это, друзья и люди, близкие невротику-психастенику, должны смело и безотлагательно организовывать его лечение, не обращая внимание на его отказы; в дальнейшем он будет им только признателен.
Конфликт между неуверенностью в себе и гордостью, между вечными сомнениями и страстной жаждой счастья порождают жесточайший невроз психастении, да и другие формы невротических расстройств («психических болезней стресса»)

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Невроз навязчивых состояний» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Железнодорожный вагон
Аудит формування фінансових результатів
Аудит оборотних засобів, інших необоротних матеріальних активів. ...
ОСНОВНІ НАПРЯМИ ДІЯЛЬНОСТІ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ
Баланс


Категорія: Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу | Додав: koljan (13.02.2012)
Переглядів: 1422 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП